Третьяк или Фетисов? Размышления перед выборами
Обозреватель "СЭ" - о предвыборных ожиданиях и шансах кандидатов на пост президента ФХР
Андрей КУЗНЕЦОВ
До выборов президента ФХР осталось всего пять дней. Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов зарегистрированы кандидатами. 146 представителей региональных федераций - делегатами с правом голоса. Прогнозы по исходу назначенного на 18 июня "часа икс" интригуют все больше.
В последние дни ваш покорный слуга активно собирал информацию в попытках ответа на вопрос: "Кого из двух кандидатов будут поддерживать выборщики?" Большинство тех, с кем удалось пообщаться, собираются отдавать свой голос за действующего президента ФХР. Солидное такое большинство. Понятно, что бюллетени представителей Подмосковья, Приморья да Петербурга гарантированы Фетисову. Но среди остальных регионалов - большое множество таких, чьи симпатии на стороне Третьяка.
Предлагаю взглянуть на вопрос чуть шире. И поразмышлять над факторами, благодаря которым фаворитом действующих выборов является скорее нынешний глава ФХР.
Во-первых, никто не отменял китайской мудрости: глупее всего те перемены, которые затеваются ради самих перемен. Четыре золота, серебро и бронза на чемпионатах мира последних семи лет. Сотни построенных и открытых в стране катков. Работа над подготовкой звездного резерва для клубных и национальных команд. Коль скоро эти направления успешно функционируют при действующем президенте - в чем смысл его замены?
Во-вторых, нельзя не учитывать фактор вживания в должность. Особенно применительно к каждодневной кропотливой работе на внутренних хоккейных фронтах. На международной арене Фетисов, конечно, лицо более чем узнаваемое и уважаемое, а того же Фазеля он зовет не иначе как "Рене Иваныч". Но и там слишком многое завязано нынче на личные отношения Третьяка. Например, способность выбивать у НХЛ олимпийские льготы, а у европейских лиг - согласие на международные перерывы. Или вопрос со страховками для звезд сборной. Вроде бы мелочь - но без них малкины с овечкиными до чемпионата мира не доезжают и победные шайбы в финалах там не забивают.
В-третьих, вопрос отношения с самими этими звездами. Природная прямота и принципиальность Фетисова здесь палка о двух концах. Потому что дипломатичный Третьяк создал в национальной команде атмосферу, в которой суперигроки не боятся брать ответственность на себя и ошибаться. Зная, что никто их попрекать и делать козлами отпущения за возможный ледовый прокол не будет. Бывший же председатель совета директоров КХЛ никогда не стеснялся называть вещи своими именами. Хотя на посту президента ФХР требуется иногда побороть в себе желание окрестить провалившего четвертьфинал плей-офф вратаря "мышеловом", а роковое удаление лидера - "дешевым".
В-четвертых, отношения с нынешним штабом национальной команды. Я вовсе не хочу сказать, что Фетисов не способен сработаться со связкой Знарок-Сафронов. Но подводный камень есть и тут: в случае смены власти в ФХР главный тренер и генменеджер по ходу какого-нибудь особо принципиального спора в качестве финального могут услышать такой аргумент: "Не я вас в сборную приглашал". Третьяк же давно является главным мастером взаимовыгодного компромисса в хоккейной России.
В-пятых, с точки зрения стратегического планирования претендент все-таки действующему президенту уступает. Критика чужих действий – дело, безусловно, полезное. Однако на выборы нужно идти с перечнем не только ошибок предшественника, но и шагов, которые будут предприниматься в ближайшие четыре года. Конкретных, обоснованных, выполнимых. Тех, что относятся не к категории рассуждений, а к категории дел. Мне удалось ознакомиться с некоторыми важными тезисами обоих кандидатов. И, признаюсь, программа-2018 Третьяка выглядит поубедительнее программы-2018 Фетисова. Во многом, наверное, потому. что последняя писалась на флажке. В очень сжатые, ограниченные двенадцатым июня сроки. Трудность? Безусловно. Вот только отнести ее к категории объективных никак нельзя. О том, что выборы запланированы на нынешнее лето, известно было очень давно. При желании претендент на пост президента ФХР мог начать разработку своей программы хоть после Олимпиады. Аппарат Третьяка, например, отнесся к задаче подготовки предвыборных документов со всей серьезностью. И, по моим данным, постарался вложить в них максимум аргументов и фактов.
В-шестых, Вячеслав Фетисов позиционирован как в первую очередь креатура КХЛ. А, значит, как фигура, нацеленная на отстаивание интересов прежде всего клубного хоккея. Но разве с работой по этому направлению плохо справляется президент КХЛ Александр Медведев? Отрицательный ответ на поставленный вопрос очевиден. Благодаря действующему главе лиги клубы и так есть серьезная, заставляющая считаться со своими чаяниями да планами сила. Насколько целесообразным с точки зрения всей хоккейной России выглядит появление второго руководителя-тяжеловеса с амплуа, абсолютно идентичным медведевскому? И понимает ли масса региональных федераций, что в случае смены власти в высших эшелонах ФХР как раз им грозит понижение в неофициальной "табели о рангах"? Отход на третьи с точки зрения системы приоритетов роли? Отход надолго - и, есть вероятность, навсегда? Скорее всего, понимают. И за кого как не Третьяка они, осознавая этот факт, должны отдавать свой голос?
То, что хочется обозначить под пунктом "в-седьмых", логически вытекает из сказанного в предыдущем абзаце. Так получается, что наша хоккейная система эффективнее всего работает в условиях сплетения многих сдержек и противовесов. Конфликта интересов, который перерастает в диалог, сближение позиций и выработку устраивающего всех компромисса. Царила б единолично в отечественной шайбе ФХР - внутренний календарь в интересах сборной мог бы урезаться до сорока регулярных да максимум двенадцати (для финалистов плей-офф) кубковых матчей. Про излишества вроде пятерки легионеров или гибкого потолка зарплат и говорить не стоит. Если бы все рычаги управления сосредоточились в руках КХЛ, мы получили б максимально насыщенный клубный чемпионат на всех уровнях - от взрослого до юниорского. И совершенно загнанную, отодвинутую в угол национальную команду, которой на чемпионаты мира пришлось бы ездить четвертым составом, а на евротуры в лучшем случае седьмым. Если бы еще были эти самые евротуры.
Но в том-то все и дело, что постоянное перетягивание каната между двумя аппаратными тяжеловесами отечественного хоккея стимулирует к развитию обоих. Хоккей клубный и хоккей национальный получают стимул развиваться интенсивным путем. ТО есть искать резервы роста и повышения качества внутри себя - а не за счет планов по поглощению партнера, с которым возникает конфликт интересов. Потому-то за постоянной конкуренцией благосклонно наблюдают и высокопоставленные кураторы отечественной "шайбы". Все понимают: ФХР и КХЛ растут, прогрессируют, расцветают в том числе и за счет постоянного подстегивания, соревнования, дискуссий между собой. И чемпионат мира с Кубком Гагарина - вовсе не смертельные враги. А турниры, на пару являющие картину едва ли не идеального спортивного симбиоза. В одном соревновании воспитываются звезды для другого. Патриотизм, маркетинг, рейтинги телетрансляций и степень народной любви лезут вверх не в последнюю очередь потому, что один и тот же суперигрок в глазах болельщика есть одновременно и лидер любимого клуба, и победитель чемпионата мира.
А вот в случае смены президента ФХР эта система сдержек и противовесов будет сломана. Никто не знает, как потеря аппаратной поддержки скажется на национальной сборной. И как она отреагирует на крушение созданного Третьяком режима наибольшего благоприятствования. Согласитесь: велик риск того, что реформы календарей, лимитов и базовых принципов системы "откатят" ее с взятого постолимпийского победного хода. Между тем задачу выиграть московский ЧМ-2016 и Олимпиаду-2018 никто, по-моему, не снимал.
Именно поэтому я очень удивлюсь, если по итогам голосования 18 июня выборы президента ФХР не выиграет Владислав Третьяк.