«Было бы лестно, если бы МОК видел в нас соперника, но иллюзий строить не нужно». Интервью автора идеи Игр будущего
Первые в истории Игры будущего завершились. На протяжении двух недель в Казани проводили уникальные соревнования на стыке классического спорта, киберспортивных дисциплин и современных технологий. Общий результат скорее говорит об успехе. Однако есть и нюансы, которые важно обговорить. С этим согласен и «отец» фиджитал-движения Игорь Столяров. Российский топ-менеджер, бывший старший вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014» в 2021 году стал руководителем проекта «Игры будущего» и довел его от смелой инициативы на форуме «Россия — спортивная держава» до реализации. В интервью «СЭ» Столяров подвел итоги дебютной фиджитал-Олимпиады, а также оценил ее перспективы на будущее.
Удивил интерес зрителей — мы даже не были к такому готовы
— Наверняка у вас свалилась гора с плеч — такое масштабное событие подошло к концу. Какие первые эмоции после закрытия Игр будущего?
— Мои эмоции — это эмоции людей, которые на трибунах. Горящие глаза волонтеров, впечатления спортсменов. Они в основном положительные. У нас все-таки получилось, мы смогли зажечь участников энергией. Радость, восторг. Некоторые говорят, что ничего подобного не видели ранее. Есть такое выражение в английском языке — once in lifetime opportunity. Когда вам выпадает счастливый билетик, и вы помните потом это событие всю жизнь. Дай бог, если это действительно так, если это не мимолетные ощущения, а устойчивая эмоция, которая будет дальше жить с этими людьми. Здорово что мы смогли организовать такой праздник. Россия подарила этот праздник миру.
Мы открыли новую веху в истории спорта, новый формат спортивных мероприятий. Это здорово. Есть негатив, в первую очередь технического характера, куда же без него. Я всем говорю: дайте нам побольше критики! Критикуйте нас, мы абсолютно открыты. Скажите нам в лицо: где, чего и куда. Мало кто говорит, не принято так у нас. Но мы требуем, чтобы говорили. В этом в том числе наша сила, что мы открыты к критике.
— Вас удивил интерес зрителей? Как онлайн, так и оффлайн.
— Честно скажу, удивил. Мы не были даже к нему готовы. Не ожидали, осторожничали. С трибунами осторожничали, что касается оффлайн. С дистрибуцией сигнала не спешили, не всем странам давали. А потом очередь выстроилась из стримеров, которые просят контент. Мы их спрашиваем: так вы же изначально не хотели брать. Но в итоге зашло. Хорошо, берите. Так что даже сложности возникли в связи с таким ажиотажем, мы в оперативном режиме делали некий комплекс мероприятий, для того чтобы этот интерес удовлетворить.
К нам начали обращаться компании из разных стран мира, стриминговые и цифровые платформы, в основном киберспортивного толка, но не только. Все говорят, дайте нам картинку с определенных дисциплин, соревнований. Если бы мы были телеканалом с большой бюрократической машиной, все это заняло бы много времени, и по ходу турнира уже вряд ли бы успели. А так у нас скорость подключения любой платформы занимала не больше пяти минут с момента подачи заявки. Они кидают запрос, мы им даем IP-адрес, с которого можно брать контент. Что касается зрителей, то мы уменьшали аккредитационные зоны, чтобы почетные гости могли чуть-чуть ужаться. В тесноте, да не в обиде. Но зато продавали билеты народу, чтобы удовлетворять повышенный спрос.
— В том числе решились и на овербукинг — продажу билетов сверх нормы?
— Это стандартное явление для больших спортивных мероприятий. Овербукинг часто используется. Есть такое понятие, как естественный абсентеизм. Условно говоря, ты продаешь 100 билетов, а к тебе стабильно приходят 86 человек. 10-20 процентов не придут по разным причинам. Так как мы уже не первый год проводим крупные мероприятия такого масштаба, мы четко понимаем, на что зритель придет, на что не придет. В какой день недели — главное, рабочий день, выходной — разница существенная. Или в детские каникулы.
Есть опыт, который подсказывает примерный процент, куда ты точно попадешь, даже если все билеты формально раскуплены. Люди за них заплатили, но возникают обстоятельства, из-за которых они не могут прийти. Поэтому нужно делать небольшую крышечку сверху, подкрышечку, чтобы попасть ровно в сто процентов. А если люди все действительно придут и овербукинг превышал число посадочных мест, то ничего страшного, мы находили резервы и всех рассаживали. Например, могли посадить на VIP-трибуну, что всех устраивало.
— Что-то конкретное по цифрам зрительской активности уже можно объявить? Фигурировали цифры в 100 тысяч посетителей города будущего на Экспо.
— Эта информация уже устарела. Давайте так, за 300 тысяч посетителей человек. Это включая Сочи, все спортивные объекты в Казани, все десять штук, Иннополис.
Гонки получились чрезмерно дорогими и элитарными
— Вы упоминали проблемы технического характера. Расскажете поподробнее об основных?
— Смотря что называть проблемой. Мы сложности называем «инцидентами». Возник какой-то вопрос, недочет — это инцидент. Схему энергетики поменять, отбить DDOS-атаку. Метеоусловия в казанском аэропорту в последний день подвели, туман. И это тоже инцидент, мы церемонию закрытия готовили, гости прилетают. Разные факторы бывают, как человеческий фактор, так и форс-мажор, экзогенные, антропогенные факторы. И по моему личному опыту, а он весьма значительный, таких инцидентов было в разы меньше, чем на любых других соревнованиях. Это поразительно.
Опять же, были вопросы по энергетике, информационной безопасности. По устойчивости IT-инфраструктуры. Все эти инциденты согласно регламенту купировались ровно по алгоритму строго в отведенное время. Условно говоря, упала сеть между объектами. И у нас есть четыре минуты на устранение проблемы. Все успевали, восстанавливали. Без изъянов не обойтись, вы должны понимать, какая махина была у нас в руках. 54 функции, которые должны работать синхронно. Иногда эти шестереночки дают сбой. Это всегда вызывает негативный эффект, другие шестереночки следом тоже начинают сбоить. Поэтому их надо вовремя смазывать, быстро устранять соринки, которые в этот механизм попадают. Самое главное, инцидентов критического уровня не было. Есть инциденты четырех категорий: зеленый, желтый, оранжевый и красный. И вот красных не было вообще.
— Уставшая собака на церемонии открытия — это был инцидент?
— Люблю этот вопрос. Мы раскрыли ответ на него на церемонии закрытия. Много было шуток, что это моя собака, что она устала. Нет, она не устала, а умерла. Этими мемами забит весь интернет. Наверное, нам это в плюс. Такая пасхалочка тонкая на нераскрывшееся кольцо Сочи-2014.
— С текущим багажом знаний вы бы что-то изменили в программе Игр будущего?
— Обязательно. И в таком анализе, что пошло не так, — весь кайф на самом деле. Если что-то можно переделать, мы обязательно сделаем лучше. По всем дисциплинам могли сделать лучше. Много материала. Я забиваю свои мысли в текст из голоса. И у меня страниц 20 сумбурного текста. На каждый объект захожу и подмечаю тонкие, но важные детали. Например, на скейтбординге нужно двое ведущих, динамики мало. На футболе нужно камеру поставить на другую позицию, чтобы кадр был удачнее. Технических деталей много. Так что, если и когда мы будем проводить следующие Игры будущего, опыт Казани будем перерабатывать и учитывать. В этом сила хорошей организации.
— Какие дисциплины вам показались наиболее успешными, а какие скорее неудачным экспериментом?
— Наиболее удачными мне показались Dota 2 и MLBB. Максимально зрелищным получился баскетбол. MMA зрелищным получились, но это лично на мой вкус. Из того что нужно точно дорабатывать, это, например, гонки дронов. Мы проводили их на открытом воздухе, а на тестовых соревнованиях — в помещении. И вот под крышей мне нравится больше. Там зрители есть, все-таки зимой на улице много не насмотришься. И снимать легче, и ясности больше. Говорят, что были помехи, терялась связь, картинка с дрона. То ли это РЭБ, то ли оборудование самих дронов некачественное, будем разбираться. На трансляции это сильно не сказывалось, апелляций от команд существенных тоже не было. Но ясно, что нужно делать по-другому.
По-другому я бы организовал гонки. Это очень дорогой вид спорта. И те гонки, которые проходят у нас сейчас в Сочи, — это невероятно дорого. Наверное, немножко мы с «Формулой-1» переборщили. Не буду называть цифры, но, думаю, порядок сумм понимаете. Мы затеяли Игры будущего, чтобы технологию можно было быстро масштабировать. Поэтому не брали какие-то дорогие виды, по которым нельзя провести локальный турнир в небольшом городе и заниматься им регулярно широким массам людей. Поэтому я бы вернулся к гонкам на картах. Картодром есть практически в любом городе. И это массовая история, которой можно завлечь и детей, и взрослых. «Формула-1» — это элитарный спорт. И в эту элитарность уходить не хочется, будем анализировать.
Спортивное программирование — дисциплина, которую не продать зрителям. Она несмотрибельна, мы это понимали изначально и постарались выжать максимально классную картинку. На мой взгляд, скорее получилось, чем нет. Можно раскручивать, но тут вопрос не в зрителях — это прямое попадание в профессию. Мы сделали такой чемпионат мира по хакатонам, которые проходят уже многие годы. Команды были очень достойные, вопрос в том, насколько мы сможем институализировать свое право на проведение таких турниров по спортивному программированию. Чтобы они имели соответствующий статус, уважение, а за победителями охотились крупнейшие IT-гиганты. В этом смысл.
Играть на поляне МОК бессмысленно, но будет здорово сотрудничать
— Dota 2 и другие классические киберспортивные дисциплины показали хорошие охваты в своей нише, однако не привлекли стороннего зрителя. Это не просчет?
— Действительно так, мы хотели вывести продукт на новую аудиторию. Была гипотеза по поводу взаимоопыления аудитории. Она происходит, но недостаточно интенсивно. Условно говоря, дотеры не смотрят фиферов, а фиферы — дотеров. Думали, если хорошо подать, все побегут смотреть Dota 2. Не побежали. Что же, урок нам на будущее. Нужно фиксировать и размышлять что можно поменять в такой стратегии.
— Важна фраза «если и когда будем проводить следующие Игры будущего». Речь идет о вашей команде либо о судьбе проекта в целом?
— Теперь этим будет заниматься Международная федерация фиджитал-спорта. Если они нас позовут, то мы с удовольствием рассмотрим это предложение.
— У вас лично нет понимания, куда и как дальше будет двигаться фиджитал-спорт?
— Нет. Пока что хочется банально выдохнуть. Дайте нам немного времени, а дальше чем-то будем заниматься. Запала и драйва у команды хватит, чтобы еще не десять, а сто таких Игр провести. Но нужно время, чтобы отойти от первых.
— В будущем вы видите перспективы сотрудничества фиджитал-движения с существующими спортивными организациями? С тем же Международным олимпийским комитетом.
— МОК на нас вряд ли сейчас будет смотреть как на союзников. И кстати, вряд ли как на конкурентов. Нам было бы это очень лестно, если бы в нас видели соперника, но нет, иллюзий на этот счет строить не нужно. Международная федерация фиджитал-спорта озвучила тезис, что играть на поляне МОК бессмысленно. Они ориентированы больше на классические виды спорта, а мы — на высокотехнологические виды, включая кибер. То есть идти туда, где МОК не видит сферы своих интересов. Так что конкуренции нет никакой. Пока что нет, увы, и сотрудничества. Но будет здорово, если в будущем будет какой-то диалог.
От этого все только выиграют, не нужно идти в прямую конфронтацию, лучше работать вместе, чтобы обе организации выигрывали. Пока что МОК слишком тяжеловесен для таких разговоров и обременен другими проблемами, чтобы лезть в технологии. Дай им бог разобраться с текущими сложностями. Если будут звонки с предложениями хотя бы поговорить — буду рад. Давайте говорить, я за откровенный и открытый диалог. Открыты к любым вопросам и со всеми готовы разговаривать.
— Вы говорите, что МОК не видит киберспорт в орбите своих интересов. А как же планы добавить киберспортивные дисциплины в программу Олимпийских игр?
— Хотят добавить к 2026 или 2028 году. Но пока что даже регламента нет. Интересно, как это будет реализовано. Пока что есть пример только Азиады в Китае. Но там же был, например, Minecraft. Это не киберспорт. Они играют в основном в различные симуляторы. А мы играем в киберспорт — это разные вещи. Есть декларация, что в 2026-м будут рассматривать сотрудничество с киберспортом. И для меня любопытно, какой киберспорт они видят для себя. Есть большая разница между фэнтези, симуляторами, казуальными играми, кибердисциплинами. Вопрос в деталях.