Вредные смазки будут разрешены на Олимпиаде? Международная федерация села в лужу с новым запретом
Запретить фторсодержащие парафины и порошки (а это вообще все смазки, которые применяются на сегодняшний день) должны были еще год назад. Тогда FIS заявила об этом официально. Все дело в том, что выделения фтора вредны для окружающей среды. Поэтому употребление таких продуктов сейчас ограничивают во всем мире, и запрет этот затрагивает многие области промышленного производства. Скорость скольжения лыж на профессиональных соревнованиях — явно не та сфера, ради которой стоит идти на необратимые загрязнения почвы.
Поэтому FIS, а также Международный союз биатлонистов еще в прошлое межсезонье объявили мораторий на смазки и порошки с содержанием фтора. Ведущие команды спешно кинулись обновлять свой арсенал. Эксперты говорили, что теперь скорость скольжения лыж снизится на целых 15 процентов — это гигантская разница! Но оказалось, что в реальности все не так просто.
Тесты в Швеции стали провалом
Весной традиционно сервисмены ведущих сборных обновляют парк лыж и смазок. Для этого они едут куда-нибудь на ледник, вооружившись тестерами от основных фирм-производителей, и пару недель пробуют всевозможные сочетания. Порой в таких тестах участвуют и спортсмены — например, норвежский биатлонист Уле Эйнар Бьорндален в недавнем прошлом весной откатывал себе лыжи лично.
Но весной 2020 года, как мы помним, было проблематично не то что поехать на ледник, а выйти из дома. Из-за пандемии тесты сорвались у всех команд без исключений. И FIS приняла абсолютно логичное решение отложить введение запрета на фтор на один сезон. Странно было вводить что-то принципиально новое в тот момент, когда было непонятно, состоится ли сезон в принципе.
От одного лишнего сезона экологии сильно хуже не станет, учитывая, что фторовые порошки применяются уже несколько десятилетий. Считалось, что за этот лишний год команды спокойно найдут альтернативу привычным смазкам, а международная федерация придумает эффективный механизм, как контролировать соблюдение правил. Ведь напомним, речь идет о прибавке к скорости скольжения в 10-15 процентов. Столько не дает ни один допинг, даже ЭПО или стероиды вместе взятые. А как проверить, какие порошки применялись при подготовке лыж, до сих пор не совсем ясно.
Решение примут 4 июня
Шведская газета Expressen сообщает, что секретные тесты оборудования для проверки на фтор проводились FIS во время этапа Кубка мира в Фалуне в январе этого года. И закончились полным провалом — не для потенциальных нарушителей, конечно, а для системы тестирования. «Система, которую мы тестировали, показала себя не очень хорошо», — подтвердил гоночный директор FIS Пьер Минерей.
Результаты тестирования оказались практически случайными. Отстранять кого-то от гонок на основании столь ненадежных данных — точно абсурд. А ведь в следующем сезоне речь пойдет не только о кубковых стартах, а об Олимпиаде. Представляете, что будет, если спортсмена не допустят до старта из-за неправильной смазки лыж, а потом окажется, что все это была ошибка?!
Три недели назад команда FIS начала новую серию тестов в шведской Бруксвалларне уже с новым оборудованием. Там тоже не все гладко: в условиях лаборатории прибор определяет присутствие фтора безошибочно, но в тестах непосредственно на лыжне бывают сбои. А ведь это самое важное: предполагается, что прибор будет работать как электронный градусник. Его достаточно будет поднести к лыже, и за мгновение он покажет, использовались фторсодержащие порошки или нет. Если для прохождения проверки нужно будет каждую пару лыж везти в лабораторию, то это нереально.
Так что Совету FIS уже через пару недель, 4 июня, предстоит принять важное решение. С одной стороны — технические проблемы и объективная невозможность запретить фтор прямо сейчас. С другой — сердитые экологи и мировая общественность, которые требуют от спортивных властей заботы об окружающей среде. Пока кажется, что фтор еще на один сезон все же не запретят. И на Олимпийских играх в Пекине все побегут на привычных лыжах и с привычными смазками. Наверное, это хорошо: зимняя Олимпиада в Китае практически без тестовых стартов — и так достаточно экстремальное мероприятие, чтобы добавлять к ней еще и новые сюрпризы.