Жесть в сноуборде! Сборная рискует остаться без лучших спортсменок
Недавно ко мне обратилось несколько российских сноубордистов. Они рассказывали скандальные истории, но просили о полной анонимности. Спортсмены убеждены: если кто-то узнает об их словах – дорога в сборную им будет закрыта навсегда. Они заверили, что внутри команды все постоянно шепчутся о происходящем кошмаре, но открыто выступить никто не рискует. Ниже – некоторые из рассказанных мне историй с субъективной точки зрения спортсменов.
ЗАВАРЗИНОЙ ГОД НЕ ПЛАТИЛИ ЗАРПЛАТУ, СБОРНАЯ МОЖЕТ ЕЕ ПОТЕРЯТЬ
– Чемпионке мира Алене Заварзиной весь прошедший сезон не платили зарплату. Объяснили тем, что у нее возникла проблема с прохождением углубленного медицинского обследования (УМО). При этом самой спортсменке ничего об этом не сказали. Узнала она обо всем постфактум. Получается: выступать за страну на соревнованиях она может, а получать за это зарплату – нет.
Сейчас руководители, в том числе Центра спортивной подготовки Минспорта (ЦСП), сочувствуют ей в личных разговорах, но пожимают плечами и говорят, что теперь уже компенсировать ничего нельзя. Мол, по букве закона не положено. Где была эта буква, когда она, имея проблемы с медосмотром, выступала в Пхенчхане, неизвестно. В Корее Заварзина показала самый высокий среди российских сноубордистов результат – и никто тогда об УМО не вспоминал.
Следующий сезон с высокой долей вероятности Алена пропустит. Продолжать выступать по той же схеме она, естественно, не хочет. Федерация заняла выжидательно-нейтральную позицию в надежде, что Заварзина от безысходности все равно вернется в команду.
ЧМ-2019 БЕЗ ГЛАВНЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД?
– До сих пор не прошла УМО и двукратная чемпионка мира Екатерина Тудегешева. Старший тренер Денис Салагаев четыре месяца не выходит с ней на связь, и она до сих пор не знает, как ей готовиться к сезону. Если так и дальше пойдет, сборная рискует поехать на чемпионат мира-2019 без своих самых ярких и титулованных спортсменок.
КАК ТРЕНИРУЮТ В СБОРНОЙ?
– Из-за нелогичной подготовки лидеры команды бегут из нее, спортсмены вынуждены работать самостоятельно. Сильнейшие – Алена Заварзина с Виком Вайлдом и Екатерина Тудегешева последние сезоны тренировались отдельно, поскольку происходящее в сборной их не устраивало. Многие тоже хотели бы работать по другим планам, но такой возможности не имеют. Тех, кто вслух выражает сомнения в правильности тренировочного процесса, перестают вызывать на следующие сборы. Озвучивать недовольство не боятся только Заварзина и Тудегешева, которая давно вне команды. Ее федерация тронуть не может, но постоянно пытается выставить дурой.
СВАТОВСТВО И ЭКИПИРОВКА
– Некоторые видели свой инвентарь (среди присутствовавших при разговоре таковых не было, они ссылались на разговоры внутри коллектива. – Прим. "СЭ") в магазине, который связывают с бывшей женой президента Федерации сноуборда России (ФСР) Дениса Тихомирова. При этом сами спортсмены порой недополучают экипировку. Бывает, расписываются за доску, а потом ее так и не видят. Либо получают одно, а расписываются за другое. Зато все офисные работники федерации – постоянно в форме национальной сборной, включая пуховики.
– Молодежная сборная не получает инвентарь уже три года. В 2017 году Илья Витюгов выиграл юниорский ЧМ… на сломанной доске. Которую самостоятельно купил с рук у себя в регионе.
– К некоторым спортсменам у тренерского штаба личная неприязнь. Критерии отбора на сборы и в национальную команду строятся на отношениях с тренерским составом. Списки корректируются таким образом, чтобы на главный старт попадали "правильные" люди. Например, перед Олимпийскими играми в Пхенчхане отбор был закончен, когда до их начала было еще три этапа Кубка мира. В результате Екатерина Хатомченкова, которая показала на заключительных перед Играми стартах третьи результаты в команде, в Пхенчхан не поехала. Вместо нее туда отправилась ученица главного тренера Дениса Салагаева. Всегда в сборной и брат тренера, который выступает под другой фамилией. А Хатомченову, отношение тренерского штаба к которой было прохладным, по окончании сезона вообще выгнали из сборной.
БЕССМЫСЛЕННАЯ ЖАЛОБА
– После Олимпиады-2014 сноуборд отделился от горных лыж – раньше федерация была единой – и деньги исчезли. В регионах стали создаваться подвластные Тихомирову федерации. И на местах случались конфликты, доходило до судебных разбирательств. На один из этапов Кубка России в полном составе не допустили команду Красноярского края. Просто всех развернули на основании того, что печать на заявке была от региональной федерации, которую ФСР не признала. Из-за борьбы за власть пострадали спортсмены. После этого было направлено письмо в Минспорта, под которым подписались тренеры разных регионов. Но Минспорта спустило письмо в федерацию. Получилось, что с жалобой на Тихомирова должен был разбираться… сам Тихомиров. Который применил свои рычаги и в скором времени все подписавшиеся отказались от претензий.
РУЧНОЙ СЕКУНДОМЕР
– Неугодных людей увольняют. Например, выгнали Евгения Пронашко, который был главным тренером молодежной сборной. Формулировка: неудовлетворительная работа. При этом за 12 лет его работы на юниорских чемпионатах мира было завоевано 42 медали. С последнего ЧМ россияне привезли шесть медалей, три из которых – золотые. Вот сразу после этого Пронашко и уволили. На его место поставили мужа вице-президента федерации Натальи Подоровской.
В состав на чемпионат мира, который на днях стартовал в Новой Зеландии, не попали некоторые спортсмены, которые по результатам прошлого сезона должны были там выступить. Вместо них в команде оказались ребята из ХМАО – того же региона, откуда пришел новый тренер.
– Кубки России проходят в ужасных условиях. Кубок на призы Екатерины Тудегешевой, к которому ФСР не имеет отношения, организован на несколько порядков лучше. Раньше за проведение внутренних стартов отвечал человек, у которого был собственный тайминг. Но он что-то не поделил с президентом. Теперь одно из первенств России засекалось по… ручному секундомеру.
– Станислав Детков, согласно документам, ездил в прошлом сезоне на сбор в Хинтертукс. На самом деле его там не было. Спортсмен писал по этому поводу письмо в администрацию президента. Оттуда его перенаправили в Минспорта. В итоге Деткову пришел ответ, будто он в эти даты все-таки… был на сборах.
ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ С СУТОЧНЫМИ
На той же встрече мне предложили позвонить Андрею Болдыкову. Первому российскому победителю этапа Кубка мира по борд-кроссу.
– Меня практически вынудили завершить карьеру, – сообщил Болдыков.
– Каким образом?
– Не брали в сборную. После Олимпиады выиграл чемпионат России – мне сказали, что Николая Олюнина (серебряного призера Олимпийских игр-2014. – Прим. "СЭ") там не было, значит, критерии я не выполнил. Победил второй раз – опять какую-то причину нашли. Потом объявили, что у нас со старшим тренером Артуром Злобиным нет понимания…
– Его действительно не было?
– Да я бы не сказал. Много лет назад под конец сбора в Швейцарии было не очень с питанием. Я спросил, нормально ли это. Все-таки высокогорье, мало ли что случится. Мне ответили, что нам выделяется 20 евро в день – этого должно быть достаточно для питания. По прилету в Москву у нас была встреча с Андреем Бокаревым – тогдашним президентом ФГССР. Он спросил у спортсменов, есть ли какие-то вопросы. Ну, я встаю и уточняю, можно ли нам поднять суточные. "А сколько у вас"? – спросил он. Когда услышал, что 20 евро, тут же разозлился. Сразу же вызвал к себе Тихомирова и Злобина. Выяснилось, что нам выделялось по 50 евро на человека.
– Интересно.
– После этого ко мне подошел Тихомиров и начал предъявлять претензии, спрашивать, почему я с ним ничего не обсудил. А я ведь против него ничего не имел. Суть была в том, что 20 евро, о которых нам говорили, для питания на горнолыжном курорте недостаточно, вот я и попросил больше. Кто ж знал, что там не все так просто. Как можно было в такой ситуации обижаться на меня?
– Но все-таки обиделись?
– Меня выгнали из сборной.
– Как объяснили?
– Злобин собрал со всех пацанов в сборной объяснительные, в которых те написали, что у них все хорошо, и они всем довольны. А меня обвинили во вражде с командой. Если кто не хотел подписывать – последовал бы за мной. Так пролетело два года. Потом Злобин пообмяк и вернул меня в сборную.
– К Олимпийским играм в Сочи готовились в нормальном режиме?
– Если бы. Ко мне относились прохладно, а когда я спросил, можно ли пригласить личного сервисмена, за услуги которого я был готов платить сам, все стало в разы хуже. Им не нужно, чтобы кто-то выходил из-под контроля. Не представляете, что было после того разговора. Натравили на меня врача, с которым у нас были нормальные отношения. Сервисмен сборной ходил, нос воротил. Дали мне утюг, старые мази – на, мол, делай сам как надо. Если возникали какие-то вопросы, Злобин отправлял к Тихомирову. А тот обратно. Так и ходил туда-сюда, а проблемы не решались. Готовясь к домашней Олимпиаде, я думал о борьбе не с конкурентами, а о противостоянии со своими. Хотите пример?
– Конечно.
– На предолимпийском этапе Кубка мира в Сочи я дошел до финала, на что Злобин мне сказал: "Оставь эти доски. Они не твои, а Олюнина". А когда у Николая получилось выиграть медаль на Олимпийских играх, старший тренер вообще почувствовал безграничную власть.
Денис ТИХОМИРОВ: "ТО, ЧТО СКАЗАЛИ АНОНИМЩИКИ – ВРАНЬЕ И ПОДЛОСТЬ"
Президент Федерации сноуборда России (ФСР) не согласен с обвинениями в свой адрес. Интервью - здесь