Проверки на фтор уже меняют чемпионов. Француженка выиграла марафон, но завалила тест на мазь
Запрет на фтор продолжает быть темой отчаянных споров. Текущий сезон — первый, когда «тест на допинг» проходит теперь и инвентарь, однако нюансов в борьбе за экологию еще больше, чем в противостоянии ВАДА и любителей запрещенных веществ. Лыжники и биатлонисты так и не успели перестроиться, хотя о запрете впервые заговорили еще пять лет назад. Однако раз за разом те или иные спортсмены попадаются на нарушениях регламента по составу лыжной мази. Наиболее показательным стал лыжный марафон в Швейцарии, где отстранили каждого четвертого из тех, кому не повезло попасть под проверку. Включая чемпионку.
Чемпионкой стала отставшая от первого места девушка — потому что у лидера фтор
Француженка Маэль Вейр первой пересекла финишную черту на лыжном марафоне в швейцарском Энгадине, однако радость продлилась недолго — после проверки ее лыж на содержание фтора в мази девушку дисквалифицировали. Победу присудили Джулиане Верро. Швейцарская лыжница отстала от чемпионки почти на минуту, однако теперь она на первом месте, причем второй год подряд. В целом Швейцария не отдает титул в этой гонке уже пять лет кряду, пусть к последнему успеху Верро и есть ряд серьезных вопросов. Ведь главное, что отстранением Вейр дело не ограничилось. Международная федерация лыжного спорта (FIS) проверила 50 пар лыж на наличие фтора, и 12 из них дали положительный результат. Всех, кто не прошел тест, дисквалифицировали. Успокаивает разве что тот факт, что француженка была единственной лыжницей из топ-10, провалившей тест на вредную мазь.
Но в любом случае 12 формальных нарушителей из выборки в 50 человек — это 24 процента, то есть практически каждый четвертый. А что, если Bruker Alpha II — прибор для проверки на фтор — прошелся бы по всем лыжным парам марафона? Даже чемпионка Джулиана радовалась подобной технической победе весьма сдержанно. «Запрет на фтор действовал на протяжении всего сезона, поэтому я удивлена, что эти проверки так повлияли на результат», — сказала она журналистам. Маэль Вейр уже выступала по ходу сезона-2023/24, первого, когда запрет на фтор был реализован в полную силу, на этапах Кубка мира. И по словам директора гонки и телевизионного эксперта SRF Адриано Исеппи, уровень фтора у француженки и ранее был значительно выше максимально допустимого значения — просто ей удавалось избежать проверок. В этот раз не повезло.
Участники марафона преодолели снежную бурю, но их результаты аннулированы
54-й лыжный марафон в Энгадине запомнился не только ситуацией с проверками на фтор. Гонку могли отменить, поскольку проходила она в чудовищных условиях, особенно для середины марта. Девушки бежали посреди снежной бури, однако несмотря на практически нулевую видимость 21-летняя француженка Вейр показала время 1:58.27 для преодоления классической марафонской дистанции в 42 километра. Трасса проходила в швейцарских Альпах, и с некоторыми участниками гонки даже была потеряна связь. К примеру, Верро команда видела примерно за шесть километров до финиша. Сам факт финиша в таких условиях вызывает уважение, но отстраненные девушки не будут считаться даже преодолевшими дистанцию. И это с учетом того, что речь даже не об официальной гонке FIS, а о полулюбительском коммерческом марафоне, аналоги которых проводятся и в России.
Представьте себе Деминский марафон, на котором побеждает Александр Большунов. Но его дисквалифицируют, потому что на скользящей поверхности Сан Саныча обнаружат запретный фтор. В соцсетях уже шутят, что только так победную серию Большунова и реально остановить — ввести в России проверки на запрещенную мазь. Пока это нам не грозит, Елена Вяльбе занимает последовательную позицию против чрезмерной борьбы за экологию в ущерб спорту. Но рано или поздно в любом случае встанет вопрос о возвращении на международную арену. А значит, придется быть готовым к новым правилам и постепенно адаптироваться к ним сейчас. Хотя как именно приспосабливаться, даже не до конца понятно, ведь осенняя история с горнолыжницей Рагнхильд Мовинкель показала, что не застрахован никто. Рагнхильд стала первой, кого дисквалифицировали за опасную лыжную мазь. Однако запрещенное вещество нашлось не в самой мази, а на смазочной крышке.
Та история подняла значительный шум в лыжно-биатлонном сообществе, потому что показала, какими нелепыми могут быть отстранения за смазочный «допинг». Однако хоть перед Мовинкель и извинился производитель лыж, результаты Рагнхильд никто не вернул. Поэтому вся эта борьба со фтором пока рождает больше новых проблем, чем решает старые.