Допинг у Ловчева: политика или позор?
В четверг вечером в информационном пространстве разорвалась новая допинговая бомба. Пробы четырех российских тяжелоатлетов, взятые на недавнем чемпионате мира в Хьюстоне, дали положительный результат. В нарушении правил честной игры подозреваются Ольга Зубова (бронза в весе до 75 кг), Ольга Афанасьева (4 место в весе до 69 кг), Алексей Косов (7 место в весе до 94 кг) и главную сенсацию соревнований – супертяж Алексей Ловчев.
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
26-летний Ловчев считался одним из открытий спортивного года. Причем речь не о российских масштабах, а о мировых. Из-за травмированного мениска вопрос с его участием на чемпионате мира до последнего находился в подвешенном состоянии. Боль в колене была настолько острой, что еще за пару недель до главного старта года Алексей с трудом вставал с кровати. Однако от операции, которую рекомендовали врачи, спортсмен отказался – решил лечиться консервативными методами и попытать счастья в США. Каково же было удивление всех, когда россиянин побил рекорд мира в толчке (264 кг) и, как следствие – по сумме двоеборья (475 кг).
Мировой рекорд в супертяжелой весовой категории – явление особенное. Ровно как обладателя быстрейших секунд на стометровке называют самым быстрым человеком планеты, так и рекордсмена мира в весе свыше 105 кг все признают самым сильным человеком на Земле. Перед такими людьми преклоняются в любой стране в любое время. Имена Юрия Власова, Леонида Жаботинского и Василия Алексеева известны далеко за пределами спортивных арен.
Рекорд мира, который в Хьюстоне перебил Ловчев, простоял целых 15 лет. Немыслимо много для тяжелой атлетики. Прежнее достижение в 2001 году установил великий иранский спортсмен Хусейн Резазаде. Представляете, какой резонанс вызвали результата россиянина в Хьюстоне?
При этом назвать Алексея чертиком из табакерки тоже нельзя. Он – бронзовый призер чемпионата мира-2013 и чемпион Европы-2014. В США Ловчев в рывке даже недобрал один кг до личного рекорда, а в толчке перебил свое персональное достижение на 7 кг. Много, особенно на таком уровне, но подобные прецеденты в тяжелой атлетике были.
ЛОВЧЕВ ПРОСИТ НЕ СПЕШИТЬ С ОБВИНЕНИЯМИ
Сам спортсмен воспринял свалившуюся на него славу весьма спокойно. "Спасибо! Я просто старался прославить нашу поистине великую страну!", – написал он мне в одной из соцсетей в ответ на поздравления. Спортсмен раздавал интервью, ходил на телевидение и каждый раз выставлял себя с позитивной стороны. Скромный, патриотичный. К нему очень быстро прицепилось прозвище "русский богатырь". И вдруг такие новости…
– Я нахожусь в полном недоумении, – сказал Ловчев в интервью агентству "Весь спорт". – Откуда в моем организме могло появиться что-то запрещенное? Моя цель – Олимпийские игры, я шел к ней долгие годы. Строго соблюдал антидопинговое законодательство. Изучив весь список временно отстраненных спортсменов по итогам допинг-контроля на чемпионате мира, я думаю, что это проблема больше политического плана. Все это очень похоже на продолжение спектакля, направленного против российского спорта. Я не намерен сдаваться, предприму все предусмотренные антидопинговым законодательством шаги для доказательства своей невиновности – в том числе, через вскрытие контрольной пробы "Б". Сейчас спрошу всех любителей и профессионалов тяжелой атлетике не говорить в адрес спортсменов резких слов. Ситуация очень запутанная. Давайте наберемся терпения и подождем её дальнейшего развития".
С непростой политической ситуацией связывает произошедшее и олимпийский чемпион-1976 года, многолетний экс-главный и старший тренер сборной России Давид Ригерт.
– Давно нужно было ждать эту "вонь", – отметил Ригерт. – Я говорю не о том, что Ловчев непременно применял допинг, а о том давлении, которое сейчас оказывается на нашу страну. Легкая атлетика, тяжелая… А вскоре могут всплыть и другие виды спорта, где мы что-то завоевываем. Более чем уверен, все дело в политике. Что касается феноменальных результатов Алексея, то могу сказать, что он на них был готов. Мы хорошо знаем этого парня. Но теперь ему предстоит нелегкая жизнь. Я сам не раз переживал подобные времена. Тот же 1985-й год, когда нас душили, как только могли. Надо терпеть.
Президент Федерации тяжелой атлетики России Сергей Сырцов также дал комментарий по случившемуся.
– Не надо торопиться делать какие-либо заключения, – посоветовал Сырцов в разговоре со "Всем спортом". – Сейчас нам предстоит сложная и продолжительная процедура, связанная с реализацией спортсменами права на вскрытие контрольных проб "Б". Много в этой истории нам не понятно. Например, такое быстрое объявление результатов допинг-проб "А". Также раньше на тяжелоатлетических соревнованиях никогда не было такого количества спортсменов, допинг-пробы "А" которых дали положительный результат. По итогам чемпионата мира в Хьюстоне их уже 24!
МИНСПОРТА ПОБОРЕТСЯ ЗА ЛОВЧЕВ
Реакция спортсмена и спортивного руководства на произошедшее достаточно предсказуемая. В мировой практике было очень мало случаев, когда сторона, заподозренная в употреблении допинга, тут же соглашалась с обвинениями. При этом все понимают, что шансов на положительный исход в этом деле практически нет.
Хотя именно эта ситуация действительно очень странная. Допингом в тяжелой атлетике никого не удивишь. Но в свете последних событий в легкой атлетике каждая российская команда перед выездом на международные соревнования "проверяется" максимально тщательно. И каждый спортсмен, в организме которого есть хоть малейшие признаки следов запрещенных веществ – остается дома. При этом даже не всегда оправданно. Все всё понимают – сейчас лучше перестраховаться. На этом фоне четыре положительные пробы, да еще в виде спорта, который прочно находится на верхних строчках допинговых рисков, выглядят чем-то невероятным.
В шоке пребывает и министр спорта.
– Я не могу все время держать за всех ответ, – цитирует ТАСС Виталия Мутко. – Это – личный выбор спортсменов и тренеров. Они уезжают абсолютно проверенными на соревнования. Кто там "химичит"? Мы поборемся за Ловчева. Если не сможем – будут жесткие меры. Думаю, президент федерации должен тогда уходить вместе с главными тренерами.
– Честно говоря, я не совсем понимаю, каких комментариев все ждут от Министерства спорта, ведь мы не имеем отношения к рассмотрению этого дела, – заметила советник министра спорта по вопросам антидопинга Наталья Желанова. – Пробы были взяты на чемпионате мира в Хьюстоне по заказу антидопинговой организации – видимо, в данном случае это была международная федерация. Все дальнейшие решения по судьбе спортсменов будет принимать она в соответствии со своим регламентом. РУСАДА, независимо от своего нынешнего статуса, никакого отношения к рассмотрению этого дела не имеет. Более того, Министерство спорта, согласно действующим в России антидопинговым правилам, не имеет права давать комментарии по делу до того, как будет принято окончательное решение.