"Железный человек" есть в каждом. Русская версия
В прошлой части рассказа об эксперименте "СЭ" и Ironstar речь шла о том, как для меня прошла "железная" дистанция в Сочи. Теперь, как и было обещано, повествование о полугодичной подготовке, предшествующей этому.
Без тренера и велосипеда
Итак, в конце марта я окончательно для себя решил: хочу сделать это и готов перестроить весь режим, чтобы дойти до победного конца. Было очевидно, что предстоит много работы. Стартовая платформа была довольно скромной: никогда не бегал более 10 км, на велосипеде лишь однажды проезжал 40 км, а в бассейне после 150-200 м вис на бортике.
Начал изучать всевозможную литературу. Первая книга, которую прочитал по теме: "Железный человек" есть в каждом" американца Джона Кэллоса. Она крайне популярна среди начинающих "айронменов", но меня уже тогда развеселила.
Я проникся большим уважением к автору за то, что он все-таки финишировал на тяжелейшей дистанции, но то, как он шел к этому, вызывало улыбку. Речь не о сроках подготовки, тут действительно лучше не спешить. Меня поразило, сколько он вложил, чтобы добиться своей цели. Суммы – порядка сотен тысяч долларов!
У него появился отдельный гараж, семь шоссейный велосипедов, один триатлонный, шкафы фармокологии, тренеры и консультанты, в конце концов, специальный 3,5-метровый бассейн, в котором можно регулировать скорость течения – и плыть против него. Цена только этой игрушки – 38 тысяч долларов.
С такими вложениями стать гуру триатлона не такая уж невыполнимая задача. И, очевидно, в нашей стране позволить себе готовиться по такой схеме 99 процентов населения не смогут.
В тот момент и родилась идея не просто пройти "железку", а сделать это с минимальным количеством затрат. Показать, что большой триатлон доступен не только для богачей, а для всех нас, обычных людей.
В общем, на протяжении всего срока подготовки у меня не было ни гидрокостюма, ни, что куда печальнее, велосипеда. Не использовалось никакой фармокологии. Только гели во время длительных велозаездов.
Единственный элемент экипировки, на котором я не стал экономить – хорошие кроссовки. Мои общие затраты на эти полгода составили примерно 90 тысяч рублей. Это аренда бассейна, фитнес-зала, часы для триатлона, необходимая для тренировок и соревнований экипировка, разъезды.
И еще момент. На четыре занятия по плаванию я сходил в школу Ilovesupersport, позанимался в группе, получил какие-то азы техники. Еще была одна велотренировка на улице.
Все остальное время готовился сам. Без тренеров, консультантов и советчиков.
Немного о плане
Увы, опыта подводки к "железке" за полгода в сети найти не удалось. На это у триатлетов уходит не меньше года, а в большинстве случаев – куда больше. И, сейчас уже могу точно сказать, это абсолютно правильно. Однако тогда у меня была четкая цель: пройти дистанцию 22 сентября в Сочи. И нужно было решать задачу, исходя из поставленных условий.
Очень полезной в практическом плане оказалась "Библия триатлета" Джо Фрила. После прочтения этой книги мой план 23-недельной подготовки, расписанный на каждый день, принял окончательный вид.
Основные вехи:
– 27 марта. Начал тренировки
– 24 апреля. Первые 2 км плавания без остановки
– 26 мая. Первый полумарафон, соревнования в Зарайске
– 17 июня. Первые 100 км на велосипеде
– 30 июня. "Олимпийка" (1 км+45 км+10 км) в Завидово, первый триатлон
– 18 июля. Кросс 30 км
– 4 августа. "Половинка" (1,9 км+90 км+21,1 км) в Казани
– 2 сентября. Брик. 140 км на велосипеде+6 км бега
– 22 сентября. "Железка" (3,86 км+180 км +42,195 м) в Сочи
Все полгода у меня был базовой период подготовки. То есть я постепенно набирал объемы, скоростной работы практически не было. Зачем она, если задачей было просто финишировать? Единственное исключение – полюбившийся мне паркран. Утренние забеги по субботам на 5 км. Вот тут я бежал на полную. И если в мае удавалось "разменивать" 20 минут, то уже в июле личный рекорд был в районе 17.30.
Выходные. Раз в одну-две недели. Я понимал, что времени в обрез. При этом триатлон прекрасен именно тем, что здесь сразу три вида. Накатался на велосипеде, что видеть его не хочешь – идешь на следующий день плавать. Потом бегать. И ловишь себя на мысли, что было бы неплохо снова покрутить педали. Заниматься исключительно одним видом психологически куда тяжелее.
Веловыезды были раз в неделю. В воскресенье рано утром, когда дороги более или менее свободны. Брал его в аренду у Rentstation. Ни разу не подвел! Не устаю повторять: если не знаете, какой велосипед себе приобрести – вам туда. Там могут дельными советами и можно практическим путем выяснить, чем один "железный конь" отличается от другого и какой на данном этапе подходит вам.
В остальные дни приходилось крутить тренажер в фитнес-зале. И, могу сказать, что 2 ч работы в таком режиме психологически гораздо тяжелее, чем 4 часа езды на улице.
Плавал дважды в неделю. Умение грести долго и без остановок развивается довольно быстро. А вот над скоростью и техникой одному, признаюсь, работать проблематично.
Бега было много. Иногда добавлял ОФП и силовые.
Не ушатать себя
Сама "железка" вообще не так страшна, как подготовка к ней. В том, чтобы тренироваться по принципу "бери больше, кидай дальше", на самом деле, нет ничего сложного. Вот только подобный подход чреват травмами. Вы не представляете, как много людей, которые не могут стартовать в триатлоне, потому что у них выпадает один вид.
У одних отваливается голень – бежать невозможно. Других мучает колено, из-за чего нельзя либо крутить педали, либо опять же бежать. Третьи никак не могут победить плавание. Паника в открытой воде – не такое уж редкое явление.
Умение слушать свой организм – важнейший навык. В трудные моменты во время тренировок, когда что-то начинает ныть и болеть, нужно каким-то образом понимать: усталость ли это банальная или ты с каждым шагом усугубляешь какую-то травму. Вообще тут как за столом: лучше недоесть, чем переесть. Мне повезло – за эти полгода получилось не ушатать себя, но и практически не отступить от плана.
Один день из подготовки
Хотя иногда сделать это очень хотелось. Вот день из тренировочного дневника.
2 сентября, воскресенье.
Это было эпично. По плану – 140 км. Настрой был боевейший. Но все как-то сразу пошло не так. Выхожу из метро – мой автобус уезжает. Ладно, сажусь на такси, приезжаю – раздевалка закрыта. Переоделся в туалете. Еду. Открываю гель зубами, порвал лишнего – все руки в нем. Останавливаясь возле урны, чтобы выбросить, отстегнул одну велотуфлю, но меня перевесило на другую сторону. Упал. Сильно ушиб правую кисть. Вроде не сломал.
На следующем круге что-то через очки попало в глаз, но остановиться долго не мог – ехал, где оживленное движение. На дорогах вообще была жесть – где-то ремонт, из-за чего приходилось опасно выезжать, где-то орудовали эвакуаторы, где-то меняли знаки, где-то бешеные юркие строительные машинки гоняли с огромными камнями. На скоростном участке с горки из-за ремонта оставили только две полосы – и всякие балбесы, стоя в левом ряду, резко и внезапно перестраивались на другую полосу, – по которой я ехал. Несколько раз мне просто повезло...
Когда откатал и пошел бегать – не пустили на Гребной канал. Там шли соревнования по гребле на призы президента. Все перекрыли. Ушел на дорогу. Но часы сошли с ума. Показали, что за минуту я пробежал 22 км. Наверное, какие-то заглушки от президентской охраны сбили навигатор.
В итоге просто побегал 30 минут. Что до вела, то задачу выполнил. 13 кругов (142 км). Время – под 5 ч. Временам затекали шея-руки-ноги, но пару раз останавливался – все встряхивал. Самочувствие вполне себе нормальное.
В общем, надо быть готовым, что не все пойдет гладко. Будут и накладки с работой (к счастью, в моем случае к этому относились с полнейшим пониманием), и перепады настроения, и нежелание идти куда-то рано утром на фоне усталости.
Очень важно, чтобы в семье к такому увлечению относились с пониманием. Придется исключить или, по крайней мере, заметно сократить разного рода развлечения. Свободного времени будет совсем мало. Про походы в кино, допустим, можно забыть. Вот, например, как выглядело обычное воскресенье у меня. В 6 подъем, в 8 я был в Крылатском, в Retnstation. 4-5 часов педалирования, потом час бега и растяжки. Душ, дорога – и возвращаешься только в районе 16 ч. Делать что-либо еще в этот день желания никакого. Если бы дома этого не понимали, было бы действительно тяжело.
Однако в этом плане мне тоже повезло. Я слышал только слова поддержки. Никаких упреков.
Подмигнем Джону Кэллосу?
Стоило ли оно того? Конечно! Говорю так не из-за того, что все уже позади. Ответ был бы таким же, даже если бы пройти "железку" не удалось. Сам процесс работы над собой уже прекрасен.
Любительский триатлон – это особый мир. Здесь открывают новые стороны себя, а не борются с другими. Ходит присказка, что среди "айронменов" плохих людей нет. Не думаю, что тут действительно есть прямая связь, но в том, что, если по ходу гонки тебе понадобится какая-то помощь, можешь не сомневаться: помогут, чем смогут.
Да и не только в гонке.
А эмоции, которые получаешь, пересекая финишную черту, вообще сложно с чем-то сравнить. Какой-то дикий переизбыток чувств.
По мне, например, где-то за километр до финиша в Сочи побежали мурашки. В голове стали проноситься какие-то эпизоды за последние полгода. И, звучит странно, но стало даже как-то грустно, что все заканчивается.
Теперь можно полноправно подмигнуть Джону Кэллосу. Но в чем он точно прав, так это в том, что "железный человек" действительно есть в каждом. Нужно лишь выпустить его. Дерзайте!