Милош Раонич: "Верю, что могу сместить Джоковича с трона"
Егор ПОЗДНЯКОВ
из Санкт-Петербурга
– Вы говорили, что в полуфинале против Баутисты-Агута вам пришлось несладко. Финал был сложнее?
– Да. Соперник показал прекрасный теннис. Главное, что мне удалось восстановиться после предыдущей игры. Мой вчерашний соперник заставил меня побегать. Как прошла моя подготовка к финалу? У меня один план на игру: хорошая подача и агрессивная игра с форхенда. Порой Соузе удавалось с этим справиться. Но все же я использовал свои возможности. Да, я допустил несколько ошибок при игре с лета. Но и Жоау выполнил несколько шикарных обводящих ударов. Кроме того, он прекрасно играл на приеме.
– Вы оказались в хорошей компании – этот турнир выигрывали Кафельников, Сафин, Куэртен, Чилич и другие. Но из всех иностранных звезд, которые обещали вернуться, только Маррэй сдержал слово. Вы настроены защитить титул?
– Прежде всего, нужно вообще определиться с календарем. Но я определенно хочу сюда вернуться. Организация, команда, работавшая здесь – все было на самом высоком уровне. Я прекрасно провел время в Санкт-Петербурге.
– На протяжении всей турнирной недели трибуны были на вашей стороне. Что для вас значит такая поддержка, учитывая, что играете вы за границей?
– Да, болельщиков действительно было много, и это потрясающе. Мне удалось зарядиться от них. В этом заключается большое преимущество игры в закрытых помещениях, ведь шум остается внутри, и у вас есть возможность прочувствовать исходящую от людей энергию и пропустить ее через себя. И, конечно, такая поддержка за пределами Канады очень впечатляет. Это прекрасное ощущение. Не знаю, правда, влияет ли это на уровень моей игры. Мне бы хотелось думать, что он не зависит от таких вещей. Но теннисисты всю свою жизнь работают над собой. И, конечно, очень приятно видеть такое признание своего труда.
– Вы родились в Черногории, в три года переехали в Канаду, живете в Монте-Карло. Но, насколько я знаю, все еще говорите по-сербски. Общаетесь на нем в семье?
– Да, мы говорим на нем с родственниками, особенно когда собираемся вместе на праздники. Я приезжаю в Черногорию минимум дважды в год.
– А со своими тренерами вы тоже общаетесь на этом языке?
– Зависит от ситуации. У меня три тренера из Хорватии, так что с ними можно говорить на родном языке. Но также в моей команде работают и другие специалисты, так что, само собой, в таких случаях мы используем язык, который все понимают.
– Одним из ваших тренеров является знаменитый Иван Любичич, который совсем недавно завершил карьеру. Как вам работать под его руководством? И помогает ли тот факт, что он еще несколько лет назад сам был участником тура?
– Думаю, ему действительно удалось оказать положительное влияние на мою игру. Иван помог мне понять, что нужно делать в матчах с топовыми соперниками, с которыми он сам не раз встречался на корте. Практически все, с кем я играю сейчас, когда-то были его противниками. Так что Иван дает мне много внутренней информации, инсайда по этим людям. Кроме того, он по-настоящему любит теннис. Даже если он не работает ни с кем, то проводит время за просмотром матчей. Так что ему знакомы практически все участники тура. И Иван может помочь мне подготовиться к встрече с ними.
– Но в Санкт-Петербург вы приехали в одиночестве?
– Нет, я нахожусь здесь вместе с другим моим тренером Рикардо Пьятти. Он, кстати, был наставником Любичича, когда Иван еще играл сам.
– Очевидно, что главной вашей проблемой в этом сезоне стали травмы. Как вам кажется, насколько сильнее вы могли бы быть, если бы удалось их избежать?
– Сложно сказать. В этом году за два дня до того, как мне сделали операцию, я еще был на четвертом месте в рейтинге ATP. Начало сезона получилось действительно удачным. Но с другой стороны, я все еще вхожу в Top-10, хотя играл только три месяца на старте и несколько месяцев сейчас. Я могу лишь предполагать, что было бы, если бы обошлось без травм. Но уверен, что уровень моей игры стал выше по сравнению с прошлым годом. Так что, думаю, я мог бы занимать более высокое место по сравнению с тем, на котором я финишировал в последнем сезоне.
– В июне вы подписали пожизненный контракт с одной из марок экипировки. Почему вы согласились именно на бессрочное соглашение?
– Они всегда поддерживали меня. Мне нравятся их амбиции и желания, которые распространялись не только на период моей активной карьеры. Думаю, эта компания способна добиться очень многого. И, конечно, особенное значение для меня имел тот факт, что она управляется одной семьей. То есть, здесь минимум бюрократии. Если ты хочешь что-то улучшить, то идешь к кому-то из этой семьи, и твои пожелания выполняются.
– А ваш знаменитый рукав также производится этой фирмой?
– Да.
– Все знают Милоша Раонича и Вашека Поспишила. А кто идет за вами? Не могли бы вы немного рассказать о том, как сейчас обстоят дела с теннисом у вас на родине? Назвать несколько имен, которые пока не известны широкой публике?
– Канадская пара в этом году выиграла юниорский US Open. Денис Шаповалов и Феликс... Честно говоря, я не могу выговорить его фамилию (улыбается). (Феликс Ожер Альясем. – Прим. "СЭ"). Но он стал самым молодым игроком в истории, набравшим очки в зачет рейтинга ATP. Они оба показывают феноменальную игру. Думаю, после моего взлета, успехов Эжени Бушар и других канадских теннисистов у молодых ребят появилась вера в то, что они тоже могут достичь подобных высот. А когда вы верите в это, то и тренируетесь усерднее, больше работаете над собой.
Так что сейчас в Канаде подрастает очень талантливое поколение. Нас ждет очень интересное время. Я упомянул всего двух парней, которым сейчас по 15-16 лет, а ведь есть много других перспективных игроков. В том числе девочек. Они тоже сейчас показывают хорошие результаты. Впрочем, не стоит забывать, что талантливые игроки далеко не всегда потом становятся чемпионами.
– В этом сезоне Энди Маррэй по сути в одиночку вывел Великобританию в финал Кубка Дэвиса впервые за много-много лет. Хотели бы вы сделать подобное для Канады?
– Да, конечно, я очень хочу выиграть Кубок Дэвиса для своей страны. Знаете, было очень сложно смотреть со стороны за матчем против Бельгии в четвертьфинале в этом сезоне. А ведь бельгийцы в итоге смогли дойти до финала. Конечно, мне очень хотелось помочь своим партнерам. Думаю, мое участие могло бы что-то изменить.
– Сейчас в мужском теннисе доминирует ваш хороший друг Новак Джокович. Сложилась ситуация, когда у первого номера в рейтинге громадный отрыв от всех остальных теннисистов, и при несколько неудачных турнирах его не удастся догнать. Как вы относитесь к этому как бывший четвертый номер рейтинга, то есть один из главных его преследователей?
– Новак постоянно прибавляет и работает над собой. Это и позволяет ему быть впереди остальных. Все, что мы можем сделать в этой ситуации, – двигаться шаг за шагом, постепенно сокращать дистанцию. И для этого тоже нужно серьезно тренироваться. Тогда вы обязательно получите свой шанс, возможно, даже не один. В этом и прелесть конкуренции.
– Но вы чувствуете, что в ближайшем будущем способны сместить Джоковича с его пьедестала?
– Да, я верю в это. Такова моя цель.