WTA

Эксклюзив

14 августа 2019, 15:30

Динара Сафина: "Современные игроки избалованы – им хочется и личную жизнь, и тусы-мусы"

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Финалистка трех турниров "Большого шлема", экс-первая ракетка мира – о том, почему в России исчезли топовые теннисистки

Динара Сафина сыграла свой последний матч в апреле 2011 года – против Юлии Гергес на турнире в Мадриде, в котором уступила со счетом 6:4, 4:6, 6:4. Вернуться на корт на протяжении долгого времени ей не позволяла хроническая травма спины. Но о завершении карьеры она объявила только через три года – церемония проводов серебряного призера Олимпиады-2008 состоялась в испанской столице в 2014-м. А осенью того же года – и в Москве, в "Олимпийском". Повесив ракетку на гвоздь, Динара получила юридическое образование, работала в офисе "Кубка Кремля" и уезжала тренировать в Нью-Йорк, где вела, в частности, украинку Ангелину Калинину. Сейчас она живет в Монте-Карло и хочет возобновить тренерскую деятельность.

– Наверное, можно сказать, что сейчас я живу для себя, – рассказывает Динара. – Безусловно, у меня есть какие-то желания, стремления – хочу тренировать. Получается, что у меня все вокруг тенниса. В какие-то периоды приезжаю в Москву, занимаюсь своим здоровьем. Но каких-то глобальных дел нет.

– Недавно вы играли на турнире легенд на Roland Garros. Когда выходили на корт, испытывали ностальгию?

– Конечно. Я вообще очень скучаю по теннису. Последний официальный матч я сыграла в 2011 году, прошло уже восемь лет, и я начала скучать. Но возвращаться в тур не хочу. Не вижу себя там. Больше импонирует роль тренера – хочется передавать свой опыт, делиться им.

– Интересно ли вам сейчас посещать турниры, смотреть игры?

– Просто поехать на какой-то турнир без конкретной цели, честно сказать, нет. По телевизору параллельно с какими-то делами теннис посмотреть могу, но специально под трансляции подстраиваться не стану.

– По чему из жизни профессиональной теннисистки вы больше всего скучаете?

– По передвижениям. Я обожала летать с турнира на турнир, просто кайфовала от этого. И, конечно, скучаю по другим игрокам. Все-таки мы очень много времени проводили вместе, и стали дружной большой семьей. Благо сейчас есть Instagram, Facebook, WhatsApp, мы общаемся, поддерживаем отношения, но жизненные пути все-таки расходятся.

– А о чем с радостью забыли?

– О поражениях. Я очень тяжело переживала, когда проигрывала. Мне прямо плохо было.

– Возможна ли на, ваш взгляд, дружба в женском туре?

– Не могу назвать это дружбой. Просто мы – хорошие коллеги. Ведь люди, работая в офисе, общаются с коллегами, ходят вместе ужинать. Вот и у нас так же. Но чтобы рассказывать, что на душе – у меня такого не было.

Олимпиада-2008 в памяти на всю жизнь

– 11 лет назад случился чисто русский подиум на Олимпийских играх в Пекине. Вы завоевали серебряную медаль.

– Тот момент, конечно, был незабываемым. Дай бог, чтобы подобное когда-нибудь повторилось. Это было нечто. Останется в памяти на всю жизнь.

– Вы расставляете свои победы в порядке важности для вас? Что на первом месте?

– Выделить что-то одно не могу. Хотя я буквально сегодня вспоминала Берлин (в 2008 году. – Прим. "СЭ"). Это, наверное, тот самый турнир, с которого все началось – там я обыграла Серену, Энен, и с этого момента начался мой карьерный взлет. Поэтому та неделя осталась в памяти. Думаю, я еще обязательно слетаю в столицу Германии – пожить в той же гостинице и просто погулять. Мне вообще очень нравится этот город.

– Одно время вы увлекались йогой, бегом и решили на лето отказаться от сахара. Вас увлекают идеи здорового образа жизни?

– Ой, чего я только для себя не придумывала, какой дурью не маялась (смеется). Иногда бывает, возникают мысли: что бы мне такого для себя придумать? Подобное, полагаю, случается с любым человеком. "Я хочу попробовать жить без хлеба", "я – без этого", "а – я без того".

Йогу я не практикую уже давно, поскольку получила травму колена. Но безумно скучаю. Надеюсь, через какое-то время смогу вернуться к этой практике. Просто она требует высокой дисциплины, ранних подъемов, и мне в данный момент это тяжеловато. А заниматься самой, без преподавателя, чревато – одно повреждение я уже получила. Хочется, чтобы кто-то направлял. А вот бег в моей жизни и сейчас присутствует. Если все будет хорошо, планирую в октябре пробежать полумарафон в Марбелье. Начала потихоньку готовиться к нему.

– Чем вы увлекаетесь помимо тенниса?

