"Живем втроем на пять тысяч рублей". Тяжелая история известного тренера
Татьяна Ревина (в девичестве Новикова) стояла у истоков российских лыж в их современном понимании. Именно ей впервые пришла в голову идея создать женскую спринтерскую группу. Оттуда вышли многократный победитель кубковых этапов Наталья Матвеева, которая до сих пор остается лучшим нашим спринтером, и еще целый ряд звездных по тем временам лыжниц.
Все шло просто идеально вплоть до допингового скандала. В 2009-м Матвееву обвинили в употреблении ЭПО и дисквалифицировали на два года. Ревину вместе с супругом Виктором, с которым они работали в тандеме, отстранили от работы в сборной. Было неприятно, но в целом, ничего фатального: допустим, отстраненный вместе с Ревиными Юрий Бородавко давно вернулся в команду и стал одним из героев Олимпийских игр-2018 в Пхенчхане.
Тогда Татьяна Николаевна обратилась к лыжной общественности с открытым письмом, призывая к переменам. Врагами она на тот момент считала людей, запретивших ей работать со сборной – президента федерации Владимира Логинова и генменеджера команды Юрия Чарковского.
– А знаете, Владимир Алексеевич и Юрий Анатольевич, мне вас по-человечески жаль! – писала Ревина. – Когда убирают нас, тренеров, мы продолжаем работать со спортсменами, независимо от того, платят нам зарплату или нет. А потом опять возвращаемся в сборную – с победителями. А вам, видимо, теперь придется стать домохозяйками. А я все-таки вернусь. Вернусь, чтобы побеждать, хотите вы этого или нет!
Как же невыносимо грустно читать эти строки спустя каких-то девять лет...
Мне стыдно просить о помощи
– У меня нет денег на лекарства, долг за свет 15 тысяч. Взяли летом в эконом магазине холодильник в кредит, осталось заплатить 12 тысяч – не могу, – это уже из последнего письма Ревиной в один из благотворительных фондов.
Заслуженный тренер России живет в стареньком доме в деревне в Псковской области вместе с дочерью и двумя внуками. Нет работы, зато есть проблемы со здоровьем и копившиеся годами долги. Денег не хватает даже на хлеб, школьные принадлежности для детей, бензин. Как же так вышло, что в недавнем прошлом звездный тренер, грезившая об олимпийских наградах, теперь оказалась на грани выживания?
– До 2014 года я тренировала в региональной команде, – рассказывает Ревина. – Потом меня позвали работать на лыжную базу в Остров (город Псковской области – Прим. "СЭ"). Мы с дочкой купили тут дом, завели хозяйство, все вроде бы налаживалось... Но спустя год у меня отказала нога. Я не могла ходить и целый год передвигалась на инвалидной коляске. В 2016-м мне сделали операцию по замене тазобедренного сустава. Наташа Матвеева помогла с реабилитацией, один курс я благодаря ей прошла, но на второй и третий уже поехать не смогла. Работать тренером, когда не можешь нормально ни стоять, ни ходить, невозможно.
– Почему база в Острове, где вы работали, не оформила вам больничный и никак не помогала?
– К сожалению, эта база умерла. Когда я ехала сюда, была полна надежд. Думала, что будет настоящая работа, сделаем современный центр. Но тут, к сожалению, невозможно ничего изменить. Просто болото. И со своими проблемами я осталась одна.
Приобрести после операции коляску и костыли Ревиной помог благотворительный фонд – своих денег не было. Даже дом в деревне был куплен в долг, который до сих пор не погашен. Дочь долгое время не могла найти работу – с педагогическим образованием в деревне это непросто, к тому же, нужно было ухаживать за мамой и вести хозяйство. Алиментов она не получает. Долги и кредиты копились как снежный ком. Нет денег на бензин – нет возможности поехать куда-то искать работу – снова нет денег. Замкнутый круг, из которого семья тренера уже несколько лет не может выбраться...
– Сейчас дочь уехала работать под Псков, но зарплата 12500 рублей и ей там тоже нужно на что-то жить, – рассказала Ревина. - Мы с внуками живем на мою пенсию 20 тысяч рублей, из которых 15 тысяч я отдаю за кредиты. Плюс хозяйство: у нас четыре овцы, две козы, кролики, куры. С уходом за ними никто не помогает, справляюсь сама. Машина есть, но полетел двигатель, а починить не можем.
Жить втроем на пять тысяч рублей в месяц – это экстремально даже для деревенских условий. Особенно для человека, который недавно грезил об олимпийских медалях и путешествовал по всему миру. Благотворительные фонды решить проблему не могут – они не вправе гасить кредиты, а именно в них главная беда. Дом в деревне в плачевном состоянии, а средств на ремонт и утепление нет. Звездные ученики Ревиной помогали, но тут, похоже, нужна системная поддержка, которую они организовать не в силах.
– Чем вам прямо сейчас можно помочь? - вопрос Ревиной.
– Мне стыдно кого-то о чем-то просить. Ведь столько вокруг детей, которые нуждаются в помощи. Считаю, что изначально во всех своих проблемах виновата сама – не надо было влезать в такие долги. Но если помечтать... Мне бы только погасить кредиты, а дальше, уверена, я сама выберусь. У нас в деревне очень красиво, озеро, огромные просторы. Тут много детей-сирот, которые попали в приемные семьи. Я хочу летом сделать для них большой палаточный лагерь, сделать пляж. А зимой устроить лыжню, чтобы они приобщались к спорту. Были бы только минимальные ресурсы, я бы все сама организовала. Для деток это было бы огромным счастьем.
– Работать тренером вы больше не хотите?
– К сожалению, здоровье не позволит. Вернуться на профессиональный уровень я уже не смогу. Я всегда была тренером, который работает, а не сидит на стуле и раздает указания. А сейчас, чуть похожу – сустав начинает болеть. Долго стоять тоже не могу. А ведь даже школьный учитель физкультуры должен стоять, а не сидеть...
Ситуация не улучшается
Лучшая ученица Ревиной Наталья Матвеева, ставшая в 2017 году серебряным призером чемпионата мира, не осталась в стороне от трагедии бывшего тренера.
– Впервые о сложной ситуации с Татьяной Николаевной я услышала пару лет назад, – рассказала Матвеева. – У нее начались серьезные проблемы с тазом, она не могла работать. Я поговорила с доктором нашей команды Сергеем Чечелем, с тем чтобы ей помогли с операцией и реабилитацией. Перевела 35 тысяч рублей на восстановление – посчитала, что это не сумма, на которую надо объявлять сбор.
– Что происходило потом?
– У Татьяны Николаевны, помимо всего прочего, большие долги. Потом мы еще несколько раз скидывались с девчонками, кто у нее раньше тренировался, отправляли деньги. Мой муж приезжал к ней, привозил вещи. Но постоянно мне тоже неудобно перед людьми просить о помощи. А ситуация, очевидно, не улучшается. Тут, видимо, нужна какая-то постоянная поддержка, которую я как спортсменка и живя далеко просто не могу ей дать.
– В каких вы вообще отношениях расстались с Ревиной?
– После истории с допингом мы почти не общались. У нас были свои проблемы, но сейчас я это пережила и отпустила. Если я могу чем-то помочь – конечно, помогу. И остальные девчонки то же самое.
Желающие помочь Татьяне Ревиной могут обращаться к волонтеру Эльвире Доморад по электронной почте domorad-ps@mail.ru