Оксана Селехметьева: «Рекорд — 23 победы на Шлемах? Я хочу больше!»
Оксана Селехметьева
Родилась 13 января 2003 года
Юниорский рейтинг ITF — 19
Рейтинг WTA — 799
Рейтинг РТТ — 13
Победительница двух турниров ITF в одиночном разряде
Участница Юношеской Олимпиады-2018 (четвертьфинал)
Победительница юниорского US Open-2019 в парном разряде (с Камиллой Бартоне из Латвии)
Финалистка юниорского Уимблдона-2019 в парном разряде (с Камиллой Бартоне из Латвии)
Оксана рассказала о том, как начинался ее путь в теннисе, как она тренируется в Барселоне в одной академии с Андреем Рублевым, о своих сильных сторонах, целях на карьеру и ближайший сезон, встрече с Кейт Миддлтон и любви к фигурному катанию.
Говорили в Австралии жара и пожары — приехала, а там все в куртках
— Почему для спортивной карьеры вы выбрали теннис?
— В теннис меня привел папа, когда мне было 5 лет. При этом я занималась танцами и пением, но по душе был именно этот вид спорта. Мне очень нравился азарт.
— Если не теннис, то чем бы вы занимались?
— Скорее всего, я бы выбрала фигурное катание. Слежу за этим видом спорта, за выступлениями наших девочек. Мне все очень нравится, особенно их платья.
— За кого из фигуристок больше всего переживаете?
— Сложный вопрос, потому что все девочки очень хрупкие. Но предпочтение отдаю Евгении Медведевой, так как она постарше, и у нее красивое, женственное катание. У юниоров все-таки в большей степени преобладает азарт. Меня удивляет тот факт, что девочки в 15 лет исполняют четверные прыжки, которые делают взрослые мужчины. Впечатляет, что они ничего не боятся и пробуют.
— А кроме тенниса и фигурного катания, какой вид спорта любите?
— Мой папа, сестра и ее муж занимались футболом. У меня, можно сказать, семья футболистов. Периодически и я слежу за этим видом спорта — живу в Барселоне и симпатизирую клубу из этого города.
— Неделю назад вы впервые приняли участие в Открытом чемпионате Австралии. Какие впечатления остались?
— Перед Открытым чемпионатом в Австралии проходил еще один турнир, где выступали мои подруги. Они рассказывали мне, что из-за температуры в 40 градусов и пожаров организаторы отменяли игры. Все ходили в масках и сидели в гостиничных номерах. Были слухи, что Australian Open могут перенести на другую дату или в другое место, и я даже готова была менять билет. В итоге менять ничего не стали, и я приготовилась к тому, что там будет очень жарко: взяла много витаминов, защитный крем, шорты. Приезжаю — температура 20 градусов, пасмурно, все ходят в штанах и куртках. В общем, было интересно.
На первой тренировке мне сказали, что я неталантливая и посоветовали идти в другой спорт
— В прошлом году вы выиграли юниорский US Open в парном разряде. Каково это чувствовать себя чемпионкой турнира «Большого шлема»?
— Я играла на «Ролан Гарросе», Уимблдоне, но US Open — любимый турнир. В прошлом году я твердо решила, что в Америке должна показать хороший результат. В итоге в одиночном разряде я дошла до полуфинала, где уступила лишь будущей чемпионке, а в паре с Камиллой Бартоне нам и вовсе удалось победить. До этого на Уимблдоне мы с ней проиграла в финале, поэтому в Америке были настроены на победу.
— В Австралии вы с Камиллой играли друг против друга. Тяжело соперничать с бывшей напарницей?
— За два часа до матча мы общались и даже пошли вместе кушать — за кортом мы друзья, а соперницами становимся лишь во время игры.
— Когда вы первый раз взяли в руки ракетку вам сразу понравился азарт. А что было дальше?
— Папа привел меня в теннис случайно, мы просто проезжали мимо теннисных кортов, и я захотела попробовать поиграть. На первой тренировке мне сказали, что я неталантливая и посоветовали идти в другой спорт. Однако в тот же день мы попали к другому тренеру, с которым занимались в течение года. Потом я перешла в группу Ларисы Преображенской, а затем — к Евгении Куликовской. Она вывела меня на такой уровень, что я начала играть на европейских и международных турнирах. На соревнования в Европу мы ездили с папой на машине — было сложно, но намного дешевле, чем самолетами. Ведь теннис дорогой вид спорта.
— Потом в Москве вам стало неудобно добираться на тренировки?
— Да, мы каждый день ездили на тренировки из Подмосковья в Сокольники, проводили по 3-4 часа в машине. Теннис был в одном конце Москвы, а фитнес — в другом, поэтому мы решили поменять базу тренировок.
— Теперь вы базируетесь в очень известной академии в Барселоне. Почему выбрали именно ее?
— Мне ее посоветовал мой агент, так как там тренировался Андрей Рублев. Я до этого момента еще ни разу не была в академиях, и мы поехали туда на два месяца. По окончании этого срока мы на год вернулись в Москву, а уже в 2018 году снова уехали туда на постоянные тренировки и место проживания. Мне там очень нравится, так как все находится в одном месте.
— По сравнению с Москвой это обходится намного дороже?
— Всеми финансами занимается папа, поэтому точно не могу сказать. Но главное отличие в том, что в Москве нам приходилось искать зал для тренировок — где-то он стоил дешевле, где-то дороже, и сумма выходила разная. В Испании же мы просто каждый месяц отдаем фиксированную сумму.
— Живете в академии?
— Нет, мы с родителями снимаем квартиру. Академия предоставляет дом-общежитие для всех учеников. Но мы решили, что для меня будет лучше жить одной.
Цель — побить рекорд по количеству «Больших шлемов»
— Барселона — красивый город. Любите сходить куда-нибудь?
— Не всегда хватает времени на это, так как тренируемся каждый день. Но город действительно красивый и если есть свободная минутка, я стараюсь туда выезжать.
— На футболе не были?
— Нет, но я очень хочу. Говорят, билеты дорогие, однако, мне кажется, на это стоит посмотреть.
— Как часто видитесь в академии с Андреем Рублевым? Рост его результатов и рейтинга как-то влияет на его поведение?
— Если Андрей не на турнирах, то всегда приезжает тренироваться в Барселону. Знаю, что после Австралии он полетел туда — неделю потренируется и обратно на турнир. Андрей очень приятный человек, и у него совсем нет мании величия.
— У вас была возможность потренироваться со Светланой Кузнецовой, после чего в социальных сетях вы ее благодарили за советы. Что именно она вам сказала?
— Это было в прошлом году, и она сказала, что у меня все впереди и мне нужно работать, не опуская рук. Сказала также, что поражения случаются всегда, и они нас только учат, так что никогда не нужно останавливаться или расстраиваться, а просто поднять голову и идти дальше.
— У вас есть кумиры в теннисе?
— Из мужчин — это Рафаэль Надаль и Роджер Федерер. У них совершенно разные стили игры. Если Надаль более вспыльчивый и эмоциональный, то на игру Роджера просто приятно смотреть. Я бы назвала его богом тенниса.
— Что произойдет с теннисом, когда Федерер объявит о завершении карьеры?
— Может быть, фанаты тенниса перестанут смотреть этот вид спорта. Он дает пример и взрослым, и детям, и даже тем, кто играет с ним в одном туре — на него равняются абсолютно все.
— Часто смотрите теннис в свободное время?
— Тренер говорит, что надо. Но я это делаю не часто. Хотя мужской теннис мне нравится смотреть больше, чем женский.
— Как оцените уровень женского тенниса сейчас?
— Сейчас очень много юниоров, которые доходят до финальных стадий на турнирах «Большого шлема». Победительнице Australian Open Софии Кенин всего лишь 21 год, а 19-летняя Бьянка Андрееску в прошлом году выиграла US Open. Так что уровень тенниса растет.
