30 марта 2013, 14:30

Сборная России: от Радина до Воронкова

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

В пятницу был назначен новый главный тренер мужской сборной России. "СЭ" вспоминает о самых ярких эпизодах в жизни команды при шести предшественниках Андрея Воронкова.

"ВТОРАЯ СБОРНАЯ" РАДИНА

Первым официальным турнирном российской сборной стала Мировая лига 1993 года. Однако еще в 1992-м подопечные Виктора Радина успели принять участие в нескольких выставочных стартах (дебютным стал матч против Дании). Курьезность ситуации заключалась в том, что на тот момент сборная, уже официально представлявшая независимую Россию, по сути не являлась главной национальной командой страны. Параллельно существовала сборная СНГ, которая и выступила под руководством Вячеслава Платонова в составе Объединенной команды на Олимпиаде в Барселоне. Для нее российская дружина Радина выполнила роль "фарм-клуба".

ГИБЕЛЬ КУЗНЕЦОВА И БОЛЕЗНЬ ПЛАТОНОВА

1995 год стали "черными" для сборной. Потеряв зимой своего капитана Андрея Кузнецова, который трагически погиб в автокатастрофе близ итальянского Кьети, команда осенью провалила чемпионат Европы в Афинах. Возвращать пошатнувшееся реноме был призван легендарный Платонов, выигравший со сборной СССР Олимпиаду-1980, два чемпионата мира и 6 раз - Европы. Однако здоровье будущего члена Зала волейбольной славы на тот момент уже сильно пошатнулось. Платонов не мог полноценно тренировать. В результате Россия оказалась за чертой призеров как на Олимпиаде-1996, так и на ЧЕ-1997. Ну а главным фиаско стал отборочный турнир Мировой лиги, в 12 матчах которого было одержано всего 2 победы (обе – над корейцами). С этим соревнованием связывались огромные надежды – "Финал шести" Мировой лиги-1997 впервые принимала Москва. Россияне выступили в "Олимпийском" на правах организаторов и даже завоевали бронзу. Правда, уже без Платонова – из-за болезни патриарх был вынужден остаться в родном Санкт-Петербурге, а его функции во время финального раунда исполнял Вячеслав Зайцев.

БОРОДА ШИПУЛИНА

Да следующих за Атлантой олимпийских цикла сборную за собой вел Геннадий Шипулин, параллельно возглавляя "Локомотив-Белогорье", которое постепенно превратилось в базовый клуб национальной команды. Именно при Шипулине были достигнуты первые серьезные успехи в истории волейбола независимой России. В частности, полным триумфом завершились Кубок мира-1999 и Мировая лига-2002. Однако острой занозой в сердцах целого поколения игроков надолго остался финал сиднейской Олимпиады, в котором подопечные Шипулина, считаясь безоговорочными фаворитами, потерпели сокрушительное поражение от Югославии – 0:3. В тот день у наших мяч буквально валился из рук, тогда как соперники все вместе и каждый по отдельности (в особенности, совсем еще юный на тот момент диагональный Иван Милькович) прыгали выше головы. Не помогла даже счастливая борода Шипулина, которая на протяжении всех Игр, вплоть до рокового 1 октября, приносила сборной удачу.

ГАЙИЧ И БАНКА ПИВА ПОЛТАВСКОГО

Первым иностранным наставником сборной России было суждено стать человеку, обыгравшему Шипулина в сиднейском финале. Собственно, именно Геннадий Яковлевич и позвал Зорана Гайича в нашу страну после Олимпиады-2004. Правда, не в национальную команду, которую он сам вскоре был вынужден покинуть, а в свой белгородский клуб, откуда Гайич спустя месяц и перекочевал в сборную. Увы, высоких надежд именитый серб не оправдал. Более того, запредельными нагрузками, которые он предлагал игрокам, и высокомерием в отношении коллег из клубов российской суперлиги Гайич настроил против себя почти всю волейбольную общественность. Его работа со сборной завершилась позорным 7-м местом на ЧМ-2006 в Японии. И вместо трофеев и медалей двухлетка Гайича больше всего запомнилась скандальным изгнанием Семена Полтавского. Перед выездным матчем Мировой лиги против французов серб, застукав диагонального в гостиничном номере с… банкой пива в руках, потребовал от игрока немедленно покинуть расположение команды и своим ходом добираться до Москвы. Впоследствии Полтавский был возвращен Гайичем в сборную. Но неприятный осадочек остался.

МОСКОВСКИЕ 0:5 ОТ АНАСТАЗИ

Исправлять ошибки Гайича федерация позвала Владимира Алекно. Однако первый блин в сборной у будущего олимпийского чемпиона Лондона вышел комом. Вернее даже комьями. В течение 2007 года российский волейбол пережил сразу два жесточайших разочарования. Весной "Динамо" Алекно провалило дебютный для Москвы "Финал четырех" Лиги чемпионов. Ну а осенью был проигран первый в истории страны (с учетом советских времен) домашний чемпионат Европы. Если бы перед началом турнира Алекно сказали, что соперниками его подопечных по полуфиналу и финалу в "Олимпийском" станут финны и испанцы, он наверняка только обрадовался бы. Но даже такой, казалось бы, сказочный расклад к долгожданной победе не привел. Никогда ранее не попадавшая в призеры ЧЕ испанская дружина Андреа Анастази переиграла россиян в матче за золото – 3:2. Причем, по мнению итальянского наставника испанцев, если бы не судьи, все пять партий должны были закончиться в пользу его подопечных. Спорить с Анастази никто и не думал.

"АРИФМЕТИКА" БАНЬОЛИ

Добротное выступление подопечных Алекно на Олимпиаде в Пекине, где была завоевана бронза, тем не менее не уберегло сборную от очередной смены главного тренера. На пост заступил самый титулованный специалист в истории европейского клубного волейбола Даниэле Баньоли. Не сказать, чтобы итальянец, переехавший в Россию со своей красавицей-женой Благой, русской по происхождению, разочаровал. Работал он профессионально, именно при нем к основе сборной стал привлекаться ее будущий лидер Дмитрий Мусэрский, охотно доверял Баньоли и другим молодым игрокам. Однако на ЧЕ-2009 россияне непостижимым образом проиграли полуфинал французам, в финале Мировой лиги следующего года в самый неподходящий момент сломался Тарас Хтей и, наконец, на ЧМ-2010 итальянский рулевой явно переборщил с "арифметикой". Не желая попадать в одну четвертфинальную группу с Болгарией и Кубой, наши, как показалось со стороны, специально уступили Испании – 2:3. Возможно, на Апеннинах циничный турнирный расчет Баньоли и сработал бы, но с российским менталитетом он оказался несовместим. Потеряв контакт с тренером, команда затем проиграла весьма поседственным сербам, заняла в итоге 5-е место, после чего Баньоли отправился из России восвояси.

ЛЕГЕНДАРНАЯ РОКИРОВКА АЛЕКНО

Возвращение Алекно вылилось в самый медалеемкий период в истории сборной России. В 2011 году было выиграно ровно столько, сколько за предыдущие 20 лет – Мировая лига и Кубок мира. Ну а в 2012-м свершился настоящий прорыв – впервые после Москвы-1980 наши волейболисты стали олимпийскими чемпионами. Эпический финал с бразильцами в Лондоне будет обсуждаться и пересматриваться еще очень долго. Но две вещи, которыми, он прежде всего запомнился – это безусловно подачи Сергея Тетюхина в критический момент концовки третьей партии и чудо-рокировка, предпринятая Алекно после двух проигранных сетов. Переставить лучшего диагонального мира Максима Михайлова на позицию доигровщика, а лучшего блокирующего мира Мусэрского – на место диагонального, да еще в разгар олимпийского финала… Подобные тренерские решения невозможно объяснить логически, но если они дают результат, то автоматически становятся легендой.

Что ж, теперь очередь за Воронковым. Огорчать нас. Или удивлять.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости