Аркадий Вятчанин: "Готовлюсь к Лондону в Америке за свой счет"
ПЛАВАНИЕ
Двукратный призер Олимпиады в Пекине рассказал о своей жизни в США, куда он недавно переехал ради Олимпиады в Лондоне.
Путь за границу у отечественных спортсменов складывается по-разному. Весной этого года Аркадия Вятчанина, неудачно выступившего на чемпионате России, сначала включили в команду на чемпионат мира в Шанхай, а примерно за месяц до старта турнира вдруг вспомнили, что он не выполнил формальные критерии отбора, и исключили. Осадок от той истории не прошел до сих пор. И все солнце Флориды тут пока не помогает.
К моменту нашей беседы 27-летний пловец провел в американском Гейнсвилле почти полтора месяца. За это время он вполне освоился в составе флоридской плавательной интербригады, руководит которой 61-летний специалист Грегг Трой, лучший тренер США 2010 года. Словом, тем для разговора с двукратным бронзовым призером Пекина набралось более чем достаточно.
- Сложно было решиться на переезд за океан?
- Наоборот, решение пришло очень быстро. Ввиду известных летних событий я немного пересмотрел свои взгляды на тренировочную обстановку у нас в стране. И до этого, в общем, иллюзий не питал, но последнее время стало уж совсем жестко.
Мне и раньше люди говорили: уезжай. Но я все тянул. А исключение из команды стало финальным и очень сильным толчком к действию. Особенно то, как это сделали. Обошлись как с человеком, отработавшим свое. Меня это обидело.
- Почему уверены, что переезд за океан поможет?
- Ну, потому что люди приезжают из-за океана - я имею в виду американцев - и всех на раз обыгрывают. Тем более знал, к какому тренеру я еду. Единственное, в чем не был уверен - выдержу ли тот режим работы, который тут предлагают.
- И как?
- Здесь, в Штатах, работают гораздо жестче, чем в России - между двумя тренировками на отдых остается меньше трех часов. Первое время было очень тяжело. Но человек ко всему привыкает, особенно если это для дела. Недавно тренер меня похвалил, сказав, что я, наконец, стал нормально укладываться в режимы.
- Как российская федерация отреагировала на изменения в вашей жизни?
- Никак. Более того, Андрей Воронцов (главный тренер сборной России. - Прим. Е.К.) до сих пор почему-то звонит маме по организационным вопросам. Хотя надо связываться со мной - у меня все-таки новый тренер. К тому же мне 27 лет - претендую на звание взрослого человека. Хотелось бы, чтобы тот же Воронцов вышел со мной на связь. При желании это не сложно.
- Почему выбрали именно Грегга Троя?
- У него плавают лучшие "двухсоточники" США - в его команде три человека входят в состав американской кролевой эстафеты 4х200 м. А мне нужно тренировать эту дистанцию. Плюс у Троя работает Райан Лохте, который плывет 200 м кролем, комплексом и на спине. Выбор был очевиден.
- Ваша мама и предыдущий тренер Ирина Вятчанина также отмечали, что из всех вариантов методика Троя оказалась вам ближе всего.
- На самом деле решение принимал только я. С мамой не советовался. Да, у меня были и другие предложения - из Северной Каролины, из Майами. Также со мной хотел поработать отец Райана Лохте. Но я выбор сделал сразу.
- Трой тоже сразу согласился?
- У него довольно большая интернациональная группа. Он сказал: хорошо, приезжай, поговорим подробно. Мы приехали, выслушали примерный недельный план тренировок, и я еще раз убедился, что хочу это сделать. А когда уже пришел на первое занятие, он сказал следующее: хоть я и американский тренер, а Райан - американский пловец, мне не будет обидно, если ты обгонишь его на Олимпиаде. Потому что я буду знать, что это моя работа.
- У него были какие-то условия?
- Главное - не пропускать тренировки. Тренер - мужик довольно простой. И ему, естественно, не хочется расшатывать дисциплину в группе. Были случаи, когда он выгонял за это людей.
