Сергей Тетюхин: "Сейчас в сборной такая классная атмосфера, какой не было никогда!"
Сергей Тетюхин, родился 23 сентября 1975 года в Ферганской области (Узбекистан).
В составе сборной России – олимпийский чемпион (2012), серебряный (2000) и бронзовый призер Игр (2004, 2008), бронзовый призер чемпионата мира (2002), серебряный (1999, 2005, 2007) и бронзовый (2001, 2003) призер чемпионатов Европы.
Десятикратный чемпион России в составе "Белогорья" (1997, 1998, 2002-2005, 2013) и "Зенита-Казань" (2007, 2010, 2011), четырехкратный победитель Лиги чемпионов (2003, 2004, 2008, 2014), победитель клубного чемпионата мира (2014).
С 2019 года – генменеджер мужской сборной России.
Легенда российского волейбола Сергей Тетюхин с мая не был дома. Все это время он проводит в расположении сборной России, где выполняет функции генерального менеджера. Перед ключевыми стартами нашей мужской команды олимпийский чемпион приехал из Новогорска в редакцию "СЭ" и рассказал о настрое наших игроков на ответственных отборочный турнир Олимпиады-2020.
– Этот год для сборной России очень напряженный – за четыре месяца она должна сыграть в четырех больших турнирах. Какой из них, на ваш взгляд, самый главный?
– Основной турнир для нас – отбор на Олимпийские игры. Весь план подготовки составлен таким образом, чтобы к этому турниру все подошли в оптимальной форме. Этот год для нашей сборной действительно уникальный. Такого никогда не было, чтобы четыре турнира проходили в такой короткий промежуток времени. В одной только Лиге наций наши ребята пролетели 60 тысяч километров. И, если для меня такой график был не простым, то, что уж говорить про игроков. Ведь они через день-два выходили на площадку и показывали результат. Сейчас команда находится в Новогорске, все работают и будем надеяться, что к началу олимпийской квалификации все смогут набрать оптимальную форму.
– Кого больше всего опасаетесь в квалификации в Санкт-Петербурге?
– Самый опасный соперник – сборная Ирана. Но с учетом того, что в последний месяц Куба усилилась тремя игроками очень приличного уровня, то эта команда тоже считается одним из фаворитов турнира. С нашей победой над сборной Мексикой, я надеюсь, вопросов возникнуть не должно. Хотя я всегда опасаюсь подобных соперников. Но, я думаю, что именно с Кубой и Ираном мы будем бороться за выход на Олимпиаду.
– Накануне квалификации команду пополнили ветераны, а некоторые молодые игроки сборную покинули. Чем объясните эту ротацию?
– Вопрос, с кем расставаться – всегда самый сложный, но это приходится делать, чтобы достигнуть результата. Мы изначально планировали, что к команде добавятся ветераны – без них сборная в любом случае не справится. Поэтому было принято решение предоставить Дмитрию Ковалеву, Игорю Филиппову, Ярославу Подлесных и Денису Земченку небольшой отпуск. Тем не менее, мы на них рассчитываем, потому что впереди чемпионат Европы, Кубок мира, где ребята в любом случае будут задействованы.
– Не боитесь, что появление ветеранов может повлиять на атмосферу в команде?
– Коллектив уже сформирован, атмосфера определенная тоже. А те люди, которые дополнили сборную, подходят под видение главного тренера не только по спортивным показателям, но и по характеру, по командному духу. Это важные моменты, на которые Туомас Саммелвуо делает акцент.
– Решение по изменениям в составе принимал лично главный тренер?
– Это совместное решение: тренерское, мое, руководства федерации.
Новому поколению игроков не нужна диктатура
– После победы в "Лиге Наций" многие наши читатели высказывались в духе, что было бы здорово послать на Олимпиаду именно эту команду. Что в этой сборной есть особенного, что она всем так нравится?
– С приходом каждого нового специалиста в команде создается своя атмосфера. Сейчас она такая, какой, пожалуй, не было никогда. Во всем, что касается быта и жизни вне площадки, нет никакого прессинга и жестких рамок. Все строится на доверии. Мне казалось, что со временем это может сыграть злую шутку. Но я находился с командой постоянно на протяжении двух-трех месяцев, и не было ни одного прокола. Для меня это удивительно. Наверное, в сборную пришло новое поколение игроков, которым не нужна диктатура.
