12 января 2016, 17:00

Сергей Устюгов: "Астма Сундбю? Мне все равно!"

Владимир Иванов
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
23-летний россиянин, ставший третьим на дебютном для себя "Тур де Ски", поделился эмоциями от выступления на главном старте сезона.

С Устюговым мы пообщались на следующий день после его триумфального восхождения на Альпе де Черпис. Сумасшедшей по сложности горы, на которой он умудрился убежать от опытного Алексея Полторанина и титулованнейшего Петтера Нортуга. Раньше россиянина финишную черту последнего этапа пересекли только Мартин Йонсруд Сундбю и Финн Хаген Крог. С учетом того, что прошедший "Тур де Ски" был первым в карьере Сергея, его выступление можно считать выдающимся.

НИЧЕГО ТЯЖЕЛЕЕ Я РАНЬШЕ НЕ БЕГАЛ

– Как прошла первая ночь после "Тура"? Альпе де Чермиc не снилась?

– Нет. Но спал очень плохо. Долго не мог заснуть. Не знаю, в усталости ли дело или это эйфория от третьего места.

– По ходу многодневки подобных проблем не было?

– Нет. Спал отлично.

– А вы ведь еще на протяжении всего "Тура" отказывались от массажа, чем удивили физиотерапевта Изабель Кнауте. Почему?

– Да, начиная со вкатки, я пропускал почти все процедуры. Просто заметил, что после массажа или сауны я долгое время не могу прийти в себя. Меня все это сильно расслабляет. Как мышечно, так и психологически.

– Испытав на себе гору Альпе де Чермис, можете назвать подъем в нее самым сложным, из того, что есть в современных лыжах?

– Так и есть. По крайней мере, я не бегал гонок тяжелее этой. К 30 км все на "Туре" относились спокойно, на 15 вообще выходили, как на спринт, а вот чего ожидать от этой горы – я не знал. Одно дело видеть, как на нее забегали другие, и совсем другое – попробовать сделать это самому. Когда поднимался думал, что склон никогда не закончится. Постоянно смотрел наверх в поисках финиша, потому что понимал – вот-вот и можно окончательно встать.

– А когда отрываться от вас начал Крог, стало еще тяжелее…

– Да, тогда я сдался психологически. Даже оглянулся назад, чтобы посмотреть, насколько далеко Нортуг и Полторанин.

– К тому моменту они много проигрывали. Понимали, что не достанут?

– Раньше я только смотрел "Тур де Ски" и неоднократно видел, как народ просто встает в эту гору. Такое могло произойти и со мной, причем в любой момент. И я это прекрасно понимал. Тяжелее всего было на финише. Ноги просто налились свинцом. Даже ботинки стали жать! Настолько забились мышцы.

– Для вас было принципиально не только дотерпеть, но и оставить позади себя среди прочих самого Нортуга?

– У него никак не получается пройти эту гору, поэтому даже не знаю. Хотя Петтер, конечно, тоже очень хотел попасть в призы.

– Читали его комментарий перед финальным этапом?

– Нет. На протяжении всей многодневки не забивал этим голову и уж тем более не собираюсь делать это сейчас. Пока я отдыхаю от лыж. А что?

– Он не скрывал, что искал "дешевый транспорт, который довезет его до горы". И выражал надежду, что вы выступите в этой роли.

– После финиша он поздравил меня, мы пожали друг другу руки. Все как обычно, никаких проблем.

Победитель "Тур де Ски" Мартин Йонсруд СУНДБЮ. Фото AFP
Победитель "Тур де Ски" Мартин Йонсруд СУНДБЮ. Фото AFP

НА АСТМАТИКОВ НИКТО НЕ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЯ

– Что думаете о Сундбю? Был ли у кого-то хоть малейший шанс обыграть его на этом "Туре"?

– Я убежден, что если у человека не едут лыжи или он встал не с той ноги – бороться с ним можно. Все видели, как тяжело было Сундбю на классической "пятнашке" в Германии. Он показал только 21-й результат.

– Сам норвежец объяснил это тем, что спортсменам с астмой выступать в Оберстдорфе очень сложно.

– Вот об этом я слышал. Допустим. Но ведь в Валь-ди-Фьемме условия очень похожи на те, что были в Оберстдорфе. В том числе, и погодные. Было также тепло. А круг в Италии даже тяжелее. Но Сундбю без всяких проблем выиграл эту гонку. Думаю, дело в том, что на седьмом этапе Мартин был в отличном состоянии и у лыжи катили здорово, а на четвертом у него случился кризис. Такое может произойти с любым спортсменом.

