Данила Черкасов: "На первую тренировку по воркауту пришло семь человек, через год - уже сто"
– Кем вы сами себя считаете: спортсменом, тренером, чиновником или общественным деятелем?
– Массовиком-затейником (смеется). Если серьезно, сейчас я скорее идейный вдохновитель и организатор. В качестве профессионального воркаут-атлета я себя не позиционирую, это уже в прошлом. Спортом сейчас занимаюсь в свое удовольствие. Головокружительных упражнений не выполняю, но делаю акцент на элементы, которые задействуют по максимуму все мышцы тела.
– Как вы вообще пришли к идее заняться воркаутом? Хотели похудеть или обрасти мышцами?
– Когда я впервые увидел, что могут вытворять люди на спортивных площадках, это было "вау". И у меня что-то щелкнуло: может, это мое и стоит тоже попробовать? Начал пытаться повторять, что смотрел на видео, и постепенно втянулся. Рассказал друзьям и знакомым, они тоже стали копировать... Так образовалось целое сообщество или, если хотите, субкультура, которая сейчас стала очень мощной.
– Чтобы начать заниматься воркаутом, нужна какая-то база? Или отдельные элементы по видео смогу скопировать даже я?
– Конечно, это доступно любому. Поначалу вы просто подтягиваетесь, отжимаетесь, то есть делаете базовые упражнения. Когда человек осваивает их на определенном уровне, дальше уже начинается изучение других элементов. Сейчас воркаут можно разделить на два основных направления. Есть профессиональные воркаут-атлеты, которые целенаправленно разучивают новые трюки и выступают на соревнованиях. Плюс существует воркаут как культура развития собственного тела для обычных людей, которые не ломятся за титулами и просто хотят себя поддерживать в форме. Естественно, вторая ветвь – гораздо более массовая. Например, в Москве есть примерно 20 - 30 профессиональных атлетов разного уровня и более десяти тысяч людей, которые выходят позаниматься на площадку с турниками.
– Вы называете атлетов профессионалами. Это значит, что благодаря воркауту они имеют какой-то заработок?
– Нет, как правило, никакого заработка там нет. Скорее, люди борются за некий статус или славу. В мире есть буквально парочка атлетов, которые имеют контракты, и те далеко не на баснословные деньги. Воркаут-движение оформилось и заявило о себе всего лишь лет 10 - 12 назад. У нас нет такой массовости, но вот этом году наш вид спорта поддержал DATSUN, устроил свои пикники.
– Сколько нужно лет, чтобы с нуля стать профессионалом в воркауте?
– Если речь идет, например, о здоровом парне 15 - 17 лет – то в среднем года три. Для начала нужны три-четыре тренировки в неделю, постепенно их количество доходит до пяти.
– Сколько раз вы, например, можете подтянуться или отжаться?
– До травмы плеча пять месяцев назад подтягивался 35 раз.
– Если взять профессионального гимнаста уровня финала Олимпиады и поместить его в воркаут – он будет самым крутым?
– Сейчас как раз такая тенденция. Прошлый чемпионат мира по воркауту взял атлет из Ирана, в прошлом гимнаст. Причем там было очень странное судейство: он делал очень много элементов на земле из программы гимнастики, а турники и брусья полностью не задействовал. У воркаута своя специфика, и есть такие сложные элементы, что сразу даже гимнаст не повторит. Хотя если поставить такую цель, конечно же, любой элемент можно выучить. Пока гимнасты не приходят в воркаут массово, но только по одной причине. Как только у нас появятся деньги – сразу же начнется приток.
– По воркауту проводятся даже чемпионаты мира, но при этом нигде нет официальных критериев судейства. Почему, подобно гимнастике, у вас нет четких правил – сколько баллов стоит тот или иной элемент?
– У нас работают субъективно-объективные факторы. У нас нет такого, чтобы специальная программа с коэффициентами оценивала программы вплоть до сотых балла. Работают судьи, которые в прошлом сами имели опыт выступлений. Оценивают, насколько тот или иной элемент зрелищный, красивый, сложный...
– Так для одного человека он может быть сложным, а для другого – нет.
– Поэтому судят люди, которые пробовали все эти элементы на себе. Человек со стороны может сказать "вау, как красиво!", а на самом деле атлет получит средние оценки, потому что не продемонстрировал никакой разноплановости. Еще в рамках DATSUN пикников проводились воркаут-баттлы, которые заимствованы из брейк-данса. 16 или 24 атлета по жеребьевке выходят друг против друга. Троим судьям не надо думать об оценках, им важно просто поднять руку и отдать голос за того или иного спортсмена. Получается очень зрелищно, эмоционально и понятно для зрителей.
– Женский воркаут тоже существует?
– Конечно. На чемпионатах мира существуют мужская и женская категории. Но среди девушек профессионалов заметно меньше. Меня радует, что по крайней мере среди обычных девушек появилась тенденция приходить на площадки и заниматься. Последнее время в рамках моего проекта Workoutmania у нас приходят порой 70 процентов девчонок на 30 парней.
ГИМНАСТЫ МОГУТ СМОТРЕТЬ НА НАС, КАК НА РЕБЯТ С УЛИЦЫ
– Судя по всему, воркаут проходит тот же путь, что в свое время успешно преодолели BMX, сноуборд или роллерный спорт. Экстремальный вид сначала становится отдельной молодежной субкультурой, а затем оформляется как спорт и входит в программу Олимпийских игр. Вы бы хотели, чтобы воркаут тоже стал олимпийским?