Ребята чувствуют, что им верят, и стараются компенсировать это полной самоотдачей на площадке. При этом в тренировочном процессе – абсолютная дисциплина, отсебятина никому не позволена. Никто никого не заставляет, но тренировки отрабатываются по плану "от" и "до". В России мы привыкли, что тренер стоит выше игроков. Тут этого нет, вне площадки Туомас общается по-дружески. Сейчас в команде появились новые ребята, для них такое отношение пока в новинку. Они впитывают это, для них это тоже интересный новый опыт. Я думаю, атмосфера на площадке тоже идет от этого микроклимата.
– Помимо того, что Саммелвуо добился успеха в сборной, он еще и выиграл со скромным клубом чемпионат России. Как ему это удается?
– У него есть свои флюиды, которыми он притягивает людей. Ребята в него безмерно верят. У Томаса есть, чему поучиться, и я бы хотел, чтобы такой тренер был у каждой команды. Например, он очень большое значение придает тому, как игрок ведет себя в коллективе. Насколько он эмоционально поддерживает команду, отдает ей энергию, а не забирает. Раньше я с таким не сталкивался, это очень своеобразные моменты, но они работают.
– Какова ваша роль в сборной и как складываются отношения с тренерским штабом?
– Мы с Туомасом знакомы с середины 1990-х годов. Долгое время играли друг против друга, общались за пределами площадки. Обязанностей у меня достаточно много. Но главная задача – делать так, чтобы ребятам было комфортно, и они ни в чем не нуждались. Также есть моменты, которые мы решаем совместно с Туомасом по микроклимату в коллективе.
Камехо в сборной России? Отношусь к этому нормально
– Некоторые страны не стесняются решать свои кадровые проблемы путем натурализации. Есть ли шансы попасть в сборную у Камехо и других иностранцев с российским паспортом?
– Пока вопрос стоит только по кубинцу. Насколько я помню, по Олимпиаде для него все решится перед Новым годом. Других вариантов у нас нет, но в принципе, я к этой теме отношусь нормально. Если человек по своим игровым качествам подходит для сборной России и хочет за нее выступать, то почему нет? Я знаю, многие с этим не согласны, но я за то, чтобы каждому дать шанс. Тем более, даже получив паспорт и попав в заявку, никто не гарантирует, что ты выйдешь на площадку. Нужно еще выдержать конкуренцию за это место.
– Недавно закончился мужской чемпионат мира среди игроков моложе 21 года, где наша сборная, в составе которой играл ваш сын, заняла четвертое место. Как оцените этот результат?
– Результат – неудовлетворительный. Я смотрел все матчи и меня не устроили наши игры в полуфинале и матче за третье место. По моему мнению, наша команда с теми ребятами, которые были на площадке, должна была играть лучше. Не будем углубляться в детали – предоставим это главному тренеру.
– Может ли кто-то из этой команды претендовать, на то, чтобы помочь нашей взрослой сборной в этом году?
– В этом году точно нет. Но уже к следующему году, я думаю, что кто-то из этих ребят может добавиться. И их нужно подключать, так как в этой команде есть хорошие ребята, которые в скором времени должны влиться в сборную.
– Не кажется ли вам, что международной федерации нужно принимать меры по изменениям в календаре?
– Этот график действительно несопоставим со спортом и негативно влияет на здоровье спортсменов. И многие ведущие игроки обратились в Международную федерацию с тем, чтобы этот график изменили. Ведь выходить четыре раза на пик формы за короткий промежуток времени невозможно. У нашей страны есть большой плюс с точки зрения запаса игроков, которых мы можем привлечь. Но есть другие страны, где такого количества спортсменов нет. От этого страдает зрелищность турниров.
Основной приоритет для команд – отбор на Олимпийские игры. И никто не будет лишний раз возить игроков на Лигу наций, рискуя тем, что они могут получить травму или потерять физические кондиции к нужному турниру. Поэтому сильные игроки готовятся по индивидуальным планам, а на Лигу наций едет резервный состав, уровень которого не всегда не соответствует этому турниру. Или еще один пример. Совсем скоро будет проходить чемпионат Европы, а после его окончания, через два дня, первая игра Кубка мира в Японии. И если мы выходим в финала чемпионата Европы, то мы чисто физически не успеем долететь до Японии, чтобы принять участие в первом матче. Что об этом думает руководство международной федерации – непонятно.
– Австралийский этап Лиги наций был омрачен проблемами с питанием игроков. Какой была реакция международной федерации на ваши протесты?
– Таких ужасных условий, как в Австралии, на моей памяти не было никогда. Там были вопросы по месту, где мы жили, но так как было где помыться и поспать – мы эту тему поднимать не стали. А вот с питанием проблемы были огромные. Нас, как и сборные Аргентины и Китая не устроило то, как кормили ребят на завтраке, мы сказали обо всем организаторам, но когда пришли на обед – все повторилось, то же произошло и на ужине. Мы поняли, что разговаривать бесполезно и написали письмо в Международную федерацию. На следующее утро пришли организаторы, собрался большой консилиум, и вопрос был решен.
Позову Жибу на прощальный матч
– Владимир Алекно назвал Федора Воронкова будущим российского волейбола. Согласны ли вы с такой оценкой и кого бы еще причислили к этой категории?
– Несомненно, потенциал у Федора огромный, но пока это большой аванс. Парень с хорошими данными, сильным характером и огромным желанием играть. Но еще нужно очень много работать. Как раз сейчас он будет выступать в Казани под руководством Владимира Романовича и Алексея Вербова.
У нас есть Ваня Яковлев и Антон Семышев. Он с конфликтным переходом из Сургута в Белгород потерял много времени, но сейчас снова набирает обороты. Витя Полетаев уже практически состоявшийся игрок, но тем не менее еще очень молодой. К следующим Олимпийским играм, думаю, раскроются и подключатся ребята, родившиеся в 1999 и 2000 годах. За волейбол в ближайшее время не страшно. Надеюсь, в ближайшее время должны появиться связующие. Это такое уникальное амплуа – редко рождаются таланты. Вот Игорь Кобзарь доказал, что он тот парень, который может выиграть Лигу наций. Хотя поначалу это был большой знак вопроса.
– Завершив в прошлом году карьеру, вы сказали, что прощальный матч сыграете как-нибудь потом. Есть подвижки в этом направлении?
– С этим сложно. Нужно решать вопросы с Международной федерацией. Мое мнение таково: если проводить такой матч, то нужно собирать всех игроков, с которыми и против которых я играл, кем проводил много времени на площадке и продолжаю дружить. Кто-то из них закончил, кто-то еще выступает. Не важно, когда, но матч состоится. Думаю, произойдет это в Белгороде.
– Есть ли у вас амбиции стать тренером? Если позовет клуб суперлиги, согласитесь?
– Меня зовет клуб Суперлиги – это "Белогорье". Но я пока не готов, на самом деле. Для того необходимо особое видение волейбола, отношение к волейболу и желание быть тренером до кончиков волос. Есть хорошие примеры – Леша Вербов, Саша Богомолов, Туомас Саммельвуо, опять же. Вот они действительно тренера. Ко многим есть вопросы. Я не хочу быть как многие – приходить и получать зарплату. Этим нужно жить. Если ты не воспринимаешь тренерскую деятельность как большую часть своей жизни, то нечестно и несправедливо идти туда. Во всяком случае, мне хочется, чтобы все было по совести. Мы с Геннадием Яковлевичем (Шипулиным. – Прим. "СЭ") много разговаривали об этом. Я объяснил ему, что это должен быть зов души. Пока я его не слышу. Сейчас просто интересно наблюдать. Как Туомас работает, например. Возможно, я сам много наигрался – поздно закончил. Наверное, должно пройти время, выйти волейбольный пар. Поживем – увидим.
– Что тогда сейчас у вас в приоритете?
– Пока хочется побыть дома с семьей. У меня еще много общественных проектов. Я готов безгранично помогать "Белогорью", но не в качестве главного тренера. Я пока не могу с утра до вечера находиться в зале и передавать игрока свой опыт.
– Один из тех, против кого вы играли, бразилец Жиба, периодически делает скандальные заявления по поводу Олимпиады в Лондоне. Обсуждали ли вы это с ним лично?
– Да-да, я с ним по этому поводу разговаривал. Я очень эмоционально воспринял, когда эта информация появилась в прессе. Мы с Жибой часто контактируем, общаемся, и я неправильно поступил, что высказался на этот счет, не выслушав точку зрения Жибы. Потом принес свои извинения. Мне он сказал, что он этого не говорил. Это журналисты некорректно обозначили ситуацию, по которой он высказывался.
– На прощальный матч вы его позовете?
– Постараюсь, во всяком случае. Это один из немногих игроков, с которым мы знакомы с 1995 года. Играли первый чемпионат мира среди молодежных сборных в Малайзии. Как раз с Жибой в финале. Он все время этот момент вспоминает.