– Многие скептически отнеслись к его словам об астме. Точнее, к тому, что он принимает лекарства для ее лечения. Что об этом думают в лыжегоночном мире?

– Да вообще многие европейцы "пшикаются" перед гонками. Сейчас немало лыжников имеют проблемы с дыхательными путями. И никто на это не обращает внимание.

– Вы тоже?

– Мне вообще все равно! Для своего понимания я спрашивал у Изабель об эффекте. Мне было сказано, что если астмы нет – все эти лекарства никак не помогут. Они могут принести пользу только тем, кто реально болен.

НОРВЕЖЦАМ ПРОИГРЫВАТЬ БОЛЬНЕЕ

– Сундбю сказал, что его цель – выиграть пять "Тур де Ски", чтобы по количеству титулов превзойти Юстину Ковальчик. Это реально?

– Думаю, да. Но многое будет зависеть от программы дальнейших "Туров". Также надо понимать, что на достигнутом втором месте не остановится Крог. Ведь несмотря даже на успешное в целом выступление сейчас, у него были неудачные дни. На одном из этапов у Финна Хагена, например, вообще слетело крепление.

– Да и вы к следующему розыгрышу будете опытнее.

– Как показывает время, это не всегда помогает. Женя Белов в прошлом году был третьим, а в этом у него получилось не все.

– Кстати, почему? Общались с ним на эту тему?

– Про это ничего говорить не буду.

– Ваши слова после одного из этапов: "Надоело все время проигрывать норвежцам". Разве есть разница между тем, чтобы проигрывать им или кому-то другому?

– Для меня есть. Проигрывать норвежцам больнее. Они все время на пьедестале! Не задалось у лидера – обязательно появится кто-то другой. Все искренне радовались, когда 15 км выиграл Полторанин, а когда в спринте в Оберстдорфе победила американка Софи Колдуэлл, разминавшиеся вообще ликовали. Кроме норвежцев, конечно. Они сейчас так сильно доминируют, что остальные невольно объединяются против них.

– Самые реальные шансы победить на "Туре" у вас были в спринтах. Какое из вторых мест обиднее: когда проиграли Пеллегрино коньком или когда в классике выстрелил Иверсен?

– Мы проанализировали обе гонки. Разобрались. Долго не мог понять, в чем причина неудачи в классике. Иверсен выскочил из-за спины – и пролетел так, что уже ничего нельзя было сделать. Потом мне объяснили, что я слишком много проигрываю на спусках. Я уперся в Сундбю, заплужил, потерял скорость, а Иверсен без помех прошел поворот и на полном ходу выкатился на финиш. При этом неправильно думать, будто я недооценил норвежца. Прекрасно понимаю, что в финале проявить себя способен любой. Даже "лаки-лузер" может стать олимпийским чемпионом. Доказано Никитой Крюковым.

– После успешного первого этапа были мысли, что удастся закончить "Тур де Ски" высоко?

– В первый день я думал, что если закончу "Тур" в топ-30 – это будет очень хорошо. Перед многодневкой мне говорили, что Дарио Колонья, трехкратный ее победитель, в своем первом "Туре де Ски" финишировал только в четвертом десятке. Поэтому я особо не обольщался.

– Понимаете, что своим третьим место вы точно доказали всем свою универсальность? Теперь вряд ли кто-то скажет, что быстро бегать вы можете только спринт.

– Да, некоторые так думали. Кто-то говорил, что я умею бегать только коньковые гонки. Очень рад, что сумел опровергнуть эти слова и неплохо проявить себя в классике. Хотя, если честно, я сам этого не ожидал.

– Слышал, что в "классике" вас здорово подтянул партнер по группе Станислав Волженцев.

– Так и есть. Мы очень много работали с ним. Постоянно подбадривали друг друга, когда у одного из нас случались кризисные моменты. На классических тренировках я старался держаться за ним. Ходил по пятам. Стас вообще очень классный парень. Я могу назвать его своим другом. Думаю, он считает точно также.