- Бытует мнение, что когда американцы приглашают к себе в группу иностранных спортсменов, то в первую очередь заимствуют у них сильные стороны, например, в технике. Вы этого не боитесь?
- У меня, думаю, им нечему учиться. Ничего хорошего они у меня не возьмут - все это у них есть, причем давно. Особого материального интереса у Троя тоже нет. Тренер не получает за меня каких-то дополнительных денег - его основная зарплата идет от университета Флориды, команду которого он тренирует. А подготовка людей к Олимпиаде - это, считайте, такое хобби.
- Вы действительно платите за подготовку в Америке из своего кармана?
- Да, это мои личные деньги.
- Известно, что американцы ушли далеко вперед в плане тех же методик восстановления. Успели почувствовать это на себе?
- Да. Например, сейчас я работаю в зале с физиотерапевтом. Так вот, таких тренажеров, в том числе узконаправленных, я нигде не видел, хотя много где был. Плюс здесь все помогают спортсменам достичь результата. Например, физиотерапевт подстегивает меня на каждом упражнении: давай-давай, ты можешь больше. А потом еще написал е-mail, поблагодарив за проделанную работу. У того же Троя несколько групп, он, по-моему, днем из бассейна вообще не уходит. Но при такой загруженности все равно находит время с каждым пообщаться, что-то объяснить, подправить в технике. Это очень приятно.
- Поделитесь рабочими впечатлениями о Райане Лохте. Со стороны он, со всеми своими модными "фишками" вроде металлических накладок на зубы и любовью к развлечениям, порой кажется таким, извините, раздолбаем, у которого при этом получается бить мировые рекорды.
- (Смеется.) Ну да. Но я считаю, что здоровый кусочек раздолбайства должен быть. Если постоянно себя накручивать, ни к чему хорошему это не приведет. У него постоянно хорошее настроение - даже на тренировке в шесть утра в субботу. Райан работает очень сильно. Делает основные тренировочные серии очень сосредоточенно - именно так, как надо. Выкладывается по полной. А в общении он обычный человек. Мне приятно с ним общаться.
- Вы для себя уже нашли, чем отвлекаться от плавания?
- Мы с женой разыскали несколько мест на природе, куда можно ездить. Ходим к океану. К тому же у супруги тут недалеко живет сестра. Здесь очень много интересного. И все обязательно чем-то увлекаются - так принято.
- Ностальгия "по березкам" не мучает?
- Нет. Березки и тут есть. По ним не скучаю.
- А по чему скучаете?
- По бабушке (улыбается). Я ей, естественно, звоню, но приехать в гости ей, увы, здоровье не позволяет.
- Проблем с английским не возникает?
- Нет. Тем более что язык с каждым днем улучшается. У меня в бассейне только один русскоговорящий человек. Так что деваться некуда (улыбается).
- Сколько на данный момент планируете оставаться в США?
- Пока во мне будут силы для спорта. Ближайшие планы - до Лондона.
- А может, и дольше?
- Может. Мне здесь все нравится. Желания возвращаться к российской действительности пока нет.
- Насколько я поняла, в итоговом успехе вы не сомневае-тесь?
- Естественно. Думаю только о том, что отборочный норматив на Олимпиаду должен выполнять одной левой. Аналогично настраиваю себя и по поводу самих Игр. Буду для этого делать все и даже больше.
- Вас вопрос возраста сейчас беспокоит?
- В России я начинал задумываться об этом. Но когда приехал и увидел, как работает тот же Лохте, который всего на пару месяцев меня моложе, все сомнения сразу отпали. Понял, что можно в принципе добавить еще один олимпийский цикл - до Рио.
- Американцы помимо всего прочего славятся своей универсальностью. У вас нет планов попробовать свои силы не только на спине?
- Есть. Я раньше плавал всем, кроме брасса. На ближайших американских стартах планирую плыть 100 м баттерфляем, 100 и 200 м кролем и на спине. Самому интересно, как это будет.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА