Дмитрий Мусэрский: Атлант
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН РОССИИ-2013. Версия "СЭ"
Он стал вторым в списке лучших спортсменов 2013 года по версии "СЭ", но в мировом волейболе это на сегодняшний день, безусловно, человек номер один. 25-летний блокирующий "Белогорья", самый высокий волейболист планеты (рост 218 см) начиная с финала Лондона-2012 выиграл с клубом и сборной шесть из семи турниров, в которых участвовал. И почти всегда к командному трофею добавлял персональный титул MVP.
…Надсадно рыча и трясясь, бежал по взлетно-посадочной полосе маленький самолетик, уносивший из Москвы обратно в Белгород после торжественной церемонии, посвященной 90-летию российского волейбола, олимпийских чемпионов Сергея Тетюхина и Дмитрия Ильиных. Корпел над планшетом в своем кресле занятый поисками новых волейбольных идей тренер "Белогорья" Борис Колчин. А я сонно листал недавно вышедший роман Бернарда Вербера "Третье человечество". В нем рассказывается, что предками людей были гиганты из Атлантиды.
Лидер сборной России и "Белогорья", чемпион Олимпийских игр, Европы, Мировой лиги, а также победитель наших чемпионата и Кубка Дмитрий Мусэрский – тоже из Атлантов. Из тех титанов, на которых стоит современный спорт. Майкл Джордан и Арвидас Сабонис, Уэйн Гретцки и Валерий Харламов, Елена Исинбаева и Усэйн Болт, Диего Марадона и Лионель Месси – каждый из них определял лицо не только своего вида спорта, но и своей страны. И на Мусэрском – безоговорочно лучшем волейболисте планеты минувшего года – лежит сейчас колоссальная ответственность. Перед болельщиками, перед партнерами по клубу и сборной, перед тренерами, наконец, перед всей Россией. "Дима – номер один в мире. Без вопросов! Без него и сборной, и "Белогорью" было бы очень трудно брать золото. Если вообще возможно", – признался сидевший через проход от меня Ильиных, когда речь зашла о Мусэрском.
Впрочем, сам Дмитрий о своей роли в победах склонен рассуждать меньше всего. И интервью Мусэрский дает неохотно и нечасто. Он – из породы тех больших людей, которые предпочитают делать, а не говорить. И при этом полностью отдают себе отчет в том, что планку достижений, поднятую ими на недосягаемую для обычных смертных высоту, нужно удерживать ежедневным тяжелым трудом.
– В 2013 году вы выиграли чемпионат Европы и Мировую лигу, первенство и Суперкубок России. На ноябрьском чемпионском Кубке ФИВБ Россия заняла второе место, но вас все равно признали MVP. А летом 2012-го вы стали одним из героев Олимпиады, набрав в победном финале против бразильцев 31 очко! Что чувствуете, когда говорят: "Мусэрский – лучший волейболист мира"?
– Конечно, любое признание приятно. Ведь это оценка работы, которую ты делаешь. В то же время я прекрасно понимаю: нужно как минимум поддерживать достигнутый уровень. А в идеале – прогрессировать дальше.
– Что загадывали год назад под бой курантов?
– Главное, чего я всегда желаю: счастья и здоровья близким. Ну а все, что загадал по спортивной части, в итоге сбылось. Во многом победный ритм пришел после того, как за несколько дней до Нового года "Белогорье" выиграло Кубок России-2012. Все игроки, и я в том числе, получили очень хороший заряд уверенности в своих силах. И с каждым следующим победным турниром эта уверенность росла.
– И у "Белогорья", и у сборной во всех турнирах календарь был сложнее некуда. Победы над самыми принципиальными соперниками тоже добавляли веры в себя?
– Ну конечно. Хотя, если ты претендуешь на золото, рано или поздно приходится обыгрывать всех, даже самых сильных. Многие говорят, что русским спортсменам чем сложнее – тем проще. Но лично я на это вообще не обращаю внимания. Настраиваться надо на любого соперника, будь то бразильцы, итальянцы или кто-то еще. Я не делю команды на сильных и слабых. В любом случае все зависит только от нас. Скажем, "Белогорье" пока идет в чемпионате России без поражений. Но если мы к матчу даже с последней командой подойдем без должных мотивации и концентрации – обязательно получим "баранку". С уважением надо относиться ко всем. А каждую игру воспринимать прежде всего как игру с самим собой.
– Сборная России в этом году на старте турниров регулярно спотыкалась на не самых сильных соперниках. В Мировой лиге и вовсе умудрилась проиграть Канаде – и это при двух победах над Бразилией…
– Это отличная иллюстрация к тому, о чем я говорил. Наверное, чуть недонастроились… Все-таки мысли о том, что главные матчи впереди, из головы выбросить трудно. Но вернее все-таки то, что на пик формы сборная неизменно выходила к концу турниров. Отсюда и перепады в результатах.
– Пока в вашей богатейшей коллекции не хватает побед в Лиге чемпионов и чемпионате мира. Уже в предстоящем году можно устранить оба пробела.
– (Улыбается.) Приложим все усилия.
– Главный тренер "Белогорья" Геннадий Шипулин уже заявил: задача на сезон – победа во всех турнирах.
– (Смеется.) Так перед нами такая задача каждый сезон ставится. Во всяком случае, каждый год, что я играю в Белгороде. Другое дело, что раньше мы не были чемпионами, и эти заявления не воспринимались всерьез. А сейчас "Белогорье" – реальная сила.
– Золото ЧМ наша команда последний раз брала, когда вы еще не родились – в 1982 году. Кто представляется главным конкурентом в Польше?
– Да кто угодно! При определенных условиях для нас матч с любым соперником чреват серьезными осложнениями.
– Перед четвертьфиналом ЧЕ-2013 главный тренер сборной России Андрей Воронков назвал наш матч с французами досрочным финалом…
– У Франции действительно классная команда, и на мировом первенстве она будет представлять собой серьезную угрозу. Французы показывают очень сбалансированную игру, особенно в защите.
– Еще один явный претендент на медали ЧМ – бразильцы. Как думаете, у них действительно сложился "комплекс сборной России"?
– Во всяком случае, золоту чемпионского Кубка в Японии они радовались так, что площадка ходила ходуном. Вот в Польше и выясним: есть у них "русский комплекс" или нет.
– Сборная в этом году серьезно обновилась. И многие ожидали, что без Тетюхина, Волкова, Бутько, Хтея и других лидеров команде не удастся сохранить уровень Лондона-2012. А вы лично в начале лета, после двух проигранных в Москве товарищеских матчей бразильцам, могли предположить, что в итоге год сложится для сборной столь удачно?
– Еще до поездки на Мировую лигу я говорил, что у нашей команды – большое будущее. Конечно, золотые медали – это всегда некоторое стечение благоприятных обстоятельств. Но то, что у нас хороший потенциал, было понятно почти сразу. В Аргентину ехал с одной мыслью: доказать, что сборная по-прежнему готова претендовать на самые высокие места.
– А есть какие-то принципиальные отличия этой команды от той, что побеждала в Лондоне?
– Они совершенно разные. Но не из-за того, что в них разные игроки. Просто сейчас сборная исповедует другой стиль. Понятно, что смена наставников не могла не сказаться. Другие тренировки, другие акценты в игровой тактике… (Улыбается.) Как оказалось, к победам можно приходить разными путями.
– Для победы в чемпионском Кубке не хватило буквально одной партии. Сильно расстроились второму месту?
– Конечно, неприятный осадочек остался – шанс стать первыми был очень хорошим. В то же время, учитывая то, в каком тяжелом состоянии находилась команда после напряженных матчей российской лиги и долгого перелета, считаю, результат в Японии показали неплохой. Лично я к чемпионскому Кубку подошел уставшим. Думаю, остальные чувствовали себя не лучше. Тем не менее мы сумели показать характер и вытащили тяжелейший матч с бразильцами (россияне, напомним, уступали по партиям со счетом 0:2, как в Лондоне. – Прим. В.М.).
– Какая победа далась сложнее – в Мировой лиге или на чемпионате Европы?
– Эти победы взаимосвязаны. После выигрыша Мировой лиги мы поняли, что нам вполне по силам стать первыми и на Европе. Хотя то, что этот титул не давался России очень долго (с 1991 года. – Прим. В.М.), создавало некоторые психологические трудности. И начав с 0:3 от Германии, мы впали в самый настоящий ступор. Но потом смогли собраться, сделать из поражения правильные выводы. Большая заслуга в этом принадлежит тренерскому штабу. Андрею Геннадьевичу Воронкову вообще было непросто. Все-таки принимать команду, которая только что выиграла Олимпиаду, – это колоссальная ответственность. Но Воронкову удалось так здорово выстроить план работы и создать настолько правильный эмоциональный фон в сборной, что команда сразу оказалась готова к решению максимальных задач.
– Лучшие волейболисты планеты играют фактически без отдыха. Причем россиянам – учитывая конкуренцию в нашей суперлиге, – приходится особенно тяжело. У проблемы перенасыщенного календаря вообще есть какое-то решение?
– (Смеется.) Меня самого очень интересует этот вопрос. Но, к сожалению, ответа нет. Где брать время на восстановление – просто непонятно.
– Что вы думаете о возможных изменениях в правилах? Если играть партии до 21 очка сил на матч будет уходить меньше…
– Не вижу какой-то принципиальной разницы. Да и вообще все команды в любом случае будут находиться в равных условиях. До скольких очков ни играй – до 25, до 21 или хоть до 50.