Воскресенье. Валь-ди-Фиемме. Бронзовый финиш Сергея УСТЮГОВА. Фото AFP
Воскресенье. Валь-ди-Фиемме. Бронзовый финиш Сергея УСТЮГОВА. Фото AFP

МНЕ НУЖНА СТАБИЛЬНОСТЬ

– Когда вы только переходили к Бургмайстеру и Кнауте, говорили, что вам обязательно нужен человек, за которым можно было бы тянуться. В группе Олега Перевозчикова таковым был Максим Вылегжанин, у швейцарско-немецкого дуэта первое время – Александр Легков. Теперь именно вы лидер. Как быть?

– Я не считаю себя лидером. Мне еще очень далеко до этого звания. И один "Тур де Ски" – вообще не показатель. Я все-таки смотрю на Женьку Белову… У нас есть Саня Легков и Макс Вылегжанин. Это реальные лидеры! Как по тренировкам, там и по своей психологии. Неслучайно именно они берут медали на чемпионатах мира и Олимпийских играх. А мы только учимся.

– Кнауте считает, что вы талантливее, чем Легков и Колонья.

– Не принимаю это близко к сердцу. Мне многие говорили, что я беру за счет таланта. Но постойте! Что я, тренируюсь меньше остальных? Так нет же! Я работаю очень много! Потому что очень хочу бегать быстро.

-Та же Кнауте перед началом сезона говорила, что обрадуется, если вы будете попадать в топ-12. Это соответствует вашему внутреннему графику или после успеха на "Туре" хочется большего?

– Сложно сказать. Даже не могу предположить, как сложится для меня следующий этап в Нове-Место. Вообще неизвестно, как поведет организм после "Тура де Ски" и последующего небольшого отпуска.

– Сейчас вы на четвертом месте в общем зачете Кубка мира. Вы же наверняка понимаете, что остаться в топ-6 было бы очень солидно.

– В начале сезона я об этом не думал. Мы очень много тренировались, набирали большие объемы. Накатывали эти часы, и я уже не мог дождаться, когда начнутся соревнования. Наверное, подводка к "Туру де Ски" далась даже тяжелее, чем сама многодневка. И как-то я сказал ребятам, что если выиграю этап Кубка мира или несколько раз попаду на подиум – буду доволен сезоном. Потому что выходить на гонки с нужным настроением и бежать здорово получается не всегда.

– Я так понимаю, вы опасаетесь, что следующий сезон получится менее успешным и вам не удастся подтвердить свои позиции на том же "Туре де Ски"?

– Да. И мне хочется именно стабильности. А не того, что было в начале сезона. Вроде бы бегу неплохо, а потом внезапно отваливаюсь. На предсоревновательных забегах я выигрывал у того же Алекса Харви минуту! Приезжаем на Кубок мира – и он мне эту же минуту "привозит" обратно. Как так? Больше такого быть не должно.

– Тем не менее, два сезона подряд вы провели в одной группе. Раньше же постоянно переходили от одного тренера к другому. Можно сделать вывод, что в тренировочном плане вас сейчас все устраивает.

– Так и есть. В каждой команде есть свои минусы и плюсы. У Рето и Изабель плюсов значительно больше.

– В заключении шуточный вопрос. Знаете, что болельщики ласково прозвали вас Лосенком?

– Лосенок? Ха-ха. Интересно, а почему? Как будто маленький…

– Но вы же еще молодой.

– Ну да (смеется). Лосенок! Прикольно!

Воскресенье. Валь-ди-Фиемме. Мартин Йонсруд СУНДБЮ (в центре), Финн Хаген КРОГ (слева) и Сергей УСТЮГОВ. Фото REUTERS
Воскресенье. Валь-ди-Фиемме. Мартин Йонсруд СУНДБЮ (в центре), Финн Хаген КРОГ (слева) и Сергей УСТЮГОВ. Фото REUTERS

РОССИЙСКИЕ ПРИЗЕРЫ "ТУР ДЕ СКИ"

Год

Спортсмен

Место

Победитель

2006/07

Александр ЛЕГКОВ

2

Тобиас АНГЕРЕР (Германия)

2012/13

Александр ЛЕГКОВ

1

Александр ЛЕГКОВ (Россия)

2012/13

Максим ВЫЛЕГЖАНИН

3

Александр ЛЕГКОВ (Россия)

2015

Евгений БЕЛОВ

3

Мартин Йонсруд СУНДБЮ (Норвегия)

2016

Сергей УСТЮГОВ

3

Мартин Йонсруд СУНДБЮ (Норвегия)

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости