«Все происходящее — как фильм ужасов». Теннисистку две недели не пускали к детям из-за подозрения на вирус
Ярослава была одной из первых российских теннисисток, кто в конце нулевых сменил спортивное гражданство на казахстанское. В 2010-м она в паре с американкой Ваней Кинг выиграла подряд Уимблдон и US Open, а потом еще четырежды выступала в парных финалах турниров «Большого шлема». Но с лета 2017 года Шведова перестать выходить на корт — сначала восстанавливалась после операции на голеностопе, а потом стала мамой — в октябре 2018-го у нее родилась двойня — сын Станислав и дочка Мираслава. В феврале 32-летняя теннисистка вернулась в профессиональный турнир, сыграла в Кубке федерации, в Дубае и Дохе и... попала на двухнедельный карантин по дороге к семье в Нур-Султан.
— Многие в Казахстане слышали про рейс из Москвы в Нур-Султан 12 марта и что на том рейсе была пассажирка, летевшая из Милана, у которой обнаружился коронавирус. Так вот я была на том рейсе, летела я домой к семье из Калифорнии. Вскоре после прилета меня поместили в стационарный карантин как и всех пассажиров того рейса, — написала Шведова в своем Instagram.
Летела слишком близко к заболевшей
Мы связались с Ярославой за день до того, как ее двухнедельный карантин подошел к концу.
— Вы сообщили, что ваш анализ на коронавирус оказался отрицательным. Сильно переживали в ожидании результатов?
— Да, было волнительно. Взяли анализ в субботу и сказали, что придется подождать, может быть, до понедельника, потому что в лаборатории в выходные отдыхают. Было немного странно слышать это в такой ситуации. Но отрицательный результат все же пришел в воскресенье вечером. Испытала облегчение и радость. Но все равно пришлось остаться в карантине, потому что летела слишком близко к заболевшему пассажиру. Хорошо, что завтра уже выпускают на волю.
— Что вам помогало не унывать в больничной палате столько времени?
— Дни летели достаточно быстро. Сама даже удивилась. Думала, что будет сложно. В одной комнате в течение двух недель, даже в коридор нельзя выходить. Но ничего, окно открывали, чтобы свежий воздух был. Я продолжала заниматься собой, каждый день тренировалась.
И опять же появилась возможность в соцсетях посидеть, с народом пообщаться, на вопросы поотвечать. С детьми ведь времени на телефон очень мало. Пересмотрела много полезных видео, лекций. Почитала книжки, посмотрела фильмы. Но вообще время быстро прошло. Последние часы тут тянутся даже дольше, чем все предыдущие две недели.
— Вы — известная спортсменка. В диспансере были VIP-пациенткой?
— Да нет, никаких привилегий. Я такой же человек, как все остальные. Изначально в палате было четыре человека — все летели на одном рейсе. Но в воскресенье двух девушек отпустили на домашний карантин, а тех, кто сидел на два кресла вперед и назад, пока оставили.
— Давайте восстановим хронологию — вы поехали играть Кубок федерации, потом турниры в Дубае и Дохе. А дети?
— Муж остался дома с детками. Мы решили, что раз это будет первый турнир, да еще и командный, будет много эмоций, нужно тренироваться и готовиться, и с малышами будет сложно. Потом они отправились в Казахстан, были с папой, бабушкой и дедушкой. Я планировала приехать к ним после Дохи, но потом рассудила, что лучше сразу отправиться в Калифорнию — был прямой рейс из Дохи, не хотелось менять климат и лететь на трех самолетах туда, а потом на трех обратно. Две недели провела в Калифорнии, но вечером накануне квалификации в Индиан-Уэллс стало известно, что турнир отменяется. И с Майами было ничего непонятно. Решила лететь домой через Москву, и вот так совпало, что на нашем борту была женщина, у которой обнаружили вирус.
— Едва ли вы, когда принимали решение вернуться в теннис из декрета, предполагали, что такое может произойти — вирус бушует, все турниры отменились минимум на три месяца.
— Конечно, никто об этом не думал. Я еще в декабре планировала свой календарь — были намерения сыграть в Ухане, в Риме... Мне кажется, что перерыв в турнирах составит не три месяца, а даже больше. То, что происходит сейчас во всем мире, это просто жесть. Как будто мы всем живем в каком-то фильме ужасов.
Счастлива, что вернулась в теннис
— Вы говорили, что главный для вас турнир в этом году — Олимпиада в Токио. Ее отложили до следующего года. Ваше отношение к этой ситуации?