— Сейчас много говорят о 15-летней Коко Гауфф. За счет чего в таком юном возрасте ей удается выстреливать?
— Я играла с Коко. По ней видно, что она уже готовый игрок. В 15 лет она выходит на большие стадионы отдает всю себя, и никого не слушает. Ей без разницы, что про нее говорят — она просто видит цель и к ней идет.
— Вы, как человек, который уже поиграл на юниорском и взрослом уровне, расскажите, что главное при переходе из одной стадии в другую?
— Много таких юниоров, которые в молодом возрасте выстреливали и не могли перейти через этот рубеж. Некоторые просто перегорают, кто-то не справляется с давлением, а у кого-то поменялись жизненные взгляды. Но если ты видишь себя на вершине, то нужно продолжать идти вперед.
— Вы видите себя на вершине?
— Да. Моя цель — выиграть турнир «Большого шлема» и стать первой ракеткой мира. У женщин рекорд 23 «Шлема»? Так вот я хочу и настроена добиться большего.
— А если говорить про маленькие задачи. К примеру, какие цели ставите на конец этого сезона?
— К концу сезона моя задача оказаться в топ-200 рейтинга WTA. В прошлом году я ставила такую же цель, но не получилось, так как я играла по большей части на юниорских турнирах. В этом сезоне, несмотря на то, что я буду играть на юниорских «Шлемах», акцент мы делаем именно на взрослых соревнованиях.
Резанный удар взрослеет вместе со мной
— Расскажите о своих сильных сторонах на корте.
— Я — левша, а в теннисе это большое преимущество. Кроме этого, я с детства играю в разнообразный теннис, а еще если я чего-то хочу, то не остановлюсь и обязательно этого достигну.
— Все с детства восхищались вашим резаным ударом?
— Да, кто-то говорил, что техника плохая, но когда я была маленькая, его никто не мог взять. Сейчас мы продолжаем расти, растет и резаный удар.
— У вас есть подруги в теннисе?
— Мы дружим с Камиллой Бартоне, но у меня больше подруг из России.
— Для девушек теннис — это отличный способ заработать или это тяжелая борьба за выживание?
— У нас такой вид спорта, который очень хорошо оплачивается, но ты должна дойти до такого уровня, где есть эти деньги. А чтобы достичь его, нужно работать каждый день и не расстраиваться из-за поражений.
— Какое у вас любимое покрытие?
— Я играла на Уимблдоне один раз и, честно говоря, на траве мне не понравилось. Надеюсь, с годами это изменится, ведь Уимблдон считается самым престижным турниром «Большого шлема».
— Что вам нравится в жизни теннисистки?
— Как бы странно не звучало, нравятся тренировки и путешествия. Хотя, как правило, из-за режима у меня не получается посмотреть на город.
— Вы любите смотреть фильмы и читать книги о Шерлоке Холмсе. Почему именно этот персонаж?
— Из-за того, как он мыслит. Мне кажется, такое же мышление у Роджера Федерера. Ведь он просчитывает все ситуации за секунду.
— Вы используете в своей подготовке какие-нибудь нестандартные методы? К примеру, визуализацию.
— Да, перед сном можно полежать, представить, как ты будешь играть, потому что психологическая часть в теннисе очень важна.
Ahead of today's #WimbledonFinal, The Duchess of Cambridge met junior players Kamilla Bartone, Oksana Selekhmeteva, Polina Kudermetova, and Giulia Morlet at the All England Lawn Tennis and Croquet Club. #Wimbledon pic.twitter.com/1nzlaLsUWn
— Kensington Palace (@KensingtonRoyal) July 13, 2019
— Однажды на Уимблдоне вы встретились с Кейт Миддлтон.
— Это было спонтанно перед нашим полуфиналом. Мы начали разминаться, к нам подходят организаторы и спрашивают, не хотим ли мы встретиться с Кейт Миддлтон. Мы, конечно, согласились и нас с соперницами повели к ней. Кейт пожала нам руки, спросила о том, как у нас дела. Вела себя как обычный человек, мы были удивлены.
У меня пять репетиторов, мы занимаемся с ними по видеосвязи
— На каких турнирах вы будете играть в этом году?
— Ближайший — в Москве. Потом, наверное, в Турции, а в мае я точно знаю, что поеду на юниорский «Ролан Гаррос».
— На кого из юниорок стоит обратить внимание?
— В России у нас есть Полина Кудерметова, Мария Тимофеева. Во Франции — Эльза Жакемо, но вам лучше всего открыть рейтинг. Сейчас много отличный юниорок, есть даже девочки 2005 года рождения.
— У вас сейчас нет ограничений по выступлениям на турнирах?
— По-моему в этом году мне можно сыграть только 16 взрослых турниров.
— Вы сказали, что дружите с Полиной Кудерметовой. Вы играли против нее на турнире «ВТБ Кубок Кремля». Нервничали?
— Да, потому что нас поставили на центральный корт, и мы не ожидали, что будем играть друг против друга.
— То, что ее сестра Вероника уже вошла в топ-50, помогает ей каким-то образом?
— Сестра — хороший пример для нее. Но все зависит от Полины, она — хороший игрок, талантливая, боец.
— Сколько раз в неделю вы тренируетесь и есть ли у вас спарринг-партнер?
— Спарринга у меня нет — есть тренер и девочки, с которыми мы играем. Тренируюсь я шесть раз в неделю. Пять дней — две теннисные тренировки по два часа и два раза фитнес по полтора часа, в субботу два часа тенниса.
— Правда, что вашим родителям два года назад не дали визы, и они не смогли поехать с вами на US Open?
— Да. Мне визы делать легче, так как я — резидент Испании, и у меня есть студенческая карточка. А родителям надо лететь за визами либо в Польшу, либо во Владивосток. В общем, много путаницы с документами и не факт, что им бы вообще дали визу. Поэтому мы решили не рисковать, и я поехала с тренером.
— Расскажите про своего тренера
— Личный тренер у меня — Габриэль Трухильо, мы с ним вместе уже два года. Но главный — это Гало Бланко. Он занимался и с Кареном Хачановым и Милошем Раоничем. В отличие от Габриэля он приходит реже, но всегда поправляет, дает советы, также мы с ним списываемся после каждого матча.
— Он строгий?
— Когда как. Если я делаю все правильно, то можем и посмеяться.
— Хватает ли вам времени на личную жизнь?
— Свободное время я провожу с друзьями, но если есть минутка, то обычно стараюсь быть с семьей.
— Ваш любимый вид досуга, когда вы возвращаетесь в Москву?
— В Москву я возвращаюсь очень редко, но обычно звоню сестре — и она ко мне приезжает. У нее есть сын, и мы всегда стараемся провести время вместе с ней и родителями, любим сходить в кино. Ведь в Испании кино на испанском языке.
— Как у вас с изучением языков?
— Английским я владею достаточно свободно, по-испански я понимаю, что говорят, могу сказать базовые фразы и даже чуть-чуть пообщаться. Но сейчас я оканчиваю школу и начинаю заниматься испанским усерднее.
— Как вам дается учеба?
— Я готовлюсь сейчас к ЕГЭ. Буду писать итоговое сочинение, сдаю в этом году русский язык, математику и биологию. Планирую поступать в спортивный институт, потому что это единственный вариант, когда можно совмещать учебу и спорт. Сейчас у меня пять репетиторов, мы занимаемся с ними по видеосвязи, но школа мне помогает, и я благодарна им за это. Вообще же я хочу быть дизайнером одежды, поэтому после спортивного института планирую получать второе образование.
— Читаете ли вы о теннисе в интернете?
— Не особо, но я читала книгу Марии Шараповой — мне понравилось, очень интересная. А также книгу Андре Агасси, где расписано все про его жизнь, про его путь с четырех лет до конца карьеры.
— Готовы будете после окончания карьеры к таким откровениям, как Мария и Андре?
— Я задумывалась об этом, и папа даже говорил, что можно начинать записывать какие-то мысли уже сейчас.