Модельный бизнес. Уильямс и Надаль поспорили о призовых
Дискуссия о том, должны ли девушки и мужчины зарабатывать равное количество денег в теннисе идет более 15 лет. Сама проблема вроде бы решена – суммы призовых на крупнейших соревнованиях уравнены, но разговоры не прекращаются. В июне 2018 года в дискуссию вступил первая ракетка мира Рафаэль Надаль. Его слова не могли остаться без ответа.
– Женщины-модели зарабатывают больше мужчин, и никто ничего не говорит. Почему? Потому что у них аудитория больше. В теннисе то же самое: у кого больше зрителей, тот и получает больше, – сказал Рафа итальянскому журналу IO DONNA.
Возможно, скажи Надаль то же самое на пресс-конференции на Roland Garros или Уимблдоне, реакция общественности была бы в разы живее, но в итоге реакция все же последовала. Винус Уильямс, заявила следующее: "Я ничего не знаю о модельном бизнесе. Но, наверное, для него это понятная аналогия. В плане равенства предстоит еще много работы. Мужчины должны хотеть его так же, как женщины – это очень важно. Нужно растить сыновей так, чтобы они видели в женщинах равных", – приводит ее слова журнал Time.
Почему именно у Винус решили взять комментарий на эту тему – не удивительно. Она была одним из идеологов движения за равные призовые. В 2005 году она обратилась к совету директоров турниров "Большого шлема" с призывом ввести равные призовые для мужчин и женщин на Уимблдоне. Ее поддержал тогдашний премьер-министра Великобритании Тони Блэр. Вопрос был решен намного быстрее, чем сама Винус рассчитывала.
Ее реакция на слова Надаля, правда, была не особо убедительной. По существу она ничего не сказала, кроме того, что не знает ничего о модельном бизнесе. Дальше были лишь общие слова о том, что хотеть равенства должны и мужчины, и женщины. Но рыночная экономика, ведь, действительно работает иначе: больше получает тот, кто более востребован. А в этом смысле теннисисты-мужчины сильно оторвались от женщин.
Насколько сильно? Яркой фразой на эту тему в 2016 году отметился исполнительный директор турнира в Индиан-Уэллс Рэймонд Мур. Он сказал, что теннисистки – очень везучие люди. "Они пользуются успехами мужчин-теннисистов. Они не принимают никакого участия в важных решениях, им просто очень сильно повезло. Если бы я был теннисисткой, я бы каждую ночь вставал на колени и благодарил бога за то, что подарил нам Роджера Федерера и Рафаэля Надаля, ведь именно они сделали теннис таким, каким он является сейчас", – сказал он. После этих слов ему пришлось покинуть свой пост. Единственное, что он успел сделать до отставки – извиниться, но это не имело уже никакого значения.
ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ДИСКУССИИ
Еще один известный критик равных призовых – Жиль Симон. Французский теннисист, экс-шестая ракетка мира, несколько раз выступал с резонансными заявлениями, чем не добавил себе любви женщин-коллег. В частности, несколько лет назад он сказал: "Мы много говорим об этом, но концепция равных призовых не работает. Мне кажется, что мужской теннис сейчас намного лучше женского. На турнирах "Большого шлема" мужчины проводят на корте в два раза больше времени. И я помню, как турнир в Риме сделали совместным, чтобы спасти женщин, потому что на финал как-то пришло 20 человек". За эти слова его девушки называли и мерзким, но он не извинялся.
Его полностью поддержал украинский теннисист Сергей Стаховский: "Я до сих пор считаю, что не может быть равной оплаты из-за того количества работы, которое мы делаем, из-за количества времени, которое мы проводим на корте, это все очень сильно различается. Вы не можете это сравнивать. Я и думаю, что мы не можем даже сравнивать тот вклад, который мужской теннис внес в турниры "Большого шлема", по сравнению с женским".
По его мнению, вопрос равенства чувствительный только в теннисе. "К примеру, в женским футболе и гольфе игроки-женщины не получают столько же, сколько и их коллеги-мужчины. Это просто бизнес", – считает украинский теннисист. Мысль Надаля, высказанная им сейчас, очень похожа на то, что говорил Стаховский, но его тогда подвергли жесткой критике. С Рафой так не поступают.
Сам факт, что Надаль высказывает мнение, крайне в теннисной общественности непопулярное, уже удивителен. Принято думать, что суперзвезды вроде него и Федерера не могут быть неполиткорректными и говорить что-то, что может хоть кого-то оскорбить. Однако Рафа говорит то, что считает нужным, и это вызывает уважение. Среди женщин-теннисисток нет никого, кто публично бы когда-нибудь высказался против равных призовых, но это неудивительно.
Ситуация, установившая чуть более 10 лет назад, при которой женщины и мужчины на крупных совместных турнирах получают одинаково, кажется окончательной. Вряд ли это решение когда-то будет пересмотрено, но наличие дискуссии – неплохой знак. Спорт вместе с остальными частями жизни не стоит на месте, и изменения могут происходить в самый неожиданный момент.