— Да, возвращалась с мечтой сыграть на Олимпиаде, и подготовка была целенаправленная к ней. Конечно, очень расстроилась. Я к Играм шла, много об этом думала. Были взлеты, падения, травмы. В прошлом году перенесла операцию — мне сшивали мышцы пресса, потому что пресс не сошелся после рождения деток. Да, сейчас есть разочарование. Но в то же время и облегчение, потому что ситуация в мире ужасная.
Отмена Олимпиады — это защита спортсменов и всех, кто связан со спортом. Плюс очень усложнился отбор на Олимпийские игры во всех видах спорта. Так что, наверное, перенос был самым логичным и правильным решением. Все-таки не все спортсмены сейчас могут тренироваться. И престиж этой Олимпиады мог бы упасть. А так пока все могут вздохнуть с облегчением.
— Вообще перед возвращением в тур после почти трехлетнего перерыва ставили перед собой какие-то цели или просто хотели посмотреть, как пойдет?
— Да, цели были. Хотелось выйти на какой-то уровень. Хотя, может быть, не такой, какой у меня был. И уже после двух-трех проведенных турниров я безумно счастлива. Хоть и проиграла там, но столько эмоций получила! Мне кажется, я сейчас такой счастливый человек! Очень благодарна мужу за то, что остался с детками и отправил меня на турниры. Я просто кайфую и очень довольна, что пошла на это. У меня получается, и от этого еще больше мотивируюсь. Сыграю все запланированные турниры в этом году, если они состоятся.
— Вас же уже назначили капитаном сборной Казахстана в Кубке федерации. Будете играющим капитаном?
— Да, через несколько дней после февральского матча с Бельгией мне позвонил наш президент федерации и сказал, что наш капитан (Диас Доскараев. — Прим. «СЭ») планирует отойти от дел, и они видят меня в этой роли. Попросила найти кого-то другого на это время, чтобы мне не распыляться, а концентрироваться на теннисе. Была куча вопросов — мне дали время подумать. Я посоветовалась со всеми девчонками из команды. Кто-то высказал свое мнение, кто-то поддержал. Решили, что я попробую. Должна была дебютировать в апреле играть в Аргентине. Планировали посмотреть, смогу ли я продолжить. В любом случае, для меня это была большая честь. Я мечтала стать капитаном, но не думала, что это произойдет, пока я еще играю турниры.
Всегда мечтала о двойне, но это так тяжело
— На что похожа жизнь, когда у тебя рождается сразу двое детей?
— Ни на что. Это какая-то бесконечная суета и нервы, но в то же время безумная радость. Я всегда мечтала о двойне, а когда она появилась, думала: вот ведь, язык мой — враг мой. Надо было по одному рожать (смеется). Конечно, я шучу. Детки очень сладкие. С одним ребенком сложно, с двумя еще сложнее. Но мы, надеюсь, справляемся. В то же время и в теннис я тоже хочу поиграть. А это сложно: теннис — вид спорта для индивидуалистов и эгоистов, и к этому за столько лет привыкаешь. Поначалу мне было сложно осознать, что теперь не все для меня, а дети на первом месте.
— Как находите с ними время на тренировки?
— Мы живем в Испании, а там короткий декретный отпуск. И у нас тоже получилось отдать детей в садик. Пока они там, пытаюсь потренироваться и сделать все дела. А уж когда забираешь детей, проводишь все время с ними.
— Ваших детей зовут почти как швейцарского теннисиста Стэна Вавринку и жену Роджера Федерера Мирку.
— Да, хотели максимально приблизить их к Швейцарии (смеется). На самом деле, мне с детства нравилось имя Мираслава, и я очень хотела назвать дочку именно так. А у мужа деда звали Станислав, и он хотел дать такое имя сыну.
— С другими теннисистками, пока были в декрете, общались?
— Да, созванивались и встречались. А с теннисными мамочками у нас есть даже общая группа в WhatsApp — там я, Алла Кудрявцева, Лена Веснина, Аня Чакветадзе, Надя Петрова, Вера Душевина и Ольга Панова. У нас там постоянно активная переписка на все темы — про деток и не только. Даем друг другу много советов. Это очень помогает. Хорошая компашка.
Ярослава Шведова
Родилась 12 сентября 1987 года в Москве
С августа 2008-го выступает за Казахстан
Победительница одного турнира WTA в одиночном разряде (Бангалор-2007)
Чемпионка Уимблдона-2010 и US Open-2010 в парном разряде
Победительница 10 турниров WTA в парном разряде
Экс-третья ракетка мира в парном разряде