Новый трамплин не прощает ошибок
Корреспондент "СЭ" рассказывает об особенностях большого олимпийского трамплина, на котором в воскресенье прошли тестовые соревнования
Свежевыстроенный трамплин К-125 весьма органично вписан в природный ландшафт, словно эта местность на протяжении миллионов лет только его появления и ждала. Малый трамплин К-95 будет введен в строй ближе к лету, пока же о непременном рождении "младшего брата" свидетельствует лишь металлический скелет. Оба объекта спроектированы по самой распространенной в последние десятилетия twin-системе. Их соединяет здание для спортсменов в зоне старта. Сегодня прыгунов туда по крутому серпантину доставляют УАЗики, однако вскоре на смену автомобилям придут подъемники, которые будут иметь вид привычных нам эскалаторов. Две линии смогут функционировать в морозную погоду, а добираться к месту старта спортсменам предстоит с пересадкой.
Лыжня разгона большого трамплина предполагает запредельные скорости. Для сравнения обратимся к статистике этапа "Турне четырех трамплинов", состоявшегося 1 января на одном из самых авторитетных в мире К-125 - в Гармиш-Партенкирхене. Триумфатор тех соревнований Грегор Шлиренцауэр разгонялся в своих попытках до 91,2 и 91,3 км/ч соответственно. Пятерка лучших прыгунов по итогам воскресного этапа Кубка России скорость австрийского вундеркинда значительно превзошла. Так, победитель тестовых стартов Ильмир Хазетдинов в первом прыжке разогнался до 93,2 км/ч и улетел на 139 метров. Показатель второго прыгуна этапа Дмитрия Ипатова - 93,4 км/ч и 137 метров. Понятно, что дальность прыжка отнюдь не всегда зависит от разгона. К тому же, чем выше располагается скамейка, с которой стартует спортсмен, тем сильнее увеличивается скорость: на сочинском К-125 - в среднем на 0,6 км/ч. Тем не менее сам по себе факт достаточно любопытный.
Испытатели, с которыми удалось пообщаться, сошлись во мнении: "Новый трамплин не прощает ошибок". Малейшая помарка на столе разгона не приведет ни к чему хорошему. Морально устаревшие трамплины советской эпохи неправильный переход в фазу полета (как говорят спортсмены, лицом вниз) прощали. Большой же олимпийский предназначен для прыгунов, обладающих очень высоким мастерством. Здесь вытянутая гора приземления, и это является, пожалуй, главной отличительной особенностью объекта. Полет на сочинском К-125 проходит на очень большой высоте.
Трибуны комплекса призваны дополнить архитектурный ансамбль. Их основная задача - выступить в роли подпорных стенок для горных склонов. Предварительный проект строительства предполагал установку разборных конструкций, однако в пересмотренном варианте было решено возвести тяжелые бетонные трибуны. Они смогут вместить около пятнадцати тысяч зрителей, часть мест будут сидячими, часть - стоячими. А зону старта и финиша трассы для двоеборья впервые в истории Олимпиад предполагается сделать в зоне выката трамплина.
Помимо технических характеристик трамплины отличаются друг от друга ветровыми особенностями. Соревнования летающих лыжников пребывают в прямой зависимости от ветра. Так что сотрудники гидрометцентра в ближайшее время обещают подготовить полнейший анализ его здешних характеристик. Специализированная станция, видел, развернута и постоянно работает в верхней части комплекса. Иными словами, спецам предстоит определить, когда и в какую сторону дует ветер. Сейчас понятно только, что сильного ветродуя на месте объектов точно не будет. Но совсем без него не обходится нигде. Понятно также и то, что в феврале в Красной Поляне поистине идеальная погода для прыжков. В марте, скорее всего, удержать снег на трамплинах будет гораздо сложнее. Напрашивается вывод: здесь в шикарных условиях можно будет прыгать с конца ноября до начало марта.
Из беседы с главным тренером сборной России Александром Арефьевым мне удалось узнать, что на горе приземления еще присутствуют неровности.
- Выход на нее должен быть чуть более безболезненным, чтобы избежать травм, - уточнил Арефьев. - Пока же спортсменов немного бьет. Хотя все это несущественно, и в скором времени будет подкорректировано. Тесты и призваны указывать на подобные детали.
Арефьев сообщил, что план подготовки его команды на К-125 уже составлен. Наши летающие лыжники будут прыгать в Красной Поляне в июле, а основные подготовительные сборы проведут в октябре и ноябре. Очень важно поскорее привыкнуть к большому трамплину, ведь после выполнения определенного объема работы все действия спортсмены научатся выполнять автоматически.
Дмитрий ОКУНЕВ
Сочи – Москва
РЕКОРДЫ ДАЛЬНОСТИ НА БОЛЬШИХ ОЛИМПИЙСКИХ ТРАМПЛИНАХ
ОИ |
Категория |
Рекордсмен |
Год |
Рез-т (м) |
Инсбрук-1976 |
К-120 |
Свен ХАННАВАЛЬД Германия |
2002 |
134,5 |
Альбервилль-1992 |
К-120 |
Камиль ШТОХ Польша |
2011 |
137,0 |
Лиллехаммер-1994 |
К-120 |
Симон АММАНН Швейцария |
2009 |
146,0 |
Нагано-1998 |
К-120 |
Таканобу ОКАБЕ Япония |
1998 |
137,0 |
|
|
Масахико ХАРАДА Япония |
|
|
Солт-Лейк-Сити-2002 |
К-120 |
Вольфганг ЛОЙТЦЛЬ Австрия |
2001 |
134,0 |
Турин-2006 |
К-125 |
Симон АММАНН Швейцария |
2008 |
144,0 |
Ванкувер-2010 |
К-125 |
Грегор ШЛИРЕНЦАУЭР Австрия |
2009 |
149,0 |
Впервые соревнования на трамплине мощностью К-120 были проведены в Инсбруке-1976. Игры в Лейк-Плэсиде-1980, Сараеве-1984 и Калгари-1988 прошли на трамплинах К-70 и К-90.