Рецензия на фильм «Дюна. Часть вторая»: каким получился новый блокбастер Вильнева
1 марта на мировые экраны вышло продолжение экранизации культового романа Фрэнка Герберта «Дюна. Часть вторая». Фильм продолжает события ленты, увидевшей свет в 2021 году, и переносит на экраны вторую половину книги о далеком будущем человечества.
Картине Дени Вильнева пророчат большой успех, и даже сын Фрэнка Герберта положительно отозвался о новой экранизации. Наследнику писателя вторят и кинокритики, многие из которых назвали фильм канадского режиссера чуть ли не современной классикой. Похоже, у Дени Вильнева действительно получилось если не произведение на века, то как минимум претендент на главный блокбастер года и, пожалуй, лучшая экранизация романа Герберта.
«Дюна. Часть вторая» — удивительное по своему масштабу и красоте зрелище, которое с очень большой вероятностью вызовет у зрителя в кинотеатре мурашки. И если к сюжету и трактовкам мифа могут быть вопросы, то визуально лента Дени Вильнева не вызывает ничего, кроме восхищения. Особенно на фоне других блокбастерных премьер сезона, с которыми историю Пола Атрейдеса даже как-то неловко сравнивать, слишком уж велик отрыв.
О чем фильм
Вторая часть экранизации Фрэнка Герберта продолжает историю первого фильма. После нападения Харконненов на Арракин (в ходе которого был убит глава дома Атрейдесов и отец главного героя — герцог Лето) главный герой Пол (Тимоти Шаламе) вместе с матерью (Ребекка Фергюсон) скрылся в пустыне, где встретился с группой фрименов под предводительством одного из старейшин народа, Стилгаром (Хавьер Бардем).
Фильм Вильнева стартует сразу после финальной сцены «Части первой» и рассказывает дальнейшую историю Пола Атрейдеса, его путь к свершению мести и предначертанному величию. Пол должен найти свое место в обществе коренных обитателей Арракиса, а также воскреснуть из небытия, попутно приняв решения, которые приведут к новой межзвездной войне. «Дюна. Часть вторая» покажет становление молодого Атрейдеса как мессии во главе фрименов, свершение возмездия Харконненам и его путь к императорскому трону.
Как снято
В какие-то моменты лента максимально подробно следует букве оригинала. Но также порой выбрасывает на помойку целые куски сюжета, отступая от текста настолько, насколько может себе позволить режиссер, любящий оригинальный роман. При этом лента не скатывается в произведение «по мотивам». Вильнев одновременно упростил и возвысил историю, которая и в романе 1965 года выглядела как античная трагедия. Так вот, в отличие от первой части, где сюжетная основа вызывала ассоциации с шекспировскими драмами, «Часть вторая» — это театральное зрелище, где герои приобретают мифологические масштабы и, подобно Полу Атрейдесу, отрекаются от своей человечности в пользу величия и мощи.
Отличия от книжного первоисточника
Говоря об экранизации «Дюны», сложно не начать искать отличия книги и фильма. Да, в работе Вильнева нет многого из того, что явно хотелось увидеть каждому фанату. Режиссер опустил историю ментата Атрейдесов, не показал Космическую гильдию и ее навигаторов, да и время пребывания Пола и его матери Леди Джессики в обществе пустынных жителей фрименов явно сократилось.
Место изъятых из экранизации сюжетных веток отдано на раскрытие дома главных антагонистов героев. При этом Дени Вильнев в своем визионерском подходе не заставляет персонажей на экране проговаривать каждое действие и объяснять каждый ход — он предлагает зрителю следить за визуальной феерией, через которую он и раскрывает безусловно яркие образы врагов Атрейдесов.
Персонажи
Несмотря на отказ от многих второстепенных веток, все основные «шахматные фигуры» на доске Арракиса остались на месте. Лента, стартующая сразу же после концовки «Дюны. Части первой», рассказывает историю, почти не прерываясь на временные скачки.
За время своей жизни на Арракисе стремительно взрослеющий наследник дома Атрейдесов не просто научится быту фрименов и найдет любовь. Он выгодно использует себе во благо царящие среди местного населения верования. Также Атрейдес фактически примет свою судьбу, покорившись идеям фрименов о приходе великого спасителя. Будучи наследником благородного рода, Пол в погоне за местью не побрезгует и массовыми жертвами, и шантажом и, окунувшись в открывшийся ему опыт предыдущих поколений, примет свою судьбу и высшую цель.
Персонаж Зендеи Чани во второй «Дюне» получила больше времени. Раскрывшись как любовь главного героя, она также стала голосом разума и «якорем», который соединяет Пола Атрейдеса-человека и практически бога Лисан аль Гаиба, которым он выбрал стать.
Здесь все так же есть род Харконненов, возглавляемый жутким Владимиром Харконненом (Стеллан Скарсгард), который выбирает себе в наследника пугающего племянника Фейд-Рауту. Последний едва ли не затмевает в психопатической одержимости властью тучную фигуру самого барона.
Не обошлось и без Шаддама IV (Кристофер Уокен). Император из дома Коррино, который помог заклятым врагам Атрейдесов организовать заговор против династии Атрейдесов с планеты Каладан. В насыщенном событиями фильме уделено достаточно много времени царствующей семье, и пусть сам глава рода появляется на экране всего пару раз, зрители регулярно слышат голос его дочери — принцессы Ирулан (Флоренс Пью). Именно ее цитатами открывалась каждая глава романа, и лента Вильнева местами наследует этому принципу.
Внешние образы высокородных героев в корне отличаются от книжного описания. Но каждый персонаж выглядит органично и на своем месте, не теряет величины образа и его монументальности. При взгляде на Флоренс Пью в образе Ирулан не возникает и мысли, что что-то не так, как в книге — настолько фактурным получился образ героини. Ее место в сюжете, по словам самого режиссера, должно стать более весомым, если получится снять и третий фильм, уже по книге «Мессия дюны».
Впечатления от фильма
Вторая «Дюна» предсказуемо обгоняет первый фильм по количеству событий и масштабу показанного на экране действия. При этом режиссер не избегает и простой демонстрации быта фрименских общин, показывая, как они добывают воду из тел умерших, обедают и молятся. Подобные сцены будто бы сбивают градус пафоса, напоминая зрителю, что даже Иисус был плотником в своем земном существовании.
Но все-таки Дени Вильнев — совсем не Зак Снайдер, и очевидных библейских отсылок в «Дюне» нет. Лента, как и первоисточник, пропитана антимессианскими идеями, показывая, что любая власть не может нести добро. Более того, человек, наделенный невероятным влиянием, который борется, казалось бы, за справедливое дело — в конце концов не так уж сильно отличается от антагонистов.
Получилось современное, местами пугающее кино, которое не выглядит как фэнтезийный побег от реальности. Но фильм ужасает не злобными Харконненами с их звериными порядками и психопатическими наклонностями, а тем, куда движется и так не самая уютная вселенная, представленная на экране. Увы, актуальная сейчас экологическая тематика первоисточника почти полностью осталась за бортом экранизации, что обидно — так как именно она в свое время стала одной из причин рождения романа.
«Дюна. Часть вторая» — масштабное кинополотно, под блокбастерной оболочкой которого прячется античная трагедия невероятных размеров, при этом не лишенная актуальных мыслей и идей о пропаганде, мессианстве и том, насколько страшен фанатизм.