Новак Джокович: "Мне еще многое нужно доказать и себе, и миру"
На пресс-конференции после победы над Рафаэлем Надалем в финале US Open-2011 (6:2, 6:4, 6:7, 6:1) первая ракетка мира Новак Джокович рассказал, за счет чего ему удается выигрывать матч за матчем, отдал должное своей семье и команде и пообещал побороться за титул чемпиона Roland Garros.
- Принимайте поздравления. В прошлом году в это же время вы были расстроены поражением. Могли ли вы предположить, что впереди вас ждет такой потрясающий сезон?
- Да, в прошлом году я играл в финале US Open, где провел потрясающий матч против Рафы. Но тот турнир мог легко закончиться для меня уже в первом круге, когда я проигрывал 1:2 по сетам и был очень близок к поражению от своего соотечественника Виктора Троицки. Я справился с тем вызовом, выиграл тот матч и смог дойти до финала, победив по пути Роджера Федерера. На таком уровне победы над топ-теннисистами полезны, они придают уверенности в себе, помогают понять, что ты можешь выигрывать мэйджоры. В тот момент в моей голове это щелкнуло.
В последние пару лет я ничего кардинально не менял в своей игре. Большинство моих ударов остались на том же уровне, что и два-три года назад. Все зависит от того, что я бью по мячу так, как не бил два или три года назад. Я иду на свои удары, я более агрессивен. И у меня совсем другое отношение к полуфиналам и финалам крупных турниров, особенно если там мне противостоят такие великие чемпионы, как Рафа и Роджер. В предыдущие годы все было не так. Раньше я старался ждать от них ошибок. Или играл хорошо, но у меня не было настроя на победу, не было веры в то, что я могу это сделать. Теперь все изменилось. И US Open-2010 совершенно точно был одним из поворотных моментов в моей карьере.
- На пути к победе в этом турнире вы обыграли и Федерера, и Надаля. Как бы вы охарактеризовали это достижение?
-- Мои результаты в этом году - это что-то потрясающее. И я совершенно точно ничего такого не ожидал. Но они не уходят. Думаю, что это результат грамотного планирования календаря. Я знаю, когда нужно сделать перерыв, дать отдохнуть своему телу и подготовиться к той или иной серии турниров. Я, наконец, узнал, как правильно составлять график выступлений. А моя замечательная команда делает так, чтобы свой лучший теннис я показывал на самых важных турнирах. Все-таки четыре "Больших шлема" - это самое важное, что есть в нашем виде спорта. Именно этих титулов все хотят больше всего.
Прямо сейчас я чувствую себя опустошенным - эмоционально, морально, физически. Но это нормально. Сами понимаете - длинный сезон, много матчей. Но у меня есть этот трофей, а это именно то, за что я борюсь. Теперь мне нужно сделать небольшую паузу.
- Все турниры "Большого шлема" этого года уже завершились. Независимо от того, что будет происходить дальше, вы провели один из самых выдающихся, если не самый выдающийся, сезон в истории мужского тенниса. Что это значит для вас?
- Для того, чтобы осознать, какого успеха я добился в этом году, потребуется какое-то время. Все уляжется ближе к концу года, когда у меня появится немного времени для анализа. Прямо сейчас меня переполняют положительные эмоции. Сложно подобрать слова, чтобы описать эти чувства. Но я прекрасно понимаю, что все это пришло не внезапно. Всю свою жизнь я работал, на сто процентов отдавался спорту. Добиться успеха можно только в том случае, если найти верный баланс между личной жизнью и жизнью в профессиональном туре, у которой свои требования. Но я люблю то, что делаю, и испытываю радость каждый раз, когда ступаю на корт, когда одерживаю победу. Это ощущение ничто не заменит.
- Помните, как вы начинали играть в теннис в Сербии в не самые простые для вашей страны времена?
- Иногда я мыслями возвращаюсь в детство, вспоминаю, как я рос, играл в теннис, жил в Сербии, сталкивался с различными ситуациями… Это помогло мне стать более хорошим человеком, больше ценить то, что дает мне жизнь. Я многим обязан своим родителям. Они сделали очень многое для того, чтобы поставить меня на ноги, помочь мне, они поддерживали меня на протяжении всей моей карьеры. Они и еще несколько человек, которые всегда были за меня.
Теннис - индивидуальный вид спорта, но мои результаты - плод не только моих усилий. Только на корте я сам по себе, там я выигрываю или проигрываю. Но все почести нужно отдавать моей семье, моей команде. Эти люди поддерживают меня, помогают, нередко экономят мне силы. Они ведь тоже жертвуют своей личной жизнью. У всех членов моей команды есть семьи, дети, но они круглый год ездят со мной по миру и прикладывают максимум усилий для моих успехов.
- Вашей следующей целью будет карьерный "Большой шлем"?
- Конечно. Почему бы и нет? Мне еще многое нужно доказать и самому себе, и теннисному миру. Я хочу выиграть еще много турниров, много мэйджоров. Это как привычка - просыпаться утром и концентрироваться на том, что ты делаешь. Двигаться дальше меня заставляет любовь к этому спорту. И пока со мной будет радость от побед, я буду продолжать бороться за трофеи. Так что будет здорово выиграть Открытый чемпионат Франции. Таковы мои амбиции. Но для этого может потребоваться время.
- Вы верите в то, что можете вообще не проигрывать?
- Нет. Не верю в то, что кто-то может быть непобедимым. Да, число матчей, которые я проиграл в этом году, какое-то нереальное. На пике формы помогает удерживаться позитивное отношение. В первые два, три месяца все гадали, когда же моя серия подойдет к концу. Я же старался не обращать на это внимания, готовился к каждой конкретной встрече, старался все упрощать и, знаете, верил в то, что буду побеждать вечно. Конечно, я знал, что ничего вечного не бывает. Это логично. При частой смене покрытий рано или поздно ты проиграешь. У Роджера были сезоны, когда он выигрывал по три турнира "Большого шлема", с Рафой в 2010-м случилось то же самое. Теперь мой год. И я невероятно счастлив. Для того, чтобы хотя бы наполовину повторить это достижение в следующем году, придется приложить максимум усилий. Но я стараюсь наслаждаться настоящим, а о будущем подумаю позже.
- Что на ваш взгляд является ключевым фактором для того, чтобы выиграть все четыре турнира "Большого шлема" за один сезон? Вы чувствуете себя способным на это?
- Я же не выиграл. Скольким людям это удавалось? Одному? Двум? (Смеется). Повторюсь, если в следующем году мне удастся сделать хотя бы половину того, что я сделал в этом, буду доволен. На любой турнир "Большого шлема" я приезжаю с огромным желанием его выиграть. Я стараюсь играть одинаково хорошо на всех мэйджорах по ходу сезона. Но то, о чем вы спрашиваете… Я не хочу сказать, что это невозможно. Это возможно. Но это очень, очень сложная задача.
Подготовила Мария НИКУЛАШКИНА