Дэйв Сало: "Российским тренерам не хватает внутренней самостоятельности"
В плавательных кругах Дэйва Сало называют самым успешным тренером в мире за последнее десятилетие. И это немудрено, ведь количество призеров и чемпионов Олимпийских игр, которые тренировались у этого специалиста раньше и тренируются в данный момент, достойно восхищения. Несколько лет назад в бригаде американского специалиста тренировался известный российский пловец, призер чемпионата мира в плавании баттерфляем Игорь Марченко. Это интервью – его первый журналистский опыт.
Когда я в 2004 году впервые попал в тренировочную бригаду Дэйва вместе с Яной Клочковой (четырехкратная олимпийская чемпионка в комплексном плавании. – Прим. "СЭ") и Денисом Пиманковым, был несказанно удивлен тем, как тренер использует возможности бассейна, начиная от прилегающей к воде территории с вышками для прыгунов и заканчивая использованием самой чаши в еще двух измерениях. То есть плаванием не только вдоль, но поперек и в глубину!
Пользуясь своим знакомством с Дэйвом, я попросил его об интервью. На мою просьбу Сало рассмеялся:
- С удовольствием. Тем более я был у вас в России два или три года назад на тренерской конференции в Санкт-Петербурге. Очень красивый город, только ветер дул не переставая.
- Теперь понимаете, почему у нас мало открытых бассейнов? Чтобы не приходилось кроме сопротивления воды бороться и с сопротивлением ветра.
-Да, в Калифорнии с этим полегче.
- Вы родились и выросли в Калифорнии?
- Нет. Родился в 1958 году в маленьком городке Миртл Крик, в Орегоне, но жил там всего три или четыре года.
- Насколько серьезно сами занимались плаванием?
- С 9 до13 лет плавал, потом два года играл в американский футбол, потом снова вернулся в плавание. Два года выступал за команду колледжа в Санта-Розе, потом еще год плавал в университете Лонг-Бич у Джона Урбанчека (один из самых известных тренеров США. – Прим. "СЭ"), затем попробовал тренировать. Пришлось серьезно сконцентрироваться на учебе, поэтому карьера пловца завершилась сама по себе.
- Какое образование вы в итоге получили?
- Сначала степень бакалавра и магистра в университете Лонг-Бич, затем докторскую степень в университете Калифорнии. Основная специальность – физиология.
- Прежде чем задать вам вопрос о том, сколько именно высококлассных пловцов вы подготовили, хотел бы поговорить о вашей методике.
- В чем проблема с моей методикой?
- В России принято нарабатывать определенное количество километров в неделю, месяц, год. Спортсмены, тренеры, руководители клубов, сборных команд и спортивные чиновники ведут дневники и журналы, где учитывают проплываемые объемы. И сильно расстраиваются, если проплыли недостаточно много.
- Господи, чиновникам-то это зачем?
- Для контроля.
- Главный контроль в моем понимании - это результат спортсмена на соревнованиях и его желание работать. Знаете, у меня в бассейне есть крайние дорожки, куда я периодически отправляю ленивых и опаздывающих ребят. Поверьте, в нашей команде нет более страшного статуса, чем плавать на этих дорожках.
- Надеюсь с Косуке Китаджимой (четырехкратным олимпийским чемпионом. – Прим. "СЭ") вы так не поступаете? А то ведь знаете как у японцев....
- Вы имеете в виду древние традиции? (Смеется). Нет, Косуке всегда был одним из самых дисциплинированных.
- Когда я рассказываю в России, что шесть тренировок в неделю на воде для вашей группы норма, мне никто не верит. У нас плавают по два раза в день.
- У меня высокая интенсивность. Кроме этого мы много работаем над стартом и поворотами, плюс много времени занимает подготовка на суше. Сейчас в связи с отменой костюмов мы добавили еще два узкоспециальных занятия, направленных на работу над корпусом. Я верю в тренировки с небольшими объемами, фокусированием на скорости, большом количестве упражнений, развивающих плавательные качества. Для большинства пловцов одна тренировка в день – абсолютно адекватная нагрузка.
- Боюсь ошибиться, поэтому назовите сами: кто из великих плавал и продолжает плавать под вашим руководством?
- Из тех, кто становился чемпионами и призерами Олимпийских игр, это Аарон Пирсол, Джейсон Лизак, Аманда Бирд, Стасьяна Ститс, Ленни Крайзельбург, Гэйб Вудвард, Колин Лэйн, Ребекка Сони, Усама Меллули, Косуке Китаджима, Маркус Роган, Дэвид Валтерс, Рикки Бернс, Эд Мозес.
