Чудинов наконец повзрослел
КУБОК МИРА
Четвертый этап Кубка мира в Лейк-Плэсиде принес сборной России неожиданное золото Сергея Чудинова в скелетоне и серебро Александра Зубкова и Дмитрия Труненкова в бобах-двойках. В соревнованиях четверок сильнейший российский экипаж был дисквалифицирован.
Скелетонист Александр Третьяков, к победам и подиумам которого в нынешнем сезоне мы успели привыкнуть, - тоже человек, и когда-нибудь должен был оступиться. В последний раз за пределами первой десятки на этой трассе он был в 2007-м (19-е место). Впрочем, покачнувшееся было знамя сборной поднял и вернул на верхнюю ступень пьедестала Сергей Чудинов.
Можно, конечно, говорить о том, что из тени Третьякова 27-летний москвич, до того не только не выигрывавший этапы Кубка мира, но и в призы попадавший только на Кубке Европы, выбирался долго. Зато как эффектно в итоге все получилось! После первого заезда Чудинов располагался на втором месте, уступая Мартинсу Дукурсу 0,06 и на 0,10 опережая Кристана Бромли. И во второй попытке он справился с нервами, в итоге обойдя Дукурса на 4 сотых.
- Результат Чудинова не удивил. Перед сезоном на сборе в Лейк-Плэсиде он показывал очень приличное время, - отметил главный тренер сборной России Олег Соколов. - К сожалению, у Саши Третьякова в тот момент сломался скелетон, и в ожидании нового он вынужден был пропустить около четырех дней тренировок. Это, естественно, вылилось в недостаток наката. Есть трассы, где многое зависит от старта, там Саша - бесспорный король. В Лэйк-Плэсиде все иначе, очень уж сложна эта трасса, и на первое место выходит пилотирование. У Третьякова, если помните, и в прошлом сезоне там получалось не очень. В следующем году снова планируем провести там сбор, где постараемся исправить это его слабое место.
- Перед второй попыткой, когда Чудинов шел вторым, волновались, удержит он свою позицию или нет?
- Для меня, как для главного тренера, уже его прорыв в первой попытке был большой радостью. Какого-то сильного волнения не было. Просто хотелось, чтобы у Сереги получилось. Так и вышло.
- Иными словами, сильная сторона Чудинова - это пилотирование?
- Да. Он бывший саночник с хорошей школой, что помогает ему быстрее адаптироваться к таким трассам.
- А как быть с теми трассами, где нужен быстрый разгон?
- На самом деле он постепенно прибавляет и в этом компоненте. Главная проблема Сергея в том, что он все никак не мог по-спортивному повзрослеть. На тренировках часто показывает очень приличные результаты, но на соревнованиях не хватало концентрации или чего-то еще. В этом сезоне уже можно говорить о том, что он наконец повзрослел, отсюда и стабильность. В следующем году, думаю, будет еще лучше.
- То есть это проблемы скорее из области психологии?
- Чем больше у тебя удачных стартов на высоком уровне, тем увереннее ты себя чувствуешь. Сейчас у Третьякова с Чудиновым в сборной сложился очень хороший тандем, они постоянно друг друга подталкивают. Сергей накатывает, а Саша от него убегает. (смеется.) Оба тянутся друг за другом, так что обстановка в команде мне очень нравится.
- На следующем этапе в Иглсе, учитывая особенности трассы, от кого в первую очередь стоит ждать результата?
- На этой трассе хороший старт - это 50 процентов успеха. Так что скорее стоит ждать результата от Третьякова. Будем надеяться, что Чудинов за оставшееся время подтянется, немного отдохнет и в итоге тоже будет где-то рядом.
- Победа в Лейк-Плэсиде наверняка придаст Чудинову необходимую уверенность.
- Конечно. Прежде всего такие вещи помогают поверить и в технику, и в себя. Когда результата нет, ты сомневаешься, может, что-то не так со скелетоном? Наверняка у соперников техника быстрее. А когда выигрываешь, осознаешь, что дело могло быть не только в этом.
На каждой трассе ведь свои хитрости в смысле пилотирования. Все это приходит с возрастом и опытом. Из тех, кто сейчас выступает в бобслее и скелетоне, пожалуй, только Александр Зубков в полной мере знает, как это делается. Остальные учатся.
* * *
Стартовавшие в субботу соревнования бобов-двоек принесли очередную награду, на сей раз серебряную, экипажу Зубков/Труненков, уступившему победителям - Симоне Бертаццо и Серджо Риве - всего 0,04. Успешное выступление в Лейк-Плэсиде позволило Зубкову в общем зачете двоек сократить отставание от Мануэля Махаты до 8 очков.
- Зубков и Труненков снова показали приличный старт - отсюда и результат, - сказал Соколов. - Хотя, повторюсь, в команде ведется планомерная работа, никто не гонится за сиюминутными достижениями. Работающий с ребятами тренер Семен Макаров знает, что нужно делать. Говоря в общем, мы вернулись к той подготовке, которая была в 2005-2006 годах и приносила результат.
- Тандем Зубков/Труненков, судя по всему, отлично сработался. Несмотря на это, Зубков недвусмысленно дает понять: когда в сборную вернется Воевода, он будет выступать с ним.
- Не думаю, что здесь стоит ждать каких-то проблем. В двойках Алексей объективно сильнее. Когда он приезжает после индивидуальной подготовки, всегда показывает себя очень хорошо. К тому же, когда он вернется, Труненков сможет сконцентрироваться на выступлении в четверках, что позволит подтянуть старт. Сейчас, когда он задействован в двух видах, мы немножко, примерно пару сотых, теряем в четверках из-за его усталости.
- Не придется с Воеводой заново начинать ту работу над стартом, которую сейчас проводят Зубков и Труненков?
- Зубков и Воевода имеют очень солидный опыт совместных выступлений. А когда опытные люди собираются вместе, достаточно один раз проехать - и все получится. Как в игровых видах, где опытным мастерам и сыгрываться по большому счету не надо.
- Сам Труненков нормально воспринимает сложившееся положение?
- Да, он относится к двойкам без ревности. Они с Воеводой соперничают на прикидках и тестах, но Дима сам знает, что в этом виде он Алексею уступает. Тем более что сейчас нет Кевина Куске, Рихарда Аджея и других разгоняющих, которые специализируются именно на двойках. Пока на их месте выступают разгоняющие из четверок, и неизвестно, сколько нужно будет добавлять, когда они вернутся.
- А они собираются?
- Насколько мне известно, да. Но мы к этому готовимся.
- Что можно сказать о выступлении в Лейк-Плэсиде двух других экипажей?
- Если честно, от Касьянова и Горлачева на этом этапе ждал большего, однако оба наошибались. Дело, видимо, еще и в коньках, потому что время не по езде. Главная цель на сезон - подобрать технику под те погодные условия, которые будут на чемпионатах Европы и мира. