Руслан Олихвер: "Надо подтянуть маркетинг. И строить, строить!"
ЕСТЬ ТЕМА
Впереди планеты всей // Станислав Шевченко: "Без лимита на иностранцев не было бы золота Лондона" // Все начиналось с "Самотлора"...
За счет чего наш клубный волейбол утвердился на ведущих позициях в мире?
Шестнадцать сезонов игровой карьеры нынешнего гендиректора краснодарского "Динамо" разделены на четыре части - советскую, итальянскую, бразильскую и российскую. И во всех лигах знаменитый в прошлом блокирующий завоевывал титулы.
- Есть ли у суперлиги реальные конкуренты?
- Если брать уровень игры и зрелищность, то мы убежали от всех далеко вперед. И по размерам клубных бюджетов - тоже. Лига сохраняет дома всех российских звезд и имеет возможность пополняться зарубежными. Но если говорить о маркетинге, то тут, безусловно, есть куда расти.
- Кто для нас в этом смысле образец?
- Польша. Я приезжал в эту страну еще игроком "Радиотехника" и сборной СССР. Тогда там было скучно, порой уныло. Сегодня же поляки "продают" волейбол, пожалуй, лучше всех в Европе. Телевидение там платит хорошие деньги лиге и федерации за возможность транслировать матчи чемпионата и сборной. А начиналось все с того, что клубы сами доплачивали. Но делали это сообща, вместе улучшая "продукт", чтобы сегодня получить от проделанной работы отдачу. Классическая бизнес-модель.
- В Польше нет хорошего клубного футбола, хоккей и вовсе откровенно слаб. У нас иная ситуация.
- Согласен. Но с маркетингом у КХЛ и РФПЛ дела обстоят лучше, чем в волейболе. Ситуацию необходимо менять. Тем более при наличии такого классного чемпионата!
- В последние несколько лет заметно вырос уровень бразильской лиги, которая вернула почти всех своих звезд, в том числе - и выступавших в России…
- Ну не всех. Виссотто только что помог выиграть серебро суперлиги "Уралу". Марлон продолжает выступать в Краснодаре. Но бразильский чемпионат действительно имеет неплохой потенциал. В стране о нем много пишут, рассказывают на ТВ. Хотя самая профессиональная волейбольная журналистика, на мой взгляд, до сих пор - в Италии. У нас такого точно нет. Найти в регионе специалистов, способных продвигать волейбол, разъясняя суть игры людям, непросто.
- В период расцвета итальянской серии А1 тамошние клубы легко находили генеральных спонсоров, которые обеспечивали им безбедное существование. Почему сейчас в волейболе на Апеннинах такие проблемы с деньгами?
- Экономика страны переживает спад. Это пагубно сказывается и на футболе, и на баскетболе. Впрочем, 90-е тоже не надо идеализировать. Тогда в итальянском волейболе практиковались очень разные формы спонсирования - далеко не всегда прозрачные. После знаменитой операции "Чистые руки" несколько клубов закрылись. "Милан", например, или "Равенна". Президент последней, мультимиллионер Рауль Гардини, который привозил когда-то в Италию Карча Кирая, Стива Тиммонса, нашего Дмитрия Фомина, впоследствии погиб при невыясненных обстоятельствах…
Сегодняшняя работа нашей федерации мне нравится больше. Инвестировать в волейбол у нас - это престиж, работа на имидж страны. И все благодаря успехам сборной, которая, как "Скуадра адзурра" 90-х, способна выигрывать все турниры подряд и тянуть за собой национальный чемпионат.
- Почему же вы выступаете против нынешнего лимита на иностранцев, который как раз и защищает интересы сборной?
- Убежден: если мы разрешим клубам заявлять третьего иностранца, сборная только выиграет. Никто ведь не собирается наводнять чемпионат легионерами средней руки. А конкуренция с настоящими звездами полезна даже на тренировке. Также необходимо продолжать развивать Молодежную лигу, которая рождалась в муках, но на сегодняшний день уже является гордостью федерации.
И еще клубам нужно строить, строить! Не секрет, что контракты некоторых игроков суперлиги достигают 40 миллионов рублей. А это - стоимость небольшого ФОКа, без которого новых звезд не вырастишь.