Павел Панков: "В семье стараемся реже говорить о спорте"
Павел Панков – сын олимпийской чемпионки-1988 Марины Панковой и заслуженного тренера России Вадима Панкова. Брат капитана женской сборной России, действующей чемпионки Европы Екатерины Косьяненко. А теперь он еще и самый ценный волейболист победного для сборной России чемпионата мира среди игроков до 21 года. После возвращения 20-летнего связующего из Мексики, где проходил турнир, корреспондент "СЭ" записала его рассказ о себе.
– Это уже мой четвертый чемпионский титул. Со сборной России я выигрывал мировые первенства до 19 лет, два раза до 21 года и до 23 лет. И хотя разница в возрасте, казалось бы, не очень большая, отличия на самом деле существенные. Турниры до 19 и 21 лет – это еще детский волейбол. На чемпионате до 23 лет игра была уже мужская. Первое от второго отличается в первую очередь стабильностью. Да и сами игроки становятся мощнее, умнее.
На первых двух своих чемпионатах мира я очень волновался. Эмоций тогда было слишком много. На игре это особенно не отражалось, но ни перед полуфиналом, ни перед финалом я вообще не спал – ни днем, ни ночью. Все думал о том, как буду играть, что буду делать на площадке. Сейчас спокойнее себя чувствую.
Первый чемпионат мира прошел в Мексике, второй – в Турции, третий – в ОАЭ. Четвертый – вот снова в Мексике. В Турции трибуны оказались совершенно пустыми, даже на финал пришло человек сто. Организация самой лучшей была в Дубае. Странно, когда мы играли там против сборной Турции, на трибунах было полно турок. Но и наших тоже было немало. Мы познакомились там с нашим соотечественником, который работает в Дубае в нефтяной компании, – Рамазаном. Он стал нашим главным болельщиком: увидел рекламу турнира и начал собирать группу поддержки. Человек двести собрал. После победы мы потом с ними поехали гулять, они нам показали город.
На самом деле мы редко осматриваем достопримечательности во время турнира. Зал-автобус-отель, зал-автобус-отель. Расслабляться не получается. Даже есть лишнего ничего нельзя. Поэтому сейчас вместо мексиканской кухни мы брали в основном курицу c макаронами... Зато в Мексике все было нормально с болельщиками. На финал собралось целых 4,5 тысячи! В основном, конечно, были мексиканцы, но и китайцев тоже много. Они приезжали организованными группами.
После первой победы я почувствовал... Даже не скажу, что – это непередаваемые эмоции. Первыми меня поздравили, также как и после других побед, родители.
***
В волейболе я уже 11 лет, начал заниматься им в девять. Пошел в ту же спортшколу, что и сестра. Она вообще в волейболе с пяти лет. Я же в свои пять занимался футболом, отец не возражал. Он видел, что мне очень нравится. Но потом обстоятельства сложились так, что я перешел в волейбол. Были свои проблемы, не хочу рассказывать. Секрет.
Мои родители никогда не давали мне чисто волейбольные советы. Жизненные, конечно, дают почти каждый день. А про волейбол я особо не спрашивал. Мы вообще стараемся в семье как можно меньше говорить о спорте, его и так слишком много в нашей жизни! Конечно, какие-то общие темы – кто выиграл, кто проиграл, кто куда перешел – обсуждаем. Но в целом есть негласная договоренность: говорить об игре как можно меньше. Не надо этого. Тем более мой отец тренирует женскую команду, это все-таки совсем другое. Практически другой вид спорта.
Я понял, что волейбол пришел всерьез и надолго лет в 15, когда попал в "Динамо". Вернее, в их резервную команду "Динамо-Олимп". Там меня заметили и начали вызывать в молодежную сборную.
Волейбол – интеллектуальная игра. Если ты высокий и сильно бьешь, это еще не значит, что ты победишь. Надо голову включать. Особенно если ты играешь на позиции связующего. Самое главное для него – как можно больше думать, изучать соперника. Кто где стоит, кто ниже ростом, кто хуже играет. На протяжении всей игры нужно быть на 100 % сконцентрированным. Это не та позиция, где надо четко выполнять распоряжения тренера, должна быть своя голова. Тренер, конечно, помогает и подсказывает, как лучше сделать. Но в игре все может повернуться иначе.
Конечно, я не хочу сидеть на скамейке запасных в "Динамо". Мечтаю играть. Но понимаю, что мои победы на чемпионате мира никак на это не повлияют. Молодежный волейбол – это совсем другое. Уровень клубного намного выше. То, что сейчас выиграли, – здорово. Но теперь надо о победах забыть и двигаться дальше. Буквально через неделю мы начнем подготовку к предсезонному турниру "Кубок победы", который посвящен 70-летию победы в Великой Отечественной войне. И пока Сережа Гранкин в сборной, я буду играть. Надо воспользоваться шансом.
Первый матч за взрослое "Динамо" я провел в 17 лет, меня тогда взяли на Кубок России в 2012 году. Был матч с "Зенитом". Я вышел всего один раз – на подачу. Мы тогда победили. Я впервые принимал участие в игре при полных трибунах, непередаваемые ощущения.
Мы с Гранкиным не воспринимаем друг друга в качестве конкурентов. Он мне, наоборот, помогает. Хотя, конечно, я понимаю, что стать основным связующим мне будет очень сложно. Мой эталон на моей позиции – бразильский связующий Рикардо. Он очень хорошо действует в комбинационной, быстрой игре. Из волейболистов, которые выступают на других позициях, я бы выделил Дмитрия Мусэрского, кубинца Симона, Сергея Тетюхина, Жибу, либеро Серджио.
***
Я начал жить отдельно от родителей не так давно, года два назад. Они тоже в Москве, но на другом конце города – мне было далеко добираться до зала. Теперь я снимаю квартиру рядом с работой. Дело не в том, что я хотел поскорее от них съехать, просто так удобнее. У меня есть девушка, она тоже волейболистка. Играет в "Заречье-Одинцово", под руководством моего отца. Я ходил на их игры, увидел красивую девушку... Так мы и познакомились.
Вообще вся моя жизнь связана с волейболом. Я этим зарабатываю и живу. Волейбол, девушка и семья – вот главное, что есть в моей жизни. Еще с родными пытаемся по возможности выезжать на рыбалку. Папа меня рано начал брать с собой, поэтому я это дело и полюбил. Это совсем нескучно! Наоборот, азартно. Соревнуемся с отцом, кто больше поймает. Мама ездит с нами, сестра – редко. С ней мы встречаемся в основном в кафе, ходим в кино.
Я понял, насколько ценен титул олимпийского чемпиона и как его сложно завоевать, только когда перешел в "Динамо". Там я узнал, что такое настоящий волейбол. До этого не понимал и особого значения маминому титулу не придавал. И никогда, конечно, не хвастался, что у меня мама – олимпийская чемпионка. У нас вообще вся семья скромная.