- Как пришла идея собрать у себя такое количество пловцов со всего мира?
- Идеи особо не было, просто каждый год кто-то просит разрешения приехать. Сейчас в моей команде колледжа тренируются 50 пловцов, а в команде - профессионалов около сорока. Девушки и юноши плавают вместе.
- И часто стартуют?
- Частые старты очень хороши в определенные периоды подготовки. Многие мои спортсмены начинают чаще стартовать в последние год-два олимпийского цикла. На соревнованиях можно легче набрать форму, поработать над ошибками, которые особенно видны как раз в соревновательной обстановке.
- Какие средства восстановления особенно важны в этот период? Еда, сон, массаж, сауна?
- Все то, что вы перечислили, но особенно важно легко откупаться сразу после старта и как можно быстрее восстановить запас углеводов.
- Расскажите немного о Ребекке Сони. Почему на соревнованиях она всегда максимально выкладывается уже в утренних заплывах?
- Сони - очень целеустремленная девушка, которая всегда и везде настроена только на победу. Ее техника построена таким образом, что она не может плыть медленно. Грубо говоря, у нее всего две скорости: первая и пятая. С первой она не пройдет дальше предварительного заплыва, поэтому мы плывем всегда с пятой.
- Что случилось с ней на чемпионате мира в Риме, когда Сони проплыла первые 100 метров почти по графику мирового рекорда и умудрилась не попасть в число призеров?
- Тогда в Риме злую шутку сыграл костюм. Ну и конечно, не хватило опыта. Мы готовили мировой рекорд, Ребекка завела себя эмоционально, и когда костюм "понес" ее вперед, она непроизвольно отдала первой половине дистанции слишком много сил. В результате "закислилась" слишком рано.
- Джейсона Лизака вы тренировали с раннего детства. Что помогает ему в его 35 лет оставаться на вершине? В России до сих пор называют чудом то, что произошло на Олимпиаде в Пекине в эстафете 4х100 метров вольным стилем, где Лизак принял заключительный этап на полсекунды позже мирового рекордсмена и олимпийского чемпиона Алена Бернара и умудрился вырвать золото у французов.
- Считаю, что тот заплыв Джейсон провел идеально с точки зрения тактики, показав феноменальное время на своем отрезке – 46,0. К тому же понятие "командный дух" для него не пустые слова. Он давно в плавании, накопил огромный опыт. И очень тщательно следит за своим здоровьем к тому же.
- А что скажете о Юлии Ефимовой, которая с этого года работает в вашей группе?
- Я наблюдал за ней несколько лет и хочу сказать, что она очень талантлива. У нее есть удивительная способность - плыть брассом с тремя различными вариантами техники. Иногда, правда, она их меняет по ходу одной дистанции, что не очень хорошо. У Юли плоский брасс с волнообразным движением корпусом, которое неплохо для нее подходит. Сильная сторона, как и у Сони, заключается в том, что она любит стартовать. Не уверен на счет слабых сторон, но иногда мне кажется, что временами Ефимовой стоит быть более быстрой на тренировках. Думаю, мы это исправим.
- Какие впечатления, кстати, у вас остались от той тренерской конференции в Санкт-Петербурге, которую вы упомянули в начале разговора?
- Бросилось в глаза, что у всех ваших тренеров одна и та же теория, без каких бы то ни было вариаций. Словно все они прочитали одну и ту же книгу. Многие хорошо эрудированы, но, как мне показалось, им не хватает какой-то внутренней независимости.
- А какие качества характера, по вашему мнению, играют основную роль в работе тренера в США?
- Секрет успеха американских тренеров заключается в возможности объединить наши персональные задумки с общей плавательной философией. У нас существует огромное количество всевозможных программ подготовки, другой информации, которая находится в самом широком доступе. Это сильно облегчает пловцам возможность выбора. А уж их дело решить, какая программа им подходит или в какую они готовы поверить.
- И последний вопрос: что вы думаете по поводу предстоящей дуэли Майкла Фелпса и Райана Лохте на Олимпиаде в Лондоне?
- Фелпс - он всегда Фелпс, хотя не думаю, что он будет стремиться повторить в Лондоне свой пекинский рекорд в восемь золотых медалей. А вот у Лохте есть реальный шанс это сделать. Знаю, многие склонны считать, что подобного достижения мы больше никогда не увидим, но я считаю, что Райан закончит этот спор в свою пользу.
Игорь МАРЧЕНКО