6 базовых и 6 новых правил этикета, которые вы должны знать
Каждому хотя бы раз в жизни приходилось сомневаться, правильно ли он себя ведет, находясь в новом окружении или непривычной обстановке. Эксперт по этикету, член Национальной Ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Екатерина Богачева рассказала о правилах поведения, зная которые, вы не ударите в грязь лицом.
Базовые правила этикета
1. Желать «приятного аппетита» за столом должны не все.
По этикету это может делать только тот, кто имеет отношение к приготовлению и подаче еды: повар, официант, хозяин, который принимает гостей. Говорить эту фразу, например, коллегам за столом — не по этикету.
2. Если кто-то рядом чихнул, окружающие должны сделать вид, что не заметили.
Тот, кто чихнул, негромко говорит: «Прошу прощения». Наперебой кричать «будьте здоровы!» — ошибочно.
3. Первым рукопожатие инициирует старший по рангу/возрасту.
Идти утром к руководителю с протянутой для рукопожатия рукой — не в нормах делового этикета.
4. Единственное уместное обращение к незнакомому человеку — «извините, пожалуйста».
Про привычное некоторым «женщина» и даже «молодой человек» придется забыть, не говоря уже о возгласах в стиле «эй!» и «уважаемый!».
5. Чашку за столом нужно держать всеми пальцами.
Отставлять мизинец или помещать указательный палец внутрь ручки — непозволительно.
Речь идет именно о чашке, а не о кружке: как правило, керамические кружки большие и тяжелые, поэтому их нужно держать, поместив пальцы в ручку. А вот фарфоровые чашки маленькие и легкие: их можно держать всеми пальцами за ручку.
6. Если кто-то в нашем присутствии нарушает перечисленные правила, указывать на это нельзя.
Если речь идет о трудовом коллективе, замечание может сделать только руководитель, только наедине и в очень мягкой форме.
Новые правила этикета
Все они связаны с нашим поведением в онлайн-пространстве и деловой перепиской.
1. У сообщений, которые мы отправляем по емейлу, всегда должно быть название.
Называть их следует лаконично, хотя бы в трех словах. Если в ходе переписки изменилась тема общения, в названии следует отразить новую тему.
2. К адресату нужно всегда обращаться по имени
Или имени-отчеству в зависимости от того, как принято в компании.
Если в переписке несколько адресатов, следует использовать обращение «коллеги». Не «девочки» / «мальчики».
3. Электронные письма следует формулировать кратко, четко и по существу.
Не стоит заставлять собеседника тратить время и пытаться понять суть написанного, продираясь сквозь лишнюю информацию. Это может расцениваться как неуважительное отношение.
4. В конце письма всегда нужно оставлять подпись.
Она должна содержать имя, фамилию, должность и координаты. При этом телефон рекомендуется писать в формате «+7(XXX)XXX-XX-XX», чтобы адресат при необходимости мог в один клик набрать номер, а не набирать его заново.
5. Следует отвечать на электронное письмо как можно быстрее.
Обычно внутри компаний это 2-3 часа (если не определено иное). На письмо, отправленное после рабочего дня, уместно отвечать на следующий рабочий день. Внешние письма — до 3 дней, если иной срок не определен внутренними правилами компании.
6. Следует придерживаться правил выбранного языка
Грамматические ошибки, уменьшительно-ласкательные суффиксы («спасибочки», «документик», «договорчик» и пр.) — табу.
Здесь речь, конечно же, идет о деловой переписке. Если вы в более близких отношениях с коллегами, правила могут регулироваться.
У нас появился Дзен-канал «Стиль жизни» о правильном питании, фитнесе, качественном отдыхе и развлечениях. Подписывайтесь, чтобы узнавать больше полезной информации о том, как заботиться о себе и становиться лучше с каждым днем!