Команде Карполя - полвека!
Волейбольный клуб "УРАЛОЧКА-НТМК" (Свердловская область)
Основан в 1966 году. Участник чемпионатов страны с 1967 года.
Чемпион СССР (1978 – 1982, 1986 – 1991).
Обладатель Кубка СССР (1986, 1987, 1989).
Чемпион России (1992, 1994).
Обладатель Кубка европейских чемпионов (1991 – 1993, 1996, 1997, 1999, 2000, 2003).
Победитель Кубка обладателей кубков ЕКВ (1987).
Когда мы произносим Карполь и "Уралочка", подразумеваем – "легенда". И не просто живая, а очень работоспособная, претендующая на медали российского чемпионата, в уходящем сезоне сыгравшая в плей-офф в Лиги чемпионов. При этом в мае этого года Николаю Васильевичу исполняется 77 лет! Рядом с ним на тренерской лавочке теперь сидит внук, он же – сын. По документам Михаил Васильевич Николаю Васильевичу именно сын. Летом 1993 года 25-летний сын Карполя Василий вместе с супругой погибли в автокатастрофе. Мише было тогда четыре года. Николай Васильевич и его супруга Галина Михайловна оформили усыновление.
МАСКИ И "ЛУНАТИКИ"
Про Карполя можно было написать пять книжек. На деле издана одна – в Хорватии и под нарочито провокационной "шапкой" "Лунатики – вот кто мне нужен". Автор, Томислав Биртич, подготовил ее, сделав несколько интервью с нашим тренером, не увидев в словах Карполя тонкого "троллинга". Мое знакомство с легендой тоже началось с дерзкого вопроса: "Зачем вы так кричите на игроков? Вы уверены, что они вас слышат?"
Брови у Николая Васильевича поднялись, но данному слову уделить мне 20 минут он не изменил. "Крик, молодой человек, прием педагогический", – подняв указательный палец ответил Карполь. Разговор после вопроса о наболевшем, что называется, сложился. Карполь любит дерзких. Но терпеть не может наглых и мало знающих. Об этом наставнике всегда много говорят, постоянно обсуждают, но мало кто знает его как человека. Например, о том, что Николай Васильевич к тренерской работе себя совершенно не готовил. "Думал, стану математиком", – признался специалист с дипломом мехмата.
Тренерской работой он занялся еще студентом, на базе индустриального техникума создав мужскую команду. В 1960-м принялся изучать нравы и повадки играющих в волейбол женщин, приняв сборную свердловского ДСО "Трудовые резервы". В "Уралочку" его позвали в 1969-м, когда команда осталась без тренера и покинула высшую союзную лигу.
ПАССИОНАРИЙ
Так что 50 лет "Уралочки" – это не полвека с Карполем. Но с ним девушки Урала выиграли все золото волейбольного мира. А для самого великого тренера, уверен, не менее важен неформальный "титул". Тот, который "приклеили" к нему игроки. "Уралочка" звали его Папой. Однако сначала – слово той, для кого Николай Карполь – папа настоящий. Надежда Карполь – менеджер "Уралочки", многое делающий для того, чтобы отец и его подопечные не утонули в рутине будней.
– Отец – настоящий пассионарий. Он человек незаурядного ума, огромной силы духа. Любит волейбол, предан его людям и своему делу. Острый ум – тоже про него. Вы зачастую еще не успели подумать о сути происходящего, а папа уже все знает. Он видит и ценит вещи, которые не заметны для других. Еще одна его важная черта – он постоянно изучает историю и свои корни.
Свой Карполь – у Инессы Коркмаз. Человек с уникальной биографией, она играла за советскую и российскую сборные, выступала за Азербайджан, а теперь живет теперь в Стамбуле и знает Карполя больше 25 лет.
– Для меня он великий педагог. В сборной и клубе была создана такая атмосфера, что не развиваться как личность ты не мог, выпадая при таком раскладе из коллектива. Карполь сам постоянно читал и нас к этому приучил. Каждый игрок возил с собой на сборы и турниры 4 – 5 книжек. Еще Карполь – это юмор и неумение проигрывать. Он, например, обожает нарды. Когда я переехала жить в Стамбул, матч в ресторане длился до четырех утра – Карполь пытался обыграть моего мужа Неджета. Проигрывать же никак нельзя! Сидели пока Николай Васильевич не начал побеждать. Когда я была беременная второй дочкой, Дашей, он, увидев меня, спросил: "Я что, должен по телевизору узнавать, что ты ребенка ждешь"?! Вроде пошутил, но дал мне небольшой жизненный урок – "Папа" должен быть в курсе таких вещей.
СЫН НА ТРЕНИРОВКЕ
– Мой Карполь – это шанс играть на высшем уровне. Он повез меня на Олимпиаду и ставил в состав в 19 лет. Николай Васильевич умел заставить игрока поверить в свой талант. В спорте всегда актуален главный закон джунглей – выживает сильнейший, но в коллективе у Карполя отношения между игроками товарищеские. Он давал понять своими поступками: успеха без большой работы не будет. Поэтому школа "Уралочки" – это еще и школа жизни, становления характера, – говорит Любовь Соколова, чья история взаимоотношений с Карполем полна настоящего "огня". В ней было многое, даже отлучение от волейбола. А помнится – хорошее.
– Когда я стала мамой, то быстро вернулась в волейбол, но сына приходилось возить с собой на сборы и тренировки, – вспоминает Соколова. – Данила рос подвижным. Помогала моя мама, которая буквально бегала за внуком по залу. Однажды Карполь, глядя на очередной такой забег, спросил ее: "О чем думаете, когда бегаете за парнем"? Мама сказала, что видит в Даниле волейболиста. Мол, такой подвижный мальчик растет! Карполь ответил: "Нет, волейболистом не будет. Шахматы – да, подойдут". И оказался прав. Сын вырос спокойным и усидчивым, волейбол его никогда особо не интересовал.
– В интернете хватает видео, где Карполь узнаваемо эмоционален. Одно из них – с Олимпиады в Афинах. Там в матче со сборной Китая Николай Васильевич вам что-то яростно высказывает, а вы резко отвечаете. Карполь при этом осекся. Откройте тайну того разговора?
– Николай Васильевич говорил: "Не могу на это смотреть! Как играешь, что делаешь?! Заменю"! Я ответила: "Меняйте".
И ведь сработало! Замену тренер делать не стал, Соколова тут же подняла невероятный мяч в защите. Это к вопросу о дерзости, которую Карполь ценит. А еще – видит талант и верит в молодых.
THIS IS КЛЕЙ
– Я попала в Екатеринбург в 15 лет. Семья поверила моему детскому тренеру, который дал совет, уезжая на ПМЖ в Израиль. Папа посмотрел тренировку в школе "Уралочки" и сказал: "Домой ты всегда можешь вернуться, но я бы остался. Тут даже слона научат волейболу. Дерзай", – вспоминает Елизавета Тищенко, ныне сотрудник международной федерации волейбола, в 1990-х – одна из самых ярких волейболисток российской сборной. – В 1991-м, Карполь вызвал в сборную СССР меня и Женю Артамонову. Нам тогда было по 16 лет. Еще раньше он привез на турнир в мой Киев на турнир памяти большого тренера и арбитра Анатолия Чинилина сборную. И там была Наташа Морозова, тоже юная-юная. Я ее увидела и сказала себе: "Она может, но я – не хуже"! Такая была у Карполя педагогика – живым примером.
– Еще он постоянно кричал на команду во время матчей.
– Когда я стала работать в ФИВБ, мы на каком-то приеме оказались за одним столом с Дагом Биллом (тренер и многолетний глава Ассоциации волейбола США. – Прим. "СЭ"). Его очень интересовал именно крик Карполя! Даг понимал, что это метод воздействия на игроков, особый тренерский прием. Он восхищался Капролем, очень хотел узнать его "кухню". Могу сказать, что почти все девочки понимали, что эмоции Карполя – это маска, психологический прием.
Карполь разный, но всегда талантливый. Он учил даже языки – испанский, английский, хотя в его возрасте это было сложно и получалось порой смешно. Но Николай Васильевич не мог терпеть рядом со собой переводчика. Последнее слово должно быть его и только его. Мы хихикали, глядя, как он пытается говорить на смеси разных слов. Но однажды в Гонконге, где была пересадка на одном из "Гран-при", Карполь смог словами "This is клей" убедить завершить досмотр сумки нашего доктора. Доктор жестами пытался объяснить, что в сумке клей для тейпирования, но разговор не клеился. Тут пришел Карполь со словами, которые потом стали легендой в женской сборной. И китаец Карполя понял.
После того случая многие мы подумали: Папа может многое, а может даже вообще все. Даже убеждать китайца на своем английском.
– Что бы вы пожелали и сказали своему тренеру накануне его 77-летия и финального раунда?
– Удачи, здоровья. И мы вас любим, Николай Васильевич!