– Могу посмотреть сериал. Недавно посмотрела первый сезон "What if". Просто не могла оторваться от него. В кино хожу очень редко – все время там засыпаю. Могу сходить в музей. Но какого-то одного безумного увлечения выделить не могу. Люблю читать – книгой могу увлечься так, что не остановлюсь, пока не дочитаю до конца.

Хачанов? Обожаю!

– Следите за женским теннисом сейчас?

– Каждое утро смотрю результаты. Но не могу сказать, что понимаю, кто в какой форме и подобное.

– Там лидеры меняются один за другим – то Осака, то Барти. Это хорошо или плохо для тенниса в целом, для зрительского интереса?

– Так получается, что сейчас просто нет явного лидера. Но мне очень нравится как играют и Осака, и Барти. В первой десятке, наверное, все игроки примерно равного уровня. Нет такого, чтобы кто-то выделялся. Поэтому нормально, что постоянно происходит такая ротация. Для зрителей это, конечно, тоже лучше. Представляете, смотреть матч, выиграв который теннисистка станет первой ракеткой мира, – это же гораздо интереснее.

– Вы знаете это по себе – быть первой ракеткой мира трудно?

– Очень трудно. Когда карьера развивается, все в кайф, все время есть стремление идти вверх, вверх, еще выше. Любая победа – тебе в копилку. А когда становишься первой, главной целью становится удержать. И это очень сложно. Очень. Сильнейшее давление – со стороны окружающих людей, прессы, повышенное внимание. Это очень трудно. Любая победа, одержанная не со счетом 6:0, 6:0 – это уже, считай, ты не в форме.

– Почему российские теннисистки сейчас занимают далеко не ведущие позиции? Не входят даже в топ-40?

– Видимо, сейчас такой период. Даже не знаю, как его назвать. Очень печальный период. Дарья Касаткина совсем недавно стояла выше. Сейчас, видимо, потеряла форму. Надеюсь, что и она, и Настя Павлюченкова вернут былые кондиции и подтянуться ближе к топ-20 или, при удачном стечении обстоятельств, к топ-10, но их уровень гораздо выше, чем они стоят сейчас.

– Что можете сказать о российских ребятах?

– Ой, Карена Хачанова я просто обожаю. И Андрея Рублева люблю. Очень за них болею, переживаю, всегда их успехам радуюсь и поздравляю их. С Даниилом Медведевым, к сожалению, не так хорошо знакома.

– Карена Хачанова постоянно называют "вторым Маратом Сафиным". Интересно ваше мнение на этот счет, учитывая, что Марат совсем не чужой вам человек.

– Мне приятно, что Карена так называют. И мне бы очень хотелось, чтобы он повторил карьеру моего брата и стал бы двукратным чемпионом турниров "Большого шлема" или, может быть, даже лучше его.

Никто не готов выкладываться на сто процентов

– Михаил Южный выразил мнение, что теннис как продукт деградирует и зрительский интерес к нему падает. Согласны с ним?

– Да, есть такое. Интерес к теннису упал очень сильно. У нас есть определенные игроки, на которых люди ходят смотреть. Но если спросить людей, большинство из них, не будут знать, кто такие Барти и Осака, а это первая и вторая ракетки мира. Но все помнят Марию Шарапову и Серену Уильямс. Даже не знаю, с чем это связано. Возможно, сейчас просто нет таких громких имен. Или имена Шараповой и Уильямс по-прежнему слишком сильно оттягивают внимание, или маркетинг хромает.

– Знаю, что вы хотите быть тренером. Готовы ли вы работать с профессионалом?

– Да, готова и именно на это я настроена.

– Когда смотрите на девочек, которые играют сейчас на турнирах, думаете: "Этой я бы посоветовала это, а той – то"?

– Не люблю давать советы.

– Ваша фраза "Я никогда не смогу тренировать мужчину".

– Совершенно точно не смогу и не хочу этого делать.

– Удивляетесь, как это удается Амели Моресмо?

– У нее есть еще один тренер – Лоик, который помогает ей. Они в тандеме ведут одного игрока. Но это только мое мнение.

– В чем вы видите сложности в работе "тренер – ученик" в современном мире?

– Со стороны мне видится так, что игроки стали немного избалованными. Хороший тренер всегда хочет стопроцентной отдачи от ученика, а сейчас многие игроки не готовы выкладываться по полной. Потому что хочется и личную жизнь, и Instagram, и тусы-мусы. А тренеру это мешает в работе. При этом мне не нравится еще и то, что многие тренеры ставят себя намного выше игрока. Это тоже большая ошибка. Нужно найти середину.

Динара Сафина
Родилась 27 апреля 1986 года в Москве
Экс-первая ракетка мира в одиночном разряде
Серебряный призер Олимпиады-2008 в Пекине
Двукратная финалистка Roland Garros (2008, 2009), финалистка Australian Open-2009
Победительница 12 турниров WTA в одиночном разряде и 9 в парном
Чемпионка US Open-2007 в паре (с Натали Деши)
Двукратная обладательница Кубка федерации (2005, 2008)
Финалистка Кубка Хопмана-2009 в паре с братом Маратом Сафиным

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости