"Вдруг нам что-то подсыпят в завтрак"
Поговорим о стереотипах. В России все пьют. Даже медведи. Американцы на редкость тупые. Мужчинам-шотландцам зарплату не плати – дай только погулять в килтах. Любой уважающий себя голландец в свободную минуту идет в кофешоп. Темнокожие всегда быстрее светлокожих. А каждый испанец управляется с быком лучше, чем современные дети с планшетами.
Похоже, сейчас рождается еще один – все российские спортсмены под допингом, а любые соревнования на территории России – это изощренные манипуляции. Оно и неудивительно, найти в зарубежной прессе позитивные новости о нашем спорте порой не легче, чем у нас – пьющего водку медведя. Зато посылов вроде того, что 99 процентов российских легкоатлетов употребляют допинг, сами допинг-пробы спортсменов тасуются, как тузы в рукаве шулера, а мельдоний – препарат, прием которого автоматически добавляет 250 процентов к умению правильно держать ракетку, входить в повороты на коньках и плыть брассом, – не пересчитаешь.
Понятно, что отрицание проблем в российском спорте еще хуже, чем их гиперболизация. Но мы, вроде как, ушли от одной крайности. А вот обвинения в наш адрес продолжаются. Причем иногда они выглядят категорически глупо. Как, например, слова Майкла Фелпса, которому участие Юлии Ефимовой в Олимпиаде "разрывало сердце". Прийти в себя великому пловцу, похоже, помогали лишь совместные фотографии с допингером Джастином Гэтлином. А слова канадской биатлонистки Розанны Кроуфорд о том, какое ее постигло разочарование, когда после доклада Макларена Тюмени отдали чемпионат мира-2021? При этом прочесть сам доклад нужным она не посчитала.
Елена НИКИТИНА: НЕ НАША ПРОБЛЕМА, ЧТО ОНИ "ЗАГОНЯЮТСЯ"
Нужно быть готовым, что теперь практически каждый старт на территории России будет сопровождаться подобными комментариями. Кто-то легко внушаем и верит, что у нас все ужасно, кому-то выгодно поддавить психологически… Очередной большой турнир на территории России пройдет в феврале 2017 – в Сочи состоится чемпионат мира по бобслею и скелетону. И недовольные проявляются уже сейчас. Так олимпийская чемпионка британка Элизабет Ярнольд заявила, что может бойкотировать главный турнир года.
– Я не хочу выступать в месте, где будут не только чистые спортсмены и где не будет надежного антидопингового контроля. Кто знает, что там может случиться с моими допинг-пробами.
Железная логика.
– Я абсолютно спокойна, – заверила бронзовая медалистка сочинской Олимпиады, чемпионка Европы-2013 и двукратный призер чемпионата мира-2016 Елена Никитина. – Все эти заявления стараюсь не читать, а если что-то попадается – не углубляюсь. Если они "загоняются" на эту тему – это их проблема, а не наша. Мы же смотрим вперед, готовимся к чемпионату мира.
– Если Ярнольд не приедет в Сочи, для вас что-то изменится?
– Конечно, хотелось бы, чтобы участвовали все. Конкурировать нужно с сильнейшими. И мы будем рады каждому.
– Раньше общались с Элизабет?
– Не особо. Только здоровались. Она всегда держится в стороне.
– В теории можно как-то подготовить трассу, чтобы для одних она была быстрее, чем для других?
– Я слышала о таких заявлениях, но они ведь ставят под удар все международное сообщество. Каждую трассу проверяет комиссия, и поверить во что-то такое невозможно. Мы все в одинаковых условиях. Вот лично мне зачастую не везет – я редко стартую в десятке. Обычно – в серединке. И под меня лед подогнать, даже если это было бы реально, просто невозможно.
Александр ТРЕТЬЯКОВ: "РАЗВЕ Я ВЫСТУПАЛ ХОРОШО ТОЛЬКО В СОЧИ?"
Следующим после Ярнольд решил высказаться Дайнис Дукурс – отец лидеров мирового скелетона Мартиньша и Томаса Дукурсов и одновременно главный тренер сборной Латвии. Он разослал по федерациям разных стран письма с призывом бойкотировать чемпионат мира в Сочи. Мотивировка оригинальна. Вот главные пункты:
1. "Одно дело, когда на Олимпиаде Россия заменила своим нечистые допинг-пробы, но ведь есть вероятность, что и конкурентам могут что-нибудь добавить – например, за завтраком".
2. "Одной из возможностей повлиять на выступления других спортсменов является использование неизвестных материалов в конструкции самой трассы".
3. "Проходит информация, что они вмешивались в работу устройств по считыванию времени. Источник информации – российские тренеры (это относится и ко второму пункту. – Прим. "СЭ"), которые открыто насмехаются, что мы настолько наивны".
– Я не понимаю, что он имеет в виду, – сообщил олимпийский чемпион, чемпион мира и обладатель Кубка мира Александр Третьяков. – Хотелось бы услышать какие-то подробности. Я даже представить всего этого не могу.
– Дукурс уверяет, что вся информация у него от российских тренеров.
– Да это ерунда какая-то! Пускай тогда скажет, что за тренеры и давайте спросим у них. А вообще, если хотите, загуглите в латышской прессе, сколько всего "хорошего" говорил Дукурс о различных трассах. Вам высветится такой длинный список, в том числе, и американских, и канадских треков. Обращать внимание на эти заявления нужным не считаю. У нас свой план, мы по нему работаем, и сезон все покажет. А говорить он может что угодно.
– Вообще трассы по структуре отличны?
– Лед – везде лед. Да, морозильные установки различаются. Но как это сказывается на времени – я не знаю. И уж тем более не представляю, как на этом можно играть. Я же не только в Сочи выступил хорошо (Третьяков стал чемпионом мира в Швейцарии и занимал призовые места еще на четырех ЧМ в разных странах, выиграл бронзу Олимпиады в Ванкувере и побеждал в общем зачете Кубка мира, – прим "СЭ"). Или нам везде помогают?
– Не задевает, что ваш главный успех пытаются поставить под сомнение?
– Я предпочитаю отвечать результатами. В этом году чего только не было – обвинения в допинге, теперь вот какие-то махинации. Уже не знаю, как на это все реагировать.
– Общались с иностранцами по поводу ЧМ в Сочи? Ярнольд вот не исключает бойкота.
– Непонятно, как далеко они готовы идти. Но президент нашей федерации Александр Зубков уже заявил, что подготовка идет по плану и руководство тесно сотрудничает с зарубежными коллегами. Другой информации у меня нет.
Что касается общения, то последний раз мы виделись с иностранцами в феврале – еще до всех этих скандалов. Все было нормально. Как будет теперь, сказать сложно. Политика делает свое дело. Каждый человек сам решает, как реагировать. Будем надеяться, большая часть окажется адекватной.