– Я за то, чтобы воркаут остался на уровне уличной субкультуры. К сожалению, у нас в стране очень любят из всего нового сразу создавать федерации, заносить в реестры, делать виды спорта... В какой-то момент, не скрою, я тоже был в команде людей, которые хотели сделать из воркаута спорт.
– Вы же являетесь президентом Московской федерации воркаута.
– Это чисто номинальное название, чтобы было что говорить на официальных встречах. На самом деле воркаут спортом не является. Проблема в том, что вот очередной чемпионат закончился, по бумажкам все отлично, а дальше-то никакой работы не ведется. Мой социальный проект Workoutmania существует уже три года. Три раза в неделю все желающие могут абсолютно бесплатно прийти на площадку и заниматься с опытными инструкторами.
– Проект пользуется успехом?
– Когда я первый раз делал такую тренировку, пришли семь человек – все мои знакомые. Сейчас при хорошей погоде к нам в среднем на площадку приходят по 80 - 100, из них человек 10 – новичков. Кто-то занимается с инструктором, кто-то просто фоном выполняет упражнения, общается, заряжается эмоциями... Для меня главное – это именно эмоции, общение, а потом уже ощущение от тренировок.
– Как все это мешает воркауту со временем стать олимпийским видом спорта?
– Лично я этого не хочу. Если воркаут станет частью Олимпиады, куда денется гимнастика? Перекладина – это тот же самый турник, брусья, кольца – тоже очень похоже. У нас есть масса элементов из гимнастики: передний и задний вис, "самолет", например. Как вариант, мы могли бы быть одной из дисциплин гимнастики. Но тут встает вопрос: признают ли воркаут сами гимнасты? Я боюсь, что гимнасты будут смотреть на нас, как на ребят с улицы.
– Какая страна в плане развития воркаута считается самой крутой?
– По количеству площадок – Россия, по количеству профессиональных атлетов – наверное, основные европейские страны. Плюс сильный воркаут в Белоруссии, Казахстане, на Украине. У нас в стране есть очень талантливые, уникальные ребята, но, к сожалению, не всегда они имеют поддержку и могут заявить о себе.
– Очередной чемпионат мира по воркауту недавно прошел в Москве. Это круто?
– Скажу так: Москва по объему вложений может позволить себе проведение этого турнира. Хотя я знаю, что на этом чемпионате мира вообще не было призовых. Люди бились чисто за статус.
НЕТ МЕДАЛЕЙ – НЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ
– Судя по всему, площадок для занятий в стране у вас хватает?
– Например, в Москве есть 20 - 25 крупных площадок. Если бы на каждой из них занималось по 80 - 100 человек три раза в неделю, получилась бы очень крутая цифра. Важно же не просто построить площадку и красиво, с помпой ее открыть. Нужно, чтобы эти площадки не пустовали и на каждой из них шла своя жизнь.
– Сейчас здоровый образ жизни – в моде. Вы ощущаете конкуренцию со стороны альтернативных клубов и способов поддерживать себя в форме: бега, паркура, триатлона, например?
– Я не буду скрывать, что да. Даже в воркауте мы не единственные. Мы с конкурентами поначалу даже общались, но потом уже появились личные амбиции. Я не люблю, когда жестко копируют. Ну придумайте что-нибудь новое, это же творческий процесс!
– Как обстоит дело с развитием воркаута в регионах?
– Так как воркаут спортом не является, в большинстве городов чиновники не заинтересованы в его развитии. Медалей нет, спорта нет – нет и финансирования. Засветиться они, конечно, будут рады, но тут уже мы против. Но можно привлекать крупные бренды, которые видят, что у нас есть аудитория. Чем больше людей приходят на тренировки – тем больше через них находится связей в крупных компаниях. Ты ходишь, предлагаешь, рассказываешь и постепенно получаешь результат.
– Что за проект DATSUN пикников, амбассадором которого вы являетесь?
– Компания DATSUN внесла самый крутой вклад в популяризацию воркаута, какой только можно было придумать. Они выбрали десять городов по России и устроили пикники. В рамках пикников - семейного праздника - была реализована идея популяризации воркаута. Каждые выходные мы ездили по этим городам, рассказывали, показывали упражнения, устраивали конкурсы для любителей с неплохими призами. Потом проводились шоу и соревнования для местных воркаут-атлетов, где они тоже получали не просто грамоту, а приятные денежные призы. Это очень мотивирует парней, которые видят, что на самом деле все доступно и реально, любой цели можно добиться. Если бы компаний поддерживающих воркаут, как это делает DATSUN, было бы больше, за два-три года мы бы охватили с такими поездками вообще все основные города и вдохновили бы массу народа.
– Известно, что вы стали участником нового телевизионного проекта Nindja Warrior.
– Да, это очень интересный американский проект, который с нового сезона появится и у нас. Он связан с тем, что тебе дается полоса препятствий, которую надо без падений преодолеть за определенное время. Ты не знаешь заранее, что именно тебе попадется, поэтому приходится заранее готовить абсолютно все тело. Думаю, как только проект стартует, это будет бум. Я прошел кастинг, съемки начинаются в конце августа. Надеюсь, благодаря проекту воркаут тоже станет популярнее.