17 февраля 2015, 16:10

Арриго Сакки: "Балотелли - футболист, но не игрок"

Сергей Яременко
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Легенда итальянского тренерского цеха Арриго Сакки дал обстоятельное интервью официальному журналу ФИФА

– 1 апреля вы отметите 69-летие. Каков обычный день Арриго Сакки?

– В моем возрасте нужно постоянно заниматься физическими упражнениями, чтобы держать себя в форме. Утром я начинаю с завтрака и чтения газет, немного смотрю телевизор. Потом катаюсь на горном велосипеде. После ланча занимаюсь личными вопросами, читаю и смотрю футбол по телевизору. Иногда хожу на стадион. Если футбол по телевизору не показывают, иду в ресторан или в театр с женой. В Фузиньяно есть концертный зал, названный в честь одного из самых известных жителей нашего города – Арканджело Корелли, композитора и скрипача, который жил в конце XVII – начале XVIII века.

– Вы всегда были поклонником искусства и культуры.

– Да, ведь футбол – тоже своего рода искусство. Точно так же, как музыка, поэзия, драматургия или кино. Великий Бертольд Брехт однажды сказал: если нет хорошего сценария, на сцене будет царить только импровизация, поэтому постановка будет поверхностной. Вообразите хор из одиннадцати человек: десять из них великолепно поют арию из "Аиды", а одиннадцатый посчитал нужным исполнить что-то другое. Можете представить, как ужасно это могло бы звучать.

– Футбол сильно изменился с тех пор, когда вы в последний раз работали тренером?

– Он меняется каждый день, точно так же, как и вся жизнь. Если не хочешь остаться позади – развивайся. Остановка – это движение назад. Футбол следует за развитием общества. Сейчас мы живем в глобальном мире, и если вы не будете играть в глобальный футбол, то быстро останетесь на обочине. Современная игра намного быстрее, чем та, что была раньше. Если вам недостает скорости – никаких успехов не будет.

– Кажется, итальянский футбол медленно сползает на обочину.

– Такое уже не раз происходило в нашей истории. После краха Римской империи, которая распространила культуру по всему тогдашнему миру, после Ренессанса, итальянцы многие века жили впустую. Теперь это же происходит в футболе. Нам нужно было провести реорганизацию всей игры, чтобы остаться на плаву, но пока мы приспосабливались к новым обстоятельствам, слишком отстали от остальных лидеров. В итальянском футболе меня расстраивают отсталость, отсутствие инноваций и запредельный консерватизм, который так и читается в игре некоторых команд. Вместо того чтобы прогрессировать, они огромными шагами идут назад.

Марио БАЛОТЕЛЛИ. Фото - REUTERS

– Мало итальянцев играют за рубежом. Марио Балотелли сидит на лавке "Ливерпуля", Чиро Иммобиле борется за выживание в бундеслиге с дортмундской "Боруссией", Алессио Черчи не сумел заиграть в мадридском "Атлетико" и был вынужден вернуться в "Милан"…

– Это показательный момент для нашего футбола. Когда итальянские звезды едут за границу, сразу становится понятно – так ли они хороши, как их оценили на родине. Мы видим огромную разницу между ожиданиями и реальностью. Менее десяти лет назад итальянский чемпионат был лучшим в Европе, наши команды постоянно боролись за победу в Лиге чемпионов. Сейчас мы уже позади Испании, Англии и Германии и должны опасаться упасть еще ниже. За спиной уже чувствуется дыхание преследователей.

– Что такое футбол?

– Футбол – это атакующая игра, в нападении нужно быть единым целым. В наше время усилился акцент на единстве команды. Это логично, потому что футбол – не индивидуальный вид спорта.

– Что вы имеете в виду?

– Сплоченный коллектив имеет особую "синергию". Один лидер не может сделать всю игру. Все 11 игроков должны двигаться как один, они обязаны держать правильную дистанцию, занимать нужные позиции в нужное время. При игре в обороне также важно правильно размещаться и контролировать своих соперников. Вся команда должна быть активной и в том случае, если мяч у нее, и в том, если мячом владеет соперник. Это цель игры. Трудно добиться такого сегодня, но четверть века назад добиться этого было еще труднее.

– Для этого требуются большие физические и умственные усилия…

– На самом деле все наоборот. Мой "Милан" никогда не тратил энергии больше, чем соперник. Мы всегда сохраняли больше сил, потому что контролировали игру. Если мяч у тебя, вряд ли тебе понадобится бежать дальше, чем на 15 метров, а вот если мяч у соперника – можно пробежать и 40 метров в погоне за ним. Общеизвестно, что мои футболисты играли очень долго, Паоло Мальдини и Филиппо Галли закончили карьеры в 41 год, Алессандро Костакурта повесил бутсы на гвоздь, когда ему было 39, Франко Барези и Мауро Тассотти ушли из большого футбола в 37. Единственным игроком, завершившим карьеру рано, стал Марко ван Бастен, но тут причиной была хроническая травма.

– Вы говорите, что нагрузки распределялись поровну на всю команду?

– Абсолютно верно. Я всегда делал акцент на универсальном футболе. Предпочитал иметь сильный коллектив, а не набор звезд. Я строил целую команду, в которой игроки развивались, вместо того, чтобы вписывать каждого отдельного футболиста в коллектив.

12 января. Цюрих. Лионель МЕССИ и КРИШТИАНУ РОНАЛДУ на церемонии вручения "Золотого мяча"-2014. 

– Но такие яркие индивидуальности, как Криштиану Роналду и Лионель Месси часто определяют результат своих команд.

– Даже суперзвезды могут показать свой класс, когда им оказывают правильную поддержку остальные игроки. Возьмите любого из нынешних футболистов мирового класса и увидите, что я прав. Роналду и Месси могут быть первыми скрипками, но они все равно – часть слаженного оркестра. Даже лучшие игроки должны следовать за коллективом. Слово "оркестр" подходит как нельзя лучше. Оркестр родился в греческом театре – это группа, состоявшая из хора, музыкантов и танцоров. Все они двигались в совершенной гармонии. Идеальная футбольная команда должна действовать так же. Нельзя путать "игрока" с "футболистом".

– Поясните, что вы имеете в виду?

– А вы посмотрите на Марио Балотелли. Он – футболист, но не игрок. Игрок – тот, кто двигается в гармонии с командой, а не как голос, отделенный от хора.

– Кем был Диего Марадона?

– Он был исключительно талантлив. Должен признать: предпочел бы тренировать Марадону, а не играть против его команд. Диего – своего рода дамоклов меч. Никогда не знаете, упадет он вам на голову или нет.

– Говорят, вы жертвовали великими игроками ради дисциплины на поле.

– Некоторые великие игроки провели лучшие отрезки карьеры под моим руководством. Вспомните Гуллита и ван Бастена в "Милане" и Роберто Баджо в сборной Италии.

– Что вы думаете о современных футбольных тренерах?

– Я делю тренеров на три категории. Есть гении, новаторы, но таких немного, есть выскочки, вечные неудачники, которые понятия не имеют, как тренировать, но думают, что очень умны. А еще есть традиционалисты, старомодные тренеры, которые следуют классической, но устаревшей школе.

2008 год. Арриго САККИ и Карло АНЧЕЛЛОТТИ. Фото - AFP

– О каких тренерах вы высокого мнения?

– Мой ученик Карло Анчелотти работает здорово. Особенно он был хорош в прошлом году, когда выиграл Лигу чемпионов и клубный чемпионат мира. Он начал новую эру в истории мадридского "Реала". Очень высоко оцениваю Жозе Моуринью. Он гений. Другим путем идет Пеп Гвардьола. Еще мне нравится Юрген Клопп, несмотря на все трудности его "Боруссии" в этом сезоне. В Италии лучше всех – Антонио Конте и Зденек Земан. Оба настоящие дирижеры, которые умеют передать свои идеи оркестру.

– Если говорить о "Реале", нельзя не вспомнить тот факт, что десять лет назад Флорентино Перес назначил вас спортивным директором клуба, но успехов было немного.

– В той команде было много чемпионов по духу: Зидан, Роналдо, Фигу, Рауль, Роберто Карлос, Бекхэм, Оуэн, Касильяс, Гути, Морьентес, Солари и Самуэль. Увы, на поле все получалось не очень хорошо…

– Как вы думаете, сегодня побеждает мнение, что успех оправдывает средства, которыми он добыт?

– Сейчас результаты важны как никогда прежде, но было бы ошибкой предполагать, что три очка - единственный ответ на все вопросы. Постоянный успех приходит только вместе с выработкой стиля игры, с работой целой команды, с ежедневными тренировками. В противном случае ваша победа будет нежизнеспособной. С такой философией далеко не уедешь.

– Какие команды оказали наибольшее влияние на развитие футбола?

– Думаю, таких команд было три: сборная Голландии и "Аякс" Ринуса Михелса, мой "Милан" и "Барселона" Пепа Гвардьолы.

– Как вы определяете значимость команды в футбольной истории?

