"Нужно быть дураком, чтобы сомневаться в классе Ефимовой". Тренер сборной – о чемпионате Европы
15 июня Сергея Чепика официально утвердили на посту главного тренера сборной России. Однако сам специалист сакрального значения этой дате не придает, его мысли давно заняты национальной сборной и ее подготовкой к главному старту сезона – чемпионату Европы, который 3-9 августа пройдет в шотландском Глазго.
– Сразу с важного. На одном из форумов видел сообщения, что призеры прошлогоднего чемпионата мира Александр Красных и Вероника Андрусенко (Попова) из-за болезней пропустят турнир. Правда ли это?
– Травм как таковых нет. Но раньше времени я бы вдаваться в подробности не хотел.
– Просто вы как главный тренер можете развеять слухи, которые ходят по интернету и обрастают разными деталями.
– Придет время, мы дадим официальную информацию. Кое-какие трудности действительно есть, пока ждем. Но могу заверить, что о допинге речи не идет.
– Красных и Андрусенко могут выступить в Глазго?
– Конечно.
– В каком состоянии чемпион мира Евгений Рылов? На отборе он говорил, что если плечо снова будет беспокоить, то легко пожертвует чемпионатом Европы.
– После операции и восстановления у Жени еще были фантомные боли. Это вопрос психологии. На данный момент он, насколько я вижу, решен полностью. Мы общались с его тренером Андреем Шишиным и, хотя глубоко я не лез, есть ощущение, что все идет нормально. Рылов будет выступать в полную силу.
О МЕДАЛЯХ НЕ ДУМАЕМ
– Все остальные, кого утвердили на чемпионат Европы, выступят на нем?
– Да, команда готова, все хорошо. Никаких изменений нет. Пока стоит вопрос по Андрусенко и Красных, но нужно подождать. Как уже говорил, развивать эту тему я бы не хотел.
– В любом случае, сборная в Глазго будет очень сильная. Состав с успешного чемпионата мира в Будапеште сохранился. Чего в этой связи ждать от команды на Европе?
– Все-таки в Будапеште был чемпионат мира, а Европа – соревнования рангом пониже. И к ней люди могут готовиться по-разному. Кто-то может экспериментировать с подготовкой. Мы о медалях сейчас не думаем. Главное – подойти к турниру в оптимальном состоянии. А там уже будем биться и бороться.
– Евгений Коротышкин сказал, что можем зарубиться даже за победу в общекомандном зачете.
– Знаете, Женю Коротышкину на сборе я не видел ни разу. Люди за территорией команды могут говорить, что угодно – это их право. Но я руководствуюсь не их замечаниями, а собственными наблюдениями.
– Но для вас общекомандный зачет имеет принципиальное значение?
– Я считаю так: есть мир и Олимпийские игры. Вот там команда должна быть в максимально боеспособном состоянии. Именно под эти события все выстраивается, проходит смена поколений. Чемпионат Европы – тоже серьезный форум. Но там решаются несколько иные задачи. Только не подумайте, будто я говорю, что это незначительный старт. Ни в коем случае! Для некоторых Европа – это пик карьеры. И там все решают свои задачи.
РЕКОРДЫ МИРА ЛЮБЯТ ТИШИНУ
– Рекордов мира в Глазго ждете?
– Они могут быть, почему нет? Другое дело, что мировой рекорд – далеко не всегда то, чего ждет сам спортсмен. Лишь малое число атлетов заранее готовится к рекорду, делает специальные раскладки. А даже те, кто делает, обычно никому об этом не говорит.
– Рылов в прошлом году открыто заявлял о своем желании.
– Сколько ему тогда было лет? 20? Он молодой спортсмен и ему очень хочется этого. Но, знаете, деньги любят тишину. И это правило распространяется на спорт. В советское время был у нас великий тяжелоатлет Василий Алексеев. Так он мог добавлять по полкилограмма веса и на одних соревнованиях ставить по несколько рекордов. Но тут другая специфика.
– Ну да, в плавании с точностью до сотой результат не показать.
– Конечно. Малейший просчет или заминка на старте – и все. Как каждый солдат мечтает стать генералом, так и спортсмен – мировым рекордсменом. Но нужно не загадывать, а работать.
ФЕСИКОВЫ – СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ СПОРТСМЕНАМИ И ТРЕНЕРАМИ
– По части капитанства сборной изменений нет?
– Капитан у нас тот же – Анастасия Фесикова. Она решает внутренние вопросы в команде. Если у кого-то в чем-то возникает необходимость, Настя доносит это до нас. А вот в тренерский совет представлен Сергей Фесиков. На соревнованиях он будет помогать по выступлению и эстафетам. Сергей – опытный и грамотный спортсмен, давно в сборной, сомнений по его кандидатуре нет.
– Фесикова – лидер европейского сезона на 50 и 100 м на спине. С учетом того, что больших личных медалей у Насти нет с 2013 года, насколько важно ей будет успешно выступить в Глазго?
– Честно говоря, про рейтинг я даже не знал. Принципиально не изучаю их перед соревнованиями.
– Почему?
– А смысл?
– Посмотреть расстановку сил.
– Вот в бою, то есть на соревнованиях, все и станет ясно. А заранее расписывать медали по рейтингу очень обманчиво. Если потом они не подтвердятся – будут лишние огорчения и расстройства. Лучше по окончании сезона проведем полноценный анализ.
– При всей осторожности сложно спорить с тем, что у Юлии Ефимовой в Европе крайне мало конкуренток.
– Здесь я с вами полностью согласен. Забегать раньше времени не будем, все покажут соревнования. В этой жизни бывает всякое. Но на Ефимову мы, безусловно, надеемся. Надо быть дураком, чтобы сомневаться в ее классе.
– В каком состоянии еще два лидера нашей команды: Владимир Морозов и Антон Чупков?
– Владимир прилетел в воскресенье вечером. Мы с ним уже коротко побеседовали. У Морозова все хорошо, он в боевом состоянии. Чупков два месяца был на сборах в теплых странах. Посмотрел, как он плывет, какие серии делает на тренировках – по-моему, Антон в хорошей форме. Настроение у него улучшается – это точно. Были небольшие вопросы по акклиматизации, но за два-три дня все пришло в норму.
ВЯТЧАНИН НАМ НЕ ВРАГ. РАДЫ ЛЮБОМУ, КТО ГОТОВ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ СБОРНОЙ
– Отойдем от чемпионата Европы. Не так давно Аркадий Вятчанин объявил о завершении карьеры и сказал, что не исключает возвращения в Россию. Его огромный опыт неоспорим. Как и сложный характер. По-вашему, такой специалист стране нужен?
– А хорошие специалисты простыми и не бывают. С любым человеком можно найти контакт и какие-то точки соприкосновения. Можно заранее обговорить территорию, на которую заходить нельзя, и спокойно работать вместе. Я считаю, что нет людей, с которыми нельзя договориться. Разве что с заклятыми врагами. Но Аркадий нам – точно не враг. Он нормальный человек. Да, у него были свои представления, у нас свои, но страсти уже поутихли. Мы рады любому, кто готов приносить пользу сборной.
– Инициатива должна исходить от него?
– Естественно. Думаю, точки соприкосновения найти можно. Но сначала нужно понять, что он хочет и как это видит.
– Другой момент. Коротышкин в своих соцсетях проанонсировал открытие новой Международной плавательной лиги, в которой спортсмены будут зарабатывать серьезные деньги. Что думаете об этом?
– Я пока еще мало понимаю, в какой форме это будет существовать. Похоже, что-то по типу футбольной, баскетбольной или хоккейной лиги. Насколько понял, она требует очень больших вложений. Особенно на начальном этапе. Другой вопрос: эта лига самостоятельна или признана Международной (FINA) или Европейской (LEN) федерациями плавания? Если да, точно будем развиваться. Если нет, то как и любой частный клуб – она имеет право на существование. Но как эта организация будет работать и за счет чего платить спортсменам, я пока не очень понимаю.
– И еще одна новость. В угоду американскому телевидению финалы в Токио-2020 будут проходить утром. Это плохо?
– Если все в равных условиях, а в Токио будет именно так, то ничего страшного нет. Да, будут определенные неудобства. Скорее даже психологического плана. Но когда мне говорили по поводу этой новости, что будет очень трудно, я ответил: "Очень трудно – это во время войны в три часа ночи перебраться через границу и тащить оттуда вражеского "языка". Особенно если зима, холод и мало патронов". Что мы можем сделать, если американское телевидение столь влиятельно? По праву сильного они выбирают условия. Но все поплывут в одно время – это самое главное.
– Сколько нужно времени, чтобы перестроиться на утренний режим?
– Привыкнуть будет не так просто, потому что мы десятилетиями максимально стартовали именно вечером. Но если спортсмен будет находиться на пике формы, он сможет и проснуться, и проплыть по своим возможностям. И, думаю, вне зависимости от времени старта – в Токио будут как олимпийские, так и мировые рекорды.