Вера Звонарева: "Буду воспринимать финал как обычный матч"
На пресс-конференции после победы над Каролин Возняцки в полуфинале US Open (6:3, 6:4) Вера Звонарева рассказала о проявлении эмоций на корте и за его пределами, о нелюбви к мыслям о прошлом и о порванных струнах. Кроме того, российская теннисистка заявила, что финал с Ким Клийстерс будет для нее сложнейшим испытанием.
- Что стало ключом к победе над Возняцки?
- Думаю, что это верный баланс между терпеливостью и агрессивностью. В условиях такого ветра иногда приходилось играть чудно. Не нужно было ждать, что будешь показывать свой лучший теннис. У меня это хорошо получилось. Я не ждала, что буду играть хорошо, но старалась терпеть, когда это было необходимо, и идти вперед, когда был шанс.
- Возняцки сделала очень много невынужденных ошибок, намного больше, чем она делает обычно. Насколько велика в этом ваша заслуга?
- Я совсем не думала об этом. Просто пыталась делать на корте свою работу. Я знала, что мне нужно было быть терпеливой и не давать ей играть в ритме. В условиях ветра нам обеим было тяжело играть друг с другом, потому что ни одной из нас не удавалось найти ритм. Мы обе очень терпеливы на корте. Возможно, я неудобная соперница для нее. Но на самом деле я совершенно не думала об этом. Я просто старалась следовать плану и сконцентрироваться на своей собственной игре.
- Вы много раз в этом матче рвали струны.
- Да.
- Не могли бы рассказать, что произошло? Случалось ли с вами что-то подобное раньше? Вы правда взяли ракетку своего тренера?
- На самом деле это была моя старая ракетка. Перед матчем у меня было пять свежеперетянутых ракеток, и я не знаю, что произошло. Знаете, пять ракеток за час - это довольно много. Но такое случается. Нужно просто взять с собой на финал побольше ракеток (смеется).
- Случалось ли вам когда-нибудь раньше так часто рвать струны?
- Нет, не могу вспомнить. Как-то я играла по юниорам, и у меня было две ракетки, на обеих порвались струны, и пришлось взять ракетку у кого-то из болельщиков. Теперь у меня больше ракеток, но такое все равно случается. Хотя произошло это в первый раз.
- Как опыт участия в финале Уимблдона может помочь вам на этом турнире?
- Думаю, что получила на Уимблдоне бесценный опыт. Это что-то, о чем я буду помнить всегда. Но я стараюсь смотреть вперед. Я настраивалась на сегодняшний матч, теперь буду настраиваться на завтрашний. Буду воспринимать его как любой другой матч. Буду просто играть розыгрыш за розыгрышем и не думать ни о чем другом.
- На каждой пресс-конференции от вас веет уверенностью в себе. Согласны?
- Не знаю. Я всегда верю в себя. Я всегда верю, что могу обыграть любого, кто находится по ту сторону сетки, если покажу свой лучший теннис. Для меня ничего не изменилось. Я знаю, что не смогу всегда играть идеально, как и большинство теннисистов, но все мы к этому стремимся. Но я знаю, что если буду играть хорошо, обыграю любого.
- Какие эмоции вы сейчас испытываете? Вы счастливы?
- Конечно, счастлива. Я только что выиграла свой полуфинал, свой первый полуфинал на US Open. Разумеется, я счастлива. Знаете, я победила очень сложную соперницу. Каролин играла здесь в финале в прошлом году, она вторая ракетка мира. Я должна наслаждаться моментом.
- Каково это снова дойти до финальной стадии, но на другом турнире "Большого шлема"?
- Я не думаю о том, какая это стадия соревнований. Просто провожу матчи в нужное время. Я знаю, что выиграла сегодня. Знаю, что меня ждет новый матч завтра. Завтра будет новый день, и мне нужно будет выйти на корт и снова попытаться сделать все, что смогу. Вот и все. Я не думаю, о том, какая это стадия турнира.
- Сейчас вы не выглядите возбужденной, но обычно вы щедро делитесь эмоциями с публикой - то плачете, то улыбаетесь. Как вы думаете, ваша эмоциональность - это слабая или сильная сторона?
- Да, я играю со страстью, но оставляю ее на корте. За пределами корта я очень спокойная, вовсе не такая эмоциональная. Теннис - эмоциональная игра. Пока ты знаешь себя, знаешь, какие эмоции хорошие, какие эмоции плохие, ты можешь обращать эмоции в свою пользу. Я считаю, что теннис - эмоциональная игра и что ты должен показывать свои эмоции, потому что это означает, что на корте ты стараешься сделать все, что в твоих силах.
- Какой матч вызвал у вас наибольше количество эмоций? Какой шокировал вас больше, чем остальные? Можете припомнить?
- Ничего меня не шокировало. Ничего. Я выхожу на корт и пытаюсь сделать все, что могу. Иногда я довольна, иногда нет. Иногда нужно быть жесткой с собой, иногда заводить себя, иногда приходится уговаривать себя расслабиться. Вот что я пытаюсь делать. Если я говорю себе что-то неправильное, воспринимаю это как эксперимент и знаю, что в следующем матче делать этого не буду.
- В прошлом году вы уехали с US Open расстроенной. В чем отличие между прошлым годом и этим? Что изменилось для вас в эмоциональном плане и в плане игры?
- Прошлый год остался в прошлом. В прошлом году я получила определенный опыт. И не только здесь, на US Open. На протяжении года я сыграла много матчей. Я набралась опыта и попыталась извлечь из него пользу. Я никогда не оглядываюсь назад. Все время смотрю только вперед.
- Вы заметили, что смотрите только вперед. Мы пока не знаем, кто станет вашей соперницей по финалу. Допустим, это будет Ким Клийстерс. Вы выиграли у нее два последних матча в трех сетах. Можете ли вы предположить, по какому сценарию будет развиваться ваш поединок?
- Любой матч с Ким - это тяжелое испытание. Она отлично двигается по корту, обладает огромным опытом. Она выиграла здесь в прошлом году. Будет тяжело. Да, за последние пару месяцев мы сыграли пару матчей, но они уже в прошлом. Я подумаю над тем, что приносило мне пользу, и постараюсь использовать это завтра. Того, что работало против меня, постараюсь избегать.
- В прошлом году вы проиграли в четвертом круге Флавии Пеннетте, после чего были очень расстроены. Теперь мы потрясены тем, что вы в финале. А вы? Могли бы вы подвести предварительные итоги своего выступления?
- У меня есть команда, которая поддерживает меня и верит в меня все время, даже когда другие не верят. Я сама сильно верю в себя. Я знала, что могу быть на этом месте. Это нелегко. Каждый теннисист много работает, я много работаю. Нелегко все время добиваться таких результатов, но я верю, что я могу. То, что произошло со мной в прошлом году, может случиться с каждым. Есть множество игроков, которые имели несколько матчболов и проигрывали встречи, ломали ракетки и всячески проявляли свое негодование. Это случается со всеми. Это уже в прошлом. Это был опыт. Теперь я смотрю вперед и пытаюсь лучше сыграть в следующий раз.
- Если бы вам предстояло пойти на ужин с кем-то из российских теннисистов. Кого бы вы выбрали из девушек и из мужчин?
- Очень тяжелый вопрос. Во время турниров мы очень часто ходим есть вместе с русскими девочками. С парнями сложнее…
- Выберите одного.
- Зачем? Вам нужно написать об этом историю?
- Да.
- Я выбираю Мэтта Дэймона. А что, он, может быть, сыграет русского в следующем фильме. (Смеется.)