22 августа 2011, 09:14

Константин Диковский: экстрим в фото и фото в экстриме

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Размышления Константина Диковского, преподавателя курса "Горный трекинг" школы аутдор-фотографии OnSight, о съемке горных пейзажей, об альпинизме, фототехнике и своем взгляде на фотографию.

О фотографии и фотографах
Научиться делать технически качественные снимки может любой разумный человек, так же как любой разумный человек может научиться рисовать технически правильные рисунки. Насколько он сможет развиться дальше - зависит от трудолюбия и врожденных данных.

В моем понимании, фотограф - это человек, который умеет сконцентрировать мысль, чувство, идею и вложить ее в снимок так, чтобы он пробудил в зрителе ответные мысли, чувства, идеи. Это возможно, только если в сердце и голове фотографа есть эти сильные мысли и чувства, а также хорошее владение композицией, наблюдательность и владение техникой. Вообще, занятие фотографией требует изменения себя и выработки определенных навыков, без которых сложно получить хорошие снимки. Нужен "дисциплинированный" взгляд, который выбирает из окружающего мира только то, что нужно для воплощения идеи, и отсекает все остальное.

О съемке пейзажей
Я не знаю "простых" видов фотографии. Сильный пейзаж так же непросто сделать, как и сильный портрет. И если в портрете нужно подобрать "ключ" к человеку, подобрать позу, свет, поймать тот самый момент, когда из-под маски покажется человек внутренний, то в пейзаже нужно то же самое, только применительно к природным объектам. Мы сейчас говорим не о пейзажах для открыток, где нужно просто красиво передать конкретное место, а о тех случаях, когда фотограф ставит перед собой задачу показать нечто скрытое за видимым ландшафтом. В пейзаже совсем непросто найти сильного "героя" снимка.

Портретист в студии оказывается в более выгодных условиях, т.к. может управлять светом, фоном, позой, даже одеждой модели. А пейзажист может менять только точку съемки, во всем остальном он зависит от природы. И часто за пейзажами нужно ехать не близко …

Об альпинизме
Альпинизм в моей жизни начался с горного туризма. А горный туризм - с простого туризма: вместе с родителями мы часто выезжали в походы. В шесть лет с мамой прошел походик по горам Абхазии. С папой и сестрой ходили по горному Крыму и Фанским горам. Так и пошло.

А более серьезные походы и восхождения начались, когда пришел в секцию туризма и альпинизма Рижского авиационного университета. За это время посетил Памир, Фанские горы, Тянь-Шань, Алтай, Кавказ, Хибины.

Самое запоминающееся восхождение – это полный траверс Аккемской стены на Алтае, через пик Делоне, обе Белухи и Корону Алтая. Была идеальная погода и отличная компания. Не восхождение, а песня.

Из несколько более сложных, из-за высоты и долгих подходов – пик Маяковского (6096 м), пик Карла Маркса (6726 м), пик Белеули (6065 м) на Памире.

О съемке в горах
С чего начинаю поездку в горы? С изучения маршрута. Дальше все то же самое, что и при любой подготовке к восхождению или горному походу. Еще заряжаю по максимуму все аккумуляторы. Погоду смотреть бесполезно, т.к. в горах она меняется в течение нескольких минут.

Если иду на восхождение, то кроме фотографических, я также ставлю перед собой альпинистские цели. И здесь приходится искать компромисс. Для максимально полного выполнения фотографических задач лучше ездить в фототуры, но тогда вряд ли удастся залезть в такие места, в которые попадаешь при восхождении.

Фотографу в горах нужно иметь дополнительный запас выносливости, т.к. в поисках лучших кадров приходится обгонять, или отставать и потом догонять группу. Для этого нужны тренировки. Если фотограф идет из последних сил, ему будет не до фотографирования.

В итоге если штук 5-10 "хороших" и 30-40 "нормальных" кадров за время поездки получилось – тогда не зря таскал камеру.

Выбор техники для съемки гор и горовосхождений
По моему опыту съемка в горах (не на восхождении) не сильно отличается от съемки, скажем, в лесу, в поле или в парке. Разница может быть в том, что фотограф выбирается в автономную фотосессию не на один день, а на несколько и все это время тащит оборудование на себе в дополнение к основному рюкзаку. Поэтому необходим строгий отбор фотооборудования.

Берется только самое необходимое: доступная зеркальная камера, один хороший универсальный зум-объектив, максимально легкий, но все же устойчивый штатив, тросик, 4-5 аккумуляторов, карандаш для чистки объектива, запас флеш-карт. Все это, за исключением штатива, помещается в нагрудную сумку, чтобы, не останавливаясь и не снимая рюкзака, можно было сделать снимок.

