Плачь сейчас — и потом: каким получился ремейк «Ворона» с Биллом Скарсгардом и FKA Twigs
22 августа в российский прокат вышел ремейк «Ворона» с Биллом Скарсгардом и FKA Twigs. Рассказываем, стоит ли смотреть экранизацию Руперта Сандерса по культовым комиксам Джеймса О'Барра.
Сюжет «Ворона»
Эрик Дрейвен (Билл Скарсгард) и Шелли Вебстер (FKA Twigs) встретились в рехабе, мгновенно нашли друг в друге родственную душу и решили сбежать из реабилитационного центра, похоже, решив, что по-настоящему исцелить способна только любовь.
Оказавшись в безопасном месте, Эрик и Шелли пытаются всеми доступными способами игнорировать реальность и выражают свою боль в творчестве. Девушке это дается сложнее, ведь музыка напоминает ей о страшном поступке, который она совершила.
Прошлое персонажей не отпускает их. Они бегут от него в иллюзию всепоглощающей любви, но, вероятно, как и дождь, эскапизм не может длиться вечно — Эрика и Шелли настигает то, чего они боялись. Смерть разлучает пару.
В загробной жизни у Эрика появляется возможность отомстить всем, кто отнял у него любимую, и не дать свершиться страшной участи, которая ей уготована.
Каким получился фильм «Ворон»
Противоположности притягиваются. Избитая фраза, за которую стыдно. Но если сценаристы «Ворона» гордятся неловкими для любого, кому больше тринадцати, репликами («Ты был так красиво поломан» или «Если трудно меня любить, люби еще сильнее»), то почему бы не мимикрировать, говоря с произведением на его языке?
В первую встречу Шелли показывает Эрику свое тату с масками, как в древнегреческом театре, и подписью: «Смейся сейчас, поплачешь потом». По словам героини, это отражает ее подход к жизни. В ответ Эрик замечает, что у него все получается скорее в духе «Плачь сейчас — и потом».
Отношения персонажей зарождаются многообещающе, но их развитие происходит нереалистично. Чересчур стремительно и не слишком оправданно сюжетно (если смотреть на ремейк без опоры на серию комиксов или экранизации). Поэтому трудно поверить в нерушимую связь, возникшую после одного смол-тока, пары приходов и случайного секса.
Историю «Ворона» знают многие, и, возможно, создатели проекта подразумевали, что для раскрытия мотивов главных героев зрителям достаточно трека Joy Division. Отчасти так и есть. В песне Disorder Йен Кертис поет о том, что ждал проводника, который придет и возьмет его за руку.
Музыка — на удивление сильная и преемственная (в экранизации 1994 года звучали композиции The Cure, Rage Against the Machine, Nine Inch Nails и других известных рок-групп) сторона «Ворона». Но даже трек Total Depravity группы The Veils не может взвалить на свои плечи всю ответственность за некоторый сюжетный пафос, который в истории о такой Большой Любви, в общем-то, не помешает.
Делегировав вопросы глубины, саморазрушения и кровавой драмы рок-н-ролльщикам, режиссер Сандерс заставляет «Ворона» летать по поверхности. Эрик думает, что любит ту, кого даже не знает. Он не готов столкнуться с реальной Шелли и сомневается в ней при первой возможности. Сколько бы протянули эти отношения, если бы персонажей не убили в начале фильма? Сколько бы Эрик, будучи художником, смог создавать идеальный образ той, кого не существует, и сколько Шелли смогла бы откладывать слезы на потом?
«Ворон» образца 2024 года — это невнятный ситуэйшеншип (отношения, в которых партнерами не обозначен четкий статус) парочки травмированных одиночек (примерно «Конец ***го мира» в эстетике «Эйфории»). У проекта усиленный, но не раскрытый образ главного злодея (тогда к чему было наделять его сверхъестественными способностями?). Ворон в новой адаптации выглядит не благородным героем, избравшим путь возмездия, а аутсайдером, который рано или поздно победит — но лишь потому что его нельзя убить, а лажать бесконечно просто невозможно.
Стоит ли смотреть ремейк «Ворона»
Исключительно для того, чтобы составить собственное впечатление. Сложно сказать, на кого рассчитан этот ремейк. На ностальгирующих фанатов Брэндона Ли, сыгравшего Эрика в оригинальном фильме, точно рассчитывать не приходится (они дружно схватились за сердце еще на этапе первых промофото), а новая аудитория почувствует попытки заигрывать с ней.
Между картиной с Брэндоном Ли и современным ремейком — пропасть, но даже если не пускаться в неизбежные сравнения, фильм Руперта Сандерса не выиграет. Силе любви в проекте не веришь, а мести там, по сути, и нет. Ворона-Скарсгарда ведет не внутренняя боль, а дух, велевший ему: «Убей их, убей их всех».
Персонаж больше не мститель, а наемник, и это делает его обезличенным. В фильме не чувствуется перерождения Эрика в Ворона, хотя Билл Скарсгард способен его сыграть. Персонажу FKA Twigs в проекте тоже недостает глубины, хоть жизни Шелли в ремейке и было уделено больше времени.
Что ж, возможно, так Руперт Сандерс видит современное поколение. Поверхностным, ведомым и довольствующимся обещанием невозможной в реальности совершенной любви.