Чего огород городить?
СВОЯ КОЛОНКА
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Аркадий Вятчанин, с трудом допущенный к финалу Кубка России, успешно прошел отбор на чемпионат мира в Барселоне на дистанции 100 м на спине. С результатом 53,47. Это меньше, чем на секунду хуже его же рекорда России (52,57), показанного в 2009 году еще в "костюмную эпоху". Нормальный, словом, результат.
Так чего было огород городить с отстранением? Общий язык Вятчанин и руководство Всероссийской федерации плавания (ВФП) потеряли давно. Но с каждым разом конфликт обрастал спецэффектами. Помимо судьбоносного исполкома на сей раз в деле фигурировало письмо тренера Вятчанина – знаменитого американца Грегга Троя.
В нем Трой еще раз подробно объясняет, когда и какие циклы давал Вятчанину и зачем. Поясняет, что Райан Лохте и еще один титулованный американец Конор Дуайер имеют похожие программы. Отмечает высокие профессиональные качества россиянина и его отношение к делу. И в итоге заключает, что подобные разборки – не лучшая тактика поведения по отношению к любому спортсмену накануне важных соревнований.
Ситуация уникальная. Вынужденный обосновывать свои методики тренировок 62-летний Трой – специалист более чем заслуженный. Среди его титулов "Лучший тренер по плаванию США-2010", а в числе учеников многократный олимпийский чемпион Лохте. На Играх в Лондоне Трой был старшим тренером мужской команды (в американском плавании на подобные должности людей назначают непосредственно к каждым крупным соревнованиям).
В ВФП на самом деле просили объяснения у Вятчанина. Как пояснили журналистам, к Трою не обращались за отсутствием оснований, ведь американец по должности не является тренером сборной России. Но, если уж ситуация так обострилась, почему было не сделать исключение – в такой же вежливой письменной форме?
Письмо Трой написал по собственной инициативе. Говорят, он разозлился, узнав от спортсмена, что его, Троя, программу посчитали "отпиской" (будем честны, у представителей ВФП острых формулировок в пикировке с Вятчаниным через СМИ тоже хватало).
О том, почему проблемы с выполнением формальных требований ВФП из всех тренирующихся за рубежом россиян возникли только у Аркадия, говорилось не раз. Дэйв Сало, в группе которого занимаются Юлия Ефимова и Владимир Морозов, тоже вряд ли пишет планы для ВФП. У Ефимовой за эту работу, судя по всему, отвечает ее отец. У Морозова есть его второй наставник Виктор Авдиенко.
Говорят, еще в прошлом году выяснением подобных вопросов относительно Аркадия занималась его мама и экс-наставник Ирина Вятчанина. Но сейчас такого человека у призера Пекина-2008, по его словам, нет. И не предвидится.
Вятчанина хотят в очередной раз повоспитывать? Аркадий – спортсмен не самый молодой и, безусловно, строптивый, но в наличии у него "синдрома отбора", с которым надеется успешно бороться новый главный тренер Анатолий Журавлев, замечен не был. Какие были основания подозревать, что он готовится не так и не к тому? И почему журналисты смогли связаться с ним в США, а ВФП нет?
Понятно еще, если бы хороших "спинистов" у нас было, как в той же Америке. Но ведь нет! Станислав Донец пропускает сезон из-за очередной операции, Морозов пока плавает на спине скорее "для комплекта" и признается, что в Барселоне-2013 в этом виде программы, скорее всего, выступать не будет. А больше никто на "сотне" отборочный норматив не выполнил.
Нарушение Вятчаниным дисциплины можно при желании усмотреть в том, что он не стесняется при любом удобном случае поддеть федерацию в интервью. Этого в ВФП действительно не любят. Неудивительно, что общественное мнение в целом оказалось на стороне Вятчанина. Хотя трудно не признать: на обострение он пошел сам.
Меж тем вопросы к Вятчанину накануне отбора были не единственной проблемой. Есть сложности у Евгения Коротышкина. Плечи не выдержали нагрузок нового тренера, с которым пришлось работать из-за организационных изменений в его итальянском клубе. В итоге в Казани Евгений плывет с травмой, а его перспективы на Барселону неясны. Но почему никто не забил тревогу, когда утверждали их с Сергеем Фесиковым планы подготовки?
После Лондона-2012 российские пловцы продолжили уезжать за границу. Но очевидно, что для выстраивания эффективной системы взаимодействия с "иностранным легионом" еще предстоит многое сделать. Почему бы ВФП об этом не подумать?