Для восхождений выше 2А-2Б зеркальную камеру удобно использовать только во время подходов. В процессе восхождения она большую часть времени лежит мертвым грузом, т.к. нужно либо работать на склоне/стене, либо страховать. И даже на станциях вытащить ее из рюкзака часто нет возможности.

Если бы за разумную цену можно было "слепить" камеру для технических восхождений, я бы попросил плоскую "мыльницу" с качественным зум-объективом, полной (или близкой к ней) матрицей и снимающий в RAW. Плюс к этому – с удобными ручными настройками параметров съемки и в маленьком корпусе, который помещался бы в нагрудный карман.

Камеры, полностью отвечающей этим требованиям, пока нет, но потихоньку появляются близкие прототипы, вроде Canon S95.

Об обработке фотографий
Отношения с программой Photoshop у меня хорошие, в том смысле, что я что-то могу в нем сделать. И с Lightroom – тоже хорошие. Я считаю, что фотографии нужно обрабатывать. А степень этой обработки каждый определяет сам.

К "чистой" фотографии можно отнести снимки, полученные на слайдовой пленке при условии, что мы смотрим их только как слайды.

Как только мы вводим процессы печати – это уже не "чистая" фотография, т.к. самим этим действием мы изменяем изображение. Большинство шедевров фотографического искусства – это фотографии, в которых изменена контрастность и яркость, произведена обрезка снимка, а во многих - изменены световые акценты путем маскирования отдельных частей изображения в процессе печати.

Поэтому использование программ для обработки – это не что-то новое, а просто более совершенный инструмент воздействия на изображение.

В цифровой фотографии необработанных снимков не существует вовсе. Здесь обработка начинается уже внутри фотоаппарата, вложенными производителем программными средствами. Если фотограф говорит, что он не обрабатывает свои фотографии – это значит, что он либо ленится, либо не умеет этого делать. И в том, и в другом случае можно посочувствовать, т.к. его фотографии могли бы быть много сильнее.

О себе
Рассказы о себе часто навевают некоторую скуку, потому что, за редким исключением, биография у нас у всех одна – родом из СССР… А дальше - небольшие вариации.

В моем случае - родился в Риге, там же жил, там же окончил Технический университет, там же женился, там же появились дети.

Когда время подошло к школе, решили, что пора перебираться в Россию, что и сделали. Теперь живем в Петербурге, который уже стал родным.

Занимаюсь фотографией. У нас в семье был "Зенит", несколько "Смен". Папа проявлял пленки, печатал фотографии, ну и я тоже принимал посильное участие. Сознательный интерес к фотографии появился, когда увидел слайды Саши Вовния – нашего друга, который объехал на велосипеде практически все континенты. Они были сделаны на пленке Fuji Velvia, которая славилась своим насыщенным цветом, и это произвело сильное впечатление.

Примерно в это же время решил, что без обучения двигаться дальше сложно и, не найдя ничего подходящего вокруг, выбрал NYIP (Нью-Йоркский институт фотографии) как оптимальный вариант. В это же время я начал ходить в горы - одно помогало другому. Было это лет 15 назад.

О NYIP
Сейчас в России достаточно большой выбор фотошкол разного уровня и качества, но тогда выбирать было практически не из чего. Подход к обучению в NYIP очень систематизированный и основательный. Вместо тысячи и одного курса, как это можно видеть в наших фотошколах они предлагают 3-4 проработанные программы, которые отшлифованы в течение многих лет.

По курсу "Профессиональная фотография" заочное обучение длилось 1,5 года.

О Школе странствующих фотографов (авторская школа Константина Диковского)
В качестве фотографа провожу портретные, репортажные, интерьерные, пейзажные съемки, а в качестве преподавателя – веду занятия в Школе странствующих фотографов.

Школа довольно молодая – существует всего 1,5 года. Сейчас идут три курса: "Начало пути", который можно назвать базовым или фундаментальным курсом, "Живой пейзаж", на котором много практики по фотосъемке пейзажных, в т.ч. панорамных фотографий, и экспресс-курс по обработке – "Lightroom+Photoshop". В настоящее время ведется подготовка курса по нестудийной портретной съемке.

Курс "Горный трекинг" под руководством Константина Диковского пройдет с 3 по 9 сентября 2011 года в Цейском ущелье, Северная Осетия. Прием заявок до 25 августа.

 

Подготовила Марина Сивоконь
Дополнительная информация – alpfederation.ru

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости