22 марта, 20:20

Max Payne, Mass Effect 2 и еще 8 лучших шутеров от третьего лица за все время

Алиса Бондаренко
Киноман и игроман
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Чистокровных шутеров от третьего лица (без смешения других жанров) нынче почти не осталось.

В давние времена, когда в глазах широких масс игровая индустрия еще не избавилась от маргинального имиджа, игры делились на стрелялки и бродилки. Стрелялками в народе называли шутеры, чаще всего от первого лица, но иногда среди них попадались и представители другого поджанра — Third-person shooter, где игрок кроме перекрестия прицела и оружия наблюдал еще и спину персонажа.

В этой статье вспомнили самых ярких и знаковых представителей среди шутеров от третьего лица, некоторые из которых балансируют на грани нескольких жанров, что не мудрено, ведь индустрия развивается, а чем больше возможностей — тем больше механик можно совместить и инноваций внедрить.

Серия Gears of War

Серия, появившаяся во времена Xbox 360, долгое время выступала в качестве главного эксклюзива Microsoft. Gears of War один из ярчайших представителей шутеров с использованием укрытий, которые были популярны в нулевые.

Фото Gears of War 4

Игры, разработанные Epic Games, довели эту механику до идеала, став для многих фактически синонимом поджанра шутеров от третьего лица с укрытиями. И на момент выхода геймплей в играх действительно поражал. Перед игроком был зубодробительный экшен, в котором огромные мужчины, больше похожие на смесь шкафа и мистера Олимпия, расстреливали ящероподобных противников.

Первые три части уже можно назвать классикой и прекрасным примером геймдизайна времен Xbox 360. Первая часть удивляла, вторая повысила градус накала и масштаб происходящего, а третья подводила итоги.

Серия Max Payne

Пока в кино гремела «Матрица», взявшая от гонконгских боевиков многое, финские разработчики из Remedy черпали вдохновение ведрами и создавали свой игровой шедевр Max Payne, с легкой руки которого феномен Bullet Time вошел в индустрию. Впрочем, до сих пор мало кто смог превзойти финнов на их поле.

Но не только уникальным геймплеем запомнился Max Payne. Помимо того, что главный герой не отличался особой живучестью и от игрока требовалось грамотно использовать замедление, с помощью которого игрок мог уравнять шансы в перестрелке с врагами, был еще и крутой сюжет.

Фото Max Payne 3

Он совместил элементы нуарного детектива и кинематографичность все тех же гонконгских боевиков, за счет чего и нашел место в сердцах множества игроков, что уникально, учитывая очень ограниченный бюджет игры. Именно благодаря нехватке денег на разработку в Max Payne появились комиксовые заставки вместо полноценных роликов, а лицо главному герою подарил сценарист Сэм Лейк.

Спустя два года вышел сиквел Max Payne 2: The Fall of Max Payne, обладавший уже куда большим бюджетом, развивавший механики первой части и продолжавший нуарную историю детектива, потерявшего все.

Третья часть франшизы увидела свет спустя 9 лет, а разработкой занимались уже не финны, а сотрудники Rockstar. И если сюжет и атмосфера триквела вызвали споры, ведь действие было перенесено в солнечную Бразилию, а от мрачной и давящей атмосферы оригинала осталось не так много, то геймплейно перед нами предстала почти идеальная игра и, если бы не особенности атмосферы оригинальной дилогии, возможно, Max Payne 3 была оценена еще выше.

Returnal

Рогалик и шутер от третьего лица, разработанный Housemarque, рассказывает историю о женщине-пилоте космического корабля, попавшего во временную петлю на далекой планете. Героиня не может умереть, вновь и вновь воскресая.

Фото Returnal

Returnal, несмотря на, казалось бы, не самую оригинальную концепцию, не просто заставит попотеть, но и расскажет душещипательную историю, на погружение в которую играет множество элементов: от геймплея до звукового дизайна.

Control

Как пел Йен Кертис в песне Joy Division «She lost control». Так вот, это совсем не про Джесси Фейден — главную героиню игры Control от создателей Max Payne. Несмотря на все паранормальные явления, которые происходят внутри «Старейшего дома», штаб-квартиры загадочной организации «Федеральное бюро контроля» и основной локации игры, Джесси сохраняет хладнокровие и смело идет к своей цели — найти в лабиринтах кабинетов своего брата.

И хоть Control стала жертвой уже классической для студии Remedy Entertainment проблемы — нехватки бюджета, — талантливые финские парни смогли сделать не просто красивую игру с захватывающим сюжетом, но и создали по-настоящему увлекательный шутер с прекрасно работающими механиками.

Фото Control

Главная героиня не просто умеет стрелять, но еще и обладает множеством сверхъестественных способностей, так что кроме уникального оружия, принимающего разные формы, вы можете уничтожать врагов с помощью способностей. Джесси может швырять в противников любой предмет на уровне, а если под рукой ничего не окажется, героиня просто вырвет кусок бетонной стены. При этом все это работает по законам физики, играется динамично и выглядит завораживающе, особенно если включить режим трассировки лучей.

Resident Evil 4

Игра, полностью изменившая облик не только легендарной японской серии хорроров, но и повлиявшая на другие жанры. Благодаря проекту Синдзи Миками, изменениям подверглись жанр хорроров и шутеров от третьего лица.

Именно Resident Evil 4 ввела новый стандарт — вид из-за плеча, который впоследствии появился в множестве игр, включая, например, уже упоминавшуюся серию Gears of War. А механики прицеливания нашли свое продолжение в таких суперхитах, как серия Dead Space и даже GTA.

Фото Resident Evil 4

Если сейчас оригинальная четвертая часть может показаться устаревшей, не беда: в 2023 году вышел ремейк, ставший хитом. Он получил высокие оценки и, главное, выгодно отличился не только бережным отношением к оригинальной игре, но и стабильной работой, которой порой так не хватало другим релизам прошлого года. Что тут скажешь: культовой игре — культовый ремейк!

Spec Ops: The Line

«Песок — он грубый, жесткий, неприятный, он попадает всюду» — что, если не цитата Энакина Скайуокера может вспомниться вам во время игры в Spec Ops: The Line, ведь именно покрытый после череды бурь песком Дубай будущего выступает в качестве места действия событий игры.

Фото Spec Ops: The Line

Но это не просто красивый фон: метеорологические условия интегрированы в геймплей, так что геймер может и скрыться в песчаной буре, и обрушить на врагов подпирающие огромные массы песка конструкции, после чего противники на своей шкуре могли ощутить слова Скайуокера.

Но не только на барханах держится Spec Ops: The Line, ведь проект немцев из Yager Development изначально задумывался как проект с глубоким смысловым наполнением. Так что настоящей пустынной жемчужиной этого шутера от третьего лица является сюжет, который проводит игрока через череду моральных выборов и затрагивает тему войны и ее презентации в массовой культуре.

Days Gone

События Days Gone разворачиваются после пандемии, последствиями которой стало не развитие стрим-сервисов и повальная вакцинация, а превращение населения в агрессивных зомби. Игрок же берет на себя управление байкером по имени Дикон, который пытается выжить в недружелюбном мире зомби-апокалипсиса и пытается отыскать любимую, которую считал погибшей.

Фото Days Gone

Перемещаться по открытому миру игры Дикону поможет мотоцикл, а во время схваток с неприятелями придет на помощь арсенал огнестрельного оружия. Отдельная фишка геймплея — наличие орд зараженных, называемых здесь «фриками». Игроки могут не просто истреблять их, заманивая в узкие расщелины и каньоны, но и использовать в своих целях, приманивая агрессивных зомби к другим врагам. Days Gone — увлекательная смесь «Ходячих мертвецов» и «Сынов анархии» с качественной графикой и развитым искусственным интеллектом врагов, который сделает перестрелки запоминающимися и интересными.

Mafia: The City of Lost Heaven / Mafia: Definitive Edition

Более чем за 20-летнюю историю Mafia стала легендарным проектом и дала начало целой серии, чья судьба заслуживает отдельного обсуждения. Оригинальная игра увидела свет в далеком 2002-м и рассказывала историю Томаса Анджело — таксиста, который по воле случая присоединяется к одной из криминальных семей вымышленного города Лост-Хэвен, который стал собирательным образом Нью-Йорка, Сан-Франциско и Чикаго времен 30-х годов XX века.

Фото Mafia: Definitive Edition

Игра получила теплый прием как от прессы, так и от игроков, многие из которых полюбили ее за прекрасную густую атмосферу США времен Великой депрессии и сюжет, наполненный яркими персонажами и запоминающимися событиями.

При этом сложно отрицать, что сейчас проект 2002 года выглядит слишком устаревшим, но не беда: как и в случае с Resident Evil 4, у игроков есть возможность ознакомиться с классикой в новой оболочке, ведь в 2020 году вышел ремейк с названием Mafia: Definitive Edition. Его создатели — студия Hangar 13 (разработчики третьей части) — бережно подошли к обновлению оригинального проекта, по максимуму сохранив все то, за что полюбилась игрокам игра 2002 года.

Tom Clancy's The Division 2

Сиквел игры 2016 года, который переносит действие из каменных джунглей Манхэттена на территорию города Вашингтона. Онлайновый шутер от третьего лица, разработанный шведами из Massive Entertainment, берет первую часть как основу и делает все гораздо лучше, фактически являясь не просто сиквелом, а тем, какой должны была стать в свое время первая игра.

Фото Tom Clancy's The Division 2

Division 2 запомнился игрокам напряженным геймплеем, захватывающими перестрелками и грамотной системой вознаграждений. Игра и перестрелки затягивали так, что проект, изданный Ubisoft, можно назвать одним из лучших представителей многопользовательского шутера от третьего лица.

Mass Effect 2

Игра про капитана Шепарда, сражающегося вместе со своей командой против древнейшей расы из космоса, не совсем является чистокровным шутером от третьего лица. Это прежде всего RPG, а уже потом шутер.

Фото Mass Effect 2

Впрочем, игра от BioWare идеально совместила два жанра в одной игре: и Нормандию — корабль Шепарда, и самого капитана достаточно интересно развивать. Диалоги в этой игре живые, а от вашего выбора зависит если не все, то многое. Ну а перестрелки — динамичны и напряженны, особенно на самом высоком уровне. Давайте опустим RPG-составляющую игры и просто оценим Mass Effect 2, как шутер от третьего лица. Если бы с боевкой все было бы ужасно, то игроки бы не ставили проект от BioWare в подобные топы.

Olimpbet awards

Новости