Пять ипостасей Марата Сафина
27 января исполняется 34 года двукратному победителю турниров "Большого шлема", экс-первой ракетке мира и любимцу публики Марату Сафину. "СЭ" вспоминает, кем он был в годы своей карьеры.
ЧЕМПИОН
Марат с ходу заявил о себе на Roland Garros-1998, когда, пробившись в основную сетку из квалификации, обыграл сначала Андре Агасси, а потом и действующего чемпиона Густаво Куэртена. Сафину тут же принялись пророчить победу на Открытом чемпионате Франции, но покорить главный грунтовый турнир мира росшему на земле "Ширяева поля" и оттачивавшему мастерство в испанской Валенсии теннисисту не удалось – ни тогда, ни потом. Своих главных успехов он добился на быстрых кортах. В Нью-Йорке, где, будучи 20-летней темной лошадкой, одолел в финале Пита Сампраса и взял главный приз US Open-2000, и в Мельбурне, когда, переиграв подряд Роджера Федерера и Ллейтона Хьюитта, к огромной радости российских болельщиков и собственному облегчению, завоевал титул чемпиона Australian Open-2005.
Всего же за карьеру Марат Сафин завоевал 15 титулов в одиночном разряде и еще два в парном. Он возглавлял мировой рейтинг, и ему не хватило всего одной победы, чтобы стать первой ракеткой мира по итогам 2000 года. Сафин дважды в составе сборной России становился обладателем Кубка Дэвиса, причем в обоих случаях играл в завоевании "Серебряной салатницы" очень важную роль, добывая ключевые очки.
СКАНДАЛИСТ
Марат Сафин оставил память о себе не только как о выдающемся игроке, способном в хороший день победить кого угодно и где угодно. Вспышки гнева, ярые, но порой и смешные споры с судьями, бессчетное количество разбитых ракеток – все это такие же отличительные черты российского теннисиста, как мощная подача и удары навылет. Не зря же коллеги по туру прозвали его "чемпион по сломанным ракеткам". Но самого Марата это нисколько не смущало. Более того, такому поведению у него было вполне логичное объяснение.
"На корте необходимо показывать свое "я". Если ты не демонстрируешь характер, то, как бы ты красиво ни бегал и ни махал ракеткой, ничего у тебя не получится", – сказал он уже после завершения карьеры.
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
Очевидный врожденный талант, красивая игра, в которой мощь гармонично сочеталась с техникой, стремительные результаты плюс уже упомянутое выше искренне эмоциональное поведение на корте быстро превратили Сафина в любимца публики. А пара эпатажных выходок, вроде снятых на корте шортов, закрепила за ним репутацию штатного шоумена ATP.
"Да я никогда к этому не стремился! Просто теннис – это творческая работа. Не зря ведь он называется игрой", – оправдывался позже Марат.
Стремился не стремился, но он безумно нравился болельщикам, причем не только в России, но и во всем мире. Конечно, играла свою роль и внешность теннисиста – девушки ходили смотреть на высокого статного красавца так же охотно, как мужчины на Анну Курникову. И вовсе неслучайно нынешняя первая ракетка мира Серена Уильямс однажды призналась, что когда-то, как и все, была влюблена в Марата Сафина.
БОРЕЦ
На протяжении всей своей карьеры Марат боролся – с предвзятыми судьями, с не вовремя кричащими болельщиками, с пишущими ерунду журналистами, с травмами, которых было слишком много и которые случались крайне некстати, но прежде всего – с самим собой. Теннис Сафина – это подъемы и спады, как в каждом отдельно взятом матче, так и на протяжении всех 13 сезонов. Вопрос о том, полностью ли он реализовал свой потенциал или мог добиться гораздо большего, Марату в его прощальный сезон-2009 задавали гораздо чаще остальных. Но он, по большому счету, так и остался без ответа.
"Я несовершенен, и моя карьера тоже. В конце концов, теннис, как и вся жизнь, беспорядочен", – говорил он.
СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Сейчас Марат Сафин заседает в Государственной думе, курирует 23-летнего Евгения Донского, ведет весьма активную светскую жизнь и называет себя счастливым человеком.
"Мне много не надо. Свобода, в том числе свобода выбора, и здоровье. Грузиться лишними вещами не нужно совершенно. За всем не уследишь. Чувствуй себя комфортно, делай то, что нужно, стремись к тому, к чему ты идешь, – и будешь счастлив. Я чист перед всеми. Душа спокойна, совесть тоже. Больше мне ничего не надо", – говорит он.