Владимир Алекно: "В другой сборной, кроме российской, себя не представляю"
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Мужчины. "Финал четырех". Суббота – 1/2 финала. БЕЛОГОРЬЕ – ЗЕНИТ
В субботу и воскресенье в Анкаре пройдет "Финал четырех" мужской Лиги чемпионов. В первом полуфинале на площадку выйдут наши "Белогорье" и "Зенит", которые ранее по два раза становились победителями турнира. По прибытии в турецкую столицу главные тренеры белгородцев и казанцев ответили на вопросы "СЭ".
Владимир МОЖАЙЦЕВ
Напомним, что в этом сезоне "Зенит" проиграл "Белогорью" все три очных поединка – в суперлиге, Кубке России и Суперкубке страны. Это позволило Геннадию Шипулину вырваться вперед в тренерской дуэли с Владимиром Алекно (пожалуй, самой насыщенной и упорной в европейском клубном волейболе XXI века) на три победы – 23 против 20. Тем не менее перед "самым главным матчем года" рулевой казанского суперклуба пребывал в отличном настроении и, как обычно, выглядел на сто процентов уверенным в своей команде человеком.
ПОМОГЛИ ГАМОВОЙ С ПОДРУГАМИ ВЫИГРАТЬ ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ
– В прошлые выходные казанское "Динамо" в блестящем стиле выиграло женскую Лигу чемпионов. Успели пообщаться с коллегами, поздравить?
– Конечно! У нас очень дружелюбные отношения. И с девчонками-динамовками, и с их тренерским штабом. Все-таки работаем в одном зале, постоянно пересекаемся... Можно сказать, мы одна волейбольная семья Татарстана. Кстати, на 8 марта мы волейболисток очень хорошо поздравили. (Смеется.) Так что в победе "Динамо" в Лиге чемпионов есть и наша заслуга – мы этим поздравлением здорово настроили их на "Финал четырех".
– В "Зените" отношение к своим – тоже сродни семейному? Насколько я понимаю, никто в клубе не форсировал восстановление одного из героев Лондона-2012 Александра Волкова...
– Можно сказать, что прошлый год для Саши прошел впустую. При любой нагрузке возникал рецидив, его колено страшно опухало. Снова, как и на Олимпиаде, приходилось откачивать из колена жидкость... При этом изначально хирург, делавший операцию, говорил – возможно, Волков уже сможет играть в апреле 2013 года. Но на деле он не то что играть – бегать толком не мог.
А потом Волков поехал в Италию – к специалисту, который специализируется исключительно на коленях. И тот разработал ему программу, по которой Саша самоотверженно трудился четыре месяца. Бедолага, он из тренажерного зала не вылезал почти... Мы уж шутили – может, тебе и кровать сюда поставить?
В результате сейчас он уже может быстро перемещаться, прыгать, приносить реальную пользу "Зениту". Хотя, конечно, говорить о его стопроцентной готовности очень и очень рано.
Вы правильно сказали – никто в руководстве клубе ничего не требовал, не форсировал. Все понимали, что Саша пожертвовал своим здоровьем ради страны. И полагаю, он еще сможет помочь сборной. Правда, тут многое будет зависеть от главного тренера нашей национальной команды Андрея Воронкова. Не хочу ничего советовать – но в работе с Сашей нужно определенное терпение. Какие-то нагрузки его колено способно выдерживать, какие-то – пока нет. Так что здесь нужен очень индивидуальный подход.
– Прошлой весной общались с Воронковым – перед тем, как он приступил к работе со сборной?
– Конечно, мы регулярно общаемся на турнирах, перед матчами. Но каких-то целенаправленных встреч и бесед не было. Воронков – опытный специалист, со своим взглядом и пониманием на многие вещи. Результат есть – так зачем я буду что-то советовать?
– В Лондоне мы много говорили с вами о том, что едва ли не главная ваша задача как тренера – максимально снизить то давление, которое постоянно вынуждены испытывать российские волейболисты. "Обречены на победу" – это про них и про вас. Сейчас, когда на казанской Универсиаде и в Сочи наша страна собрала все золото, какое возможно – испытываете перед решающими матчами Лиги чемпионов еще большую ответственность? Наш народ уже настолько привык к большим спортивным победам – особенно когда речь идет о волейболе – что любое место, кроме первого, воспринимается как поражение.
– Казань – город с очень хорошими спортивными амбициями. И когда я кого-то приглашаю в "Зенит" – неважно, тренера, игрока или массажиста – всегда подчеркиваю: ты пришел в чемпионскую команду, и тебе будет очень тяжело. Не в смысле условий – в этом отношении как раз полный порядок, все имеют возможность сосредоточиться исключительно на волейболе. Проблема в победной ментальности – точнее, в необходимости соответствовать ей каждую секунду. Не иметь права на ошибку действительно трудно. Любая серебряная медаль воспринимается как провал. Да и, что скрывать, наше финансирование напрямую зависит от результатов, которые мы показываем. Что ж, и я, и все лидеры "Зенита" привыкли к тому, что от нас ждут только первых мест. Это постоянное ожидание – важная часть работы спортсмена и тренера.
При этом у нас всех все равно есть определенный кредит доверия. Да, в последние месяцы мы не брали титулов – но какого-то давления по этому поводу со стороны руководителей клуба нет. Никто нас не расстреливает, не вешает. (Смеется.) Вспоминаю, как говорил Глеб Жеглов: "Хорошо, что еще ждете чего-то от меня". Ну а если серьезно, все мы, конечно, прекрасно видим, как руководство переживает за наше общее дело.
– Насколько сильно вырос уровень суперлиги за последние два года?
– Очень серьезно. Куда бы то не поехал – в гости к девятой, десятой команде в таблице – нигде не выиграть на одной ноге, без максимального напряжения всех сил. Раньше, несколько лет назад можно было позволить себе даже воспринимать какой-то матч с аутсайдером как этап подготовки к более сложной игре. А сейчас не сложных матчей попросту нет.
МУСЭРСКИЙ – ЛУЧШИЙ В МИРЕ
– В этом году "Зенит" встречался с "Белогорьем" трижды – и все три раза уступил. Что объединяет эти матчи? Есть какой-то компонент игры белгородской команды, против которого вы так и не нашли противоядия?
– Во всех трех матчах белгородцы были сильнее – это факт. Мне думается, они прежде всего превзошли нас физически. В силовом волейболе мы им уступаем. Поэтому именно этому уделили сейчас повышенное внимание. Что в итоге получится, а что нет – узнаем совсем скоро.
– Все лидеры "Зенита" на данный момент здоровы?
– Какие-то проблемы и мелкие болячки есть у любого спортсмена. О Саше Волкове мы уже говорили. У Жени Сивожелеза после матча с "Губернией" случился рецидив травмы, воспалилось плечо. Ну а в целом – все в порядке. Будем сражаться.
– Согласны с теми, кто называет лидера "Белогорья" и сборной России Дмитрия Мусэрского лучшим на данный момент игроком планеты?
– Однозначно! Тут просто не может быть двух мнений. Помню, еще совсем недавно лет пять назад, он почти мальчишкой приезжал в Витебск на турнир молодежных команд. Прогресса с тех пор Дима добился фантастического и по праву стал лучшим в мире волейболистом. Ему нет равных ни в каких компонентах. Ни по "физике", ни по технике – конечно, с учетом его амплуа. Что еще особенно отличает Мусэрского – так это колоссальный игровой интеллект. И как человек он замечательный! Очень умный, порядочный парень, настоящий чемпион и победитель по характеру. Я искренне за него рад.
– Довольны тем, как играет Грбич? И не возникает ли у вас с этим накопившим гигантский игровой опыт 40-летним мастером "творческих дискуссий"?
– Во-первых, давайте не будем забывать, при каких обстоятельствах Никола оказался в нашей команде (контракт с сербом был подписан после того, как получил серьезную травму поляк Лукаш Жигадло. – Прим. В.М.). Во-вторых, мы сразу договорились с ним о "правилах игры". Я сказал, что не собираюсь учить его волейболу – а просто жду, что он принесет команде максимум пользы. И он со своей ролью справляется. Конечно, в силу возраста ему иногда бывает тяжеловато. Постоянные перелеты, очень высокий уровень нагрузок на тренировках, серьезное сопротивление почти во всех матчах российского чемпионата... Но он прошел огонь, воду и медные трубы, умеет в любой ситуации сохранять хладнокровие. И это его качество очень помогает остальным игрокам. Что касается технического исполнения... Что-то у него получается, что-то нет. Конечно, и я – да и он сам – хотели бы большего, мы же оба максималисты. Но, в любом случае, не будь у нас Грбича, все могло бы быть очень и очень плохо.
ГЛУПО ГОВОРИТЬ О НАСТРОЕ, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ
– Что в противостоянии с "Белогорьем" выйдет на первый план? Вряд ли игроки и тренеры, прекрасно знающие друг друга, смогут преподнести какие-то совсем уж неожиданные сюрпризы...
– Самое важное – как игроки технически справятся со всеми волейбольными элементами. О настрое в таких матчах говорить попросту глупо. Знаете, некоторые ваши коллеги любят спросить что-то вроде: "С каким настроем вы приехали на турнир?" Ну какой может быть настрой на решающие матчи Лиги чемпионов? Мы что, приехали все проиграть, покушать кебабы и полюбоваться на мечети?
Повторюсь, все решит именно "техника".
– Многие называют матч "Зенит" – "Белогорье" "досрочным финалом". Даже если не дискутировать на тему того, насколько верно это мнение – что думаете о правиле, согласно которому на этой стадии клубы из одной страны сводятся друг с другом?
– Что это правило нарушает спортивный принцип. И я лично против искусственного распределения команд по сетке. Все должна решать жеребьевка. И не важно, сколько в "Финале четырех" русских, итальянских, турецких или польских клубов. Вспомните, к примеру, из какой группы вышел "Зенит" – с действующим победителем Лиги чемпионов новосибирским "Локомотивом" и грозной итальянской "Мачератой". А сейчас в полуфинале нас сводят с самым опасным из возможных соперников. То есть более сложного турнирного пути нельзя придумать в принципе. С другой стороны, если ты хочешь быть первым, надо обыгрывать всех – не важно, на какой стадии...
– Во время последнего чемпионата Европы вас активно звали в сборную Польши, сейчас сватают в сборную Ирана. Будьте откровенны: предложения от таких сильных команд льстят тренерскому самолюбию?
– Покривил бы душой, если бы сказал, что нет. Любому человеку приятно, когда он востребован, когда он получает доказательства того, что успешен в своей профессии. Каждому приятно внимание. Знаете, когда некоторые ваши коллеги подвергали меня жесткой критике – иногда заслуженной, иногда не очень, а порой даже писали откровенные гадости, моя мудрая мама говорила: "Не переживай. Переживать надо, когда о тебе вообще перестанут писать!"
Так что – раз в волейбольном мире меня не забывают, это приятно, не скрою. Я воспринимаю подобные предложения как хорошую, лестную оценку моего труда. Но при этом не вижу себя у руля какой-либо другой сборной, кроме российской. Слишком уж много труда, здоровья и души вложил я в нашу команду, чтобы теперь пытаться ее обыграть. Я патриот своей страны. Так что вероятность подобного развития событий очень и очень мала. Может быть, когда-нибудь, если стану не нужен "Зениту", если не буду востребован в России, если буду безработным... Жизнь всегда может повернуться по-разному. Но, повторюсь, вряд ли это произойдет. Не хочу тратить свою жизненную энергию и опыт на то, чтобы научить кого-то обыгрывать Россию. На данный момент я – действующий тренер "Зенита", и меня в этом клубе абсолютно все устраивает. (Смеется.) Так что лучше уж буду в Казани ковать кадры для нашей сборной.
Анкара