Тут есть много факторов. Прежде всего, клуб должен быть амбициозным и иметь революционные идеи. Личность тренера также важна. У него должна быть способность претворять свои идеи в жизнь и мотивировать игроков. Новые приобретения должны точно согласовываться с тактикой – нельзя приглашать игрока только из-за громкого имени. Нет никакого смысла в создании искусственной конкуренции. Молодые футболисты, которые приходят в команду, должны быть надежными, бескорыстными, умными и влюбленными в игру. Другой фундаментальный аспект – дотошное планирование. Если вы не планируете каждый шаг – вы проиграете. Импровизация работает только один раз, она должна быть исключением, которое подтверждает правило. Единственный правильный путь – дотошное планирование.

По итогам 2014 года КРИШТИАНУ РОНАЛДУ получил свой третий "Золотой мяч". Фото - REUTERS

"Золотой мяч"-2014 - у Роналду

– Роналду заслуженно получил "Золотой мяч"?

– Абсолютно! Он провел выдающийся сезон и установил несколько рекордов. Роналду не смог выиграть чемпионат мира, но этот турнир длится только месяц, а в году 12 месяцев. В Бразилии лучшим игроком выбрали Месси, а Нойер стал лучшим вратарем. Неслучайно оба этих игрока были номинированы на "Золотой мяч" вместе с Роналду. Отдельно хочу похвалить Нойера. Он – фантастический футболист. Я присутствовал на матче 1/8 финала ЧМ-2014 между Германией и Алжиром. Нойер как минимум трижды отлично действовал за пределами штрафной. Играл так, будто он первоклассный защитник. Голкипер "Баварии" действительно заслуживает звания "вратарь-либеро".

– Какой комплимент, сделанный вам во время тренерской карьеры, был самым приятным?

– Было несколько таких моментов. После победы "Милана" в Лиге чемпионов французская газета L'Equipe написала, что наша команда никогда не будет такой, как прежде. Другой торжественный эпизод случился в сезоне-1986/87. Я возглавлял "Парму". Мы не смогли выйти в элиту – не хватило трех очков, но фанаты приветствовали нас, будто мы выиграли скудетто! Несколько дней спустя вместе с Роберто Мусси, Вальтером Бьянки и Марио Бортолацци я уехал в "Милан". В следующем году мы стали чемпионами Италии.

Перевел Сергей ЯРЕМЕНКО

Положение команд
Футбол
Хоккей
И В Н П +/- О
1
Интер 0 0 0 0 0-0 0
2
Милан 0 0 0 0 0-0 0
3
Ювентус 0 0 0 0 0-0 0
4
Аталанта 0 0 0 0 0-0 0
5
Болонья 0 0 0 0 0-0 0
6
Рома 0 0 0 0 0-0 0
7
Лацио 0 0 0 0 0-0 0
8
Фиорентина 0 0 0 0 0-0 0
9
Торино 0 0 0 0 0-0 0
10
Наполи 0 0 0 0 0-0 0
11
Дженоа 0 0 0 0 0-0 0
12
Монца 0 0 0 0 0-0 0
13
Верона 0 0 0 0 0-0 0
14
Лечче 0 0 0 0 0-0 0
15
Удинезе 0 0 0 0 0-0 0
16
Кальяри 0 0 0 0 0-0 0
17
Эмполи 0 0 0 0 0-0 0
18
Парма 0 0 0 0 0-0 0
19
Комо 0 0 0 0 0-0 0
20
Венеция 0 0 0 0 0-0 0
Результаты / календарь
1 тур
2 тур
3 тур
4 тур
5 тур
6 тур
7 тур
8 тур
9 тур
10 тур
11 тур
12 тур
13 тур
14 тур
15 тур
16 тур
17 тур
18 тур
19 тур
20 тур
21 тур
22 тур
23 тур
24 тур
25 тур
26 тур
27 тур
28 тур
29 тур
30 тур
31 тур
32 тур
33 тур
34 тур
35 тур
36 тур
37 тур
38 тур
18.08 00:00
Милан – Торино
- : -
18.08 00:00
Болонья – Удинезе
- : -
18.08 00:00
Кальяри – Рома
- : -
18.08 00:00
Эмполи – Монца
- : -
18.08 00:00
Дженоа – Интер
- : -
18.08 00:00
Ювентус – Комо
- : -
18.08 00:00
Лацио – Венеция
- : -
18.08 00:00
Лечче – Аталанта
- : -
18.08 00:00
Парма – Фиорентина
- : -
18.08 00:00
Верона – Наполи
- : -
Все результаты / календарь

Гид по ЕВРО

Откройте глаза на свое будущее

Новости