Ришат Гилязутдинов: "В главного тренера вырос у Карполя"
Главный тренер "Динамо-Казани" - самый молодой главный тренер в российской женской суперлиге. Ему нет 40 лет, но в профессии уроженец Алма-Аты уже пятнадцатый год, а Казань - третий город на карте российского волейбола, где он получил работу. И первый, где у 38-летнего специалиста есть шанс по-настоящему реализовать себя. Кубок России, который Гамова, Кошелева и Ко выиграли в минувшую субботу, - лишь первая цель на пути, который должен пройти казанский клуб, чтобы встать вровень с мужской командой из столицы Татарии, входящей в элиту европейского волейбола.
ПРАВО НА ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК
- Если бы Кубок уехал в Краснодар, вы бы сегодня чувствовали себя иначе, верно? Не так уверенно и спокойно - уж точно.
- Да, теперь можно спокойно заняться тем, что сегодня для нас важнее всего, - подготовкой к плей-офф чемпионата.
- В противном случае вы до весны жили бы под невероятным давлением, верно?
- В Казани по-другому не бывает. Если ты главный тренер местного клуба - будь готов к тому, что тебе придется решать максимальные задачи. Тут создают для этого соответствующие условия, а потом спрашивают.
- Права на поиск, в отличие от коллег Билялетдинова или Бердыева, у вас нет?
- Когда выиграю для Казани столько же титулов, как эти двое, тогда право на поиск появится. А пока нужно доказывать, что ты можешь, что тебе многое по силам.
- Прежде вы не работали под таким прессом. Тяжело привыкаете к новой реальности?
- Уже привык. Тяжело было в прошлом году, когда мы проиграли пять первых матчей.
- В итоге вы отказались от работы в национальной сборной, покинув пост помощника Владимира Кузюткина. Теперь вас зовут возглавить национальную сборную Болгарии. К вам на переговоры в Москву прилетал даже глава тамошней федерации.
- Действительно, переговоры состоялись, соответствующее предложение у меня имеется. Мне такая работа интересна. Это уровень участника финальной стадии чемпионата Европы, претендента на награды в Евролиге. Окончательное решение будет принято после консультаций с руководством клуба. Я должен получить "добро" на совмещение постов.
ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК КАРПОЛЬ
- Благо, опыт у вас есть, причем разнообразный. Вы четыре года отработали с молодежной и юниорскими сборными России, занимая пост главного тренера в дочерней команде клубной структуры "Уралочки".
- Самостоятельно трудился тогда только в сборной. В клубе работа состояла в том, чтобы помогать Николаю Карполю в главной команде и контролировать тренировочный процесс в дочерней. На самом деле в "Уралочке" общим делом занят большой объединенный тренерский штаб, в котором нет четкого разделения на тренеров одной команды или другой.
- Есть только шеф - великий Карполь.
- Николай Васильевич осуществляет общее руководство. Хозяйство в клубе большое. Это не только команды. Есть еще интернат, есть тренировочный зал, который был и остается базой для работы команды.
- Именно Карполь сделал вас, в России человека со статусом "без определенного места жительства", обладателем своего жилья, верно?
- Да, Николай Васильевич предоставил мне квартиру. Это было главным условием нашего сотрудничества. Я приехал в Екатеринбург и сразу вселился в метры, которые вскоре стали моими. Жилье удобное - дом расположен в пяти минутах хода от тренировочного зала "Уралочки".
- Для вас суровый с виду Карполь - добрый волшебник?
- У нас очень теплые отношения. И личные, и профессиональные. При этом в Екатеринбурге я имел возможность работать самостоятельно, оставаясь человеком системы "Уралочки". Поверьте, это очень дорогого стоит.
- В Липецке, где вы отработали в общей сложности девять лет, возможности получить квартиру в собственность не было?
- Там жилье заработала супруга (Людмила Дробот. - Прим. А.А.). Она была ключевым игроком той команды, где я долгое время занимал пост ассистента. Статус - сами понимаете.
- Карполь вас тоже позвал не на пост главного тренера, а квартиру в контракт вписал…
- Главным я был в сборной. И потом, Карполь - это Карполь. К тому же Николай Васильевич ко мне очень хорошо относится. Он меня понял, когда я спустя четыре года вернулся в Липецк, что называется "благословив".
- Что вам дала работа в "Уралочке", мы уже разобрались. А что принесла вам работа со сборными, помимо знания возможностей и характеров, личного знакомства с волейболистками, которые работали тогда под вашим руководством?
- Самостоятельность. Я стал главным тренером. Не по должности, а по отношению к происходящему. Можно сказать, что в главного тренера я вырос у Карполя.
- И поэтому ушли в итоге из "Уралочки"?
- Да, потому что искал варианты, чтобы реализоваться как главный тренер.
ЛИПЕЦКИЙ ТУПИК
- До Екатеринбурга вы три сезона провели в Липецке в качестве главного тренера...
- Два. Еще один сезон я был исполняющим обязанности главного, а еще в одном просто довел команду до финиша, когда в отставку отправили коллегу, Николая Сорогина.
- Вам пришлось уступить ему свое место, несмотря на тот факт, что весной 2001-го Липецк с вами во главе занял самое высокое в истории клуба место, четвертое...
- И попал в еврокубки, строил планы на борьбу за медали. Это было логично - позвать под задачу опытного человека. Я таковым тогда не являлся. И не был уверен, что смогу справиться с задачами, которые предстояло решать команде. Обид, что мне пришлось уйти в тень, снова став ассистентом, не было.
- Сорогин сезон-2001/02 в Липецке недоработал и вас вернули на пост главного, утвердив летом в этой должности.
- Верно, но тогда я иначе смотрел на работу и свою роль в команде. Когда возвращался, и планы, и амбиции были принципиально иными.
- Липецк - не лучшее место для того, чтобы тренерские мечты сбывались. Вы бы могли там работать сколько угодно долго и хорошо, но неизменно бы теряли лучших игроков. Так, собственно, и было - в Москву уехали Крючкова, Бородакова (двукратные чемпионки мира в составе сборной России - Прим. А.А.), на пару лет из волейбола уходила Брунцева (чемпионка мира 2006 года - Прим. А.А.), теперь играющая в Саратове, с вами в Казани оказалась Улякина (еще один игрок "золотой" сборной России-2010 - Прим. А.А.).
- Вы правы, но тогда, в 2008-м, это был хороший вариант. В клубе еще были деньги. Их, правда, платили нерегулярно, но что-то мы зарабатывали.
- Сегодня Липецк рискует потерять уже место в высшей лиге "А". Это второй по счету дивизион отечественного волейбола. Клуб в тупике. И это трагедия. В регионе женский волейбол очень любит, хорошо поставлена работа - есть интернат, традиции, а в суперлиге играют больше десятка волейболисток, которые прошли школу "Стинола"/"Индезита".
- Клуб шел к нынешнему положению дел несколько лет. Схема была простой: деньги на погашение долгов очередного сезона выбирались из будущего бюджета. Этот ком рос, долг копился и в итоге команду, что называется, "накрыло". Но я не думаю, что ситуацию нельзя поправить. Из тупика можно выбраться. Долги - погасить, потеряв на этом пару сезонов, сохранив главное - школу, кадры. Другое дело, что сегодня в Липецке нет человека, который мог бы своим авторитетом поддержать клуб, решив его проблемы. Когда я в 1996 году приехал в этот город, команду поддерживал заместитель гендиректора Новолипецкого металлургического комбината. Потом на комбинате сменился собственник, команду какое-то время поддерживали на заводе холодильников, но возможности с каждым годом становились скромнее и скромнее. В волейболе, особенно женском, это обычная история. Если есть личность, которой нужна команда, все получается, а нет - рушится. Нет сегодня команды в Белгороде, в Туле, исчезли московские ЦСКА и МГФСО, из Балакова в Саратов уехал "Протон". Это все клубы, игравшие в суперлиге.
ЛИГА ДЛЯ КАЗАНИ
- Зато появилась команда в Казани. Это серьезно, это амбиции и предельные задачи. Когда, как думаете, перед вами поставят цель выиграть Лигу чемпионов?
- Когда-то обязательно такую задачу перед командой поставят, тут сомнений у меня нет. Вас устроит такой ответ?
- Путевка в Лигу-2011/12 клубом уже получена. Ее дает победа в Кубке страны.
- Если мы хотим выиграть Лигу, то соответствующую работу нужно начинать уже сейчас. Думаю, к марту мы определимся - нужны нам такие задачи или они могут немного подождать. В любом случае руководство планирует побывать в Стамбуле, где пройдет финал четырех женской Лиги чемпионов.
- Казань может провести этот турнир весной 2012 года?
- Я не думаю, что такой проект неосуществим. Если будет сильная команда, способная в Европе на многое, то все возможно.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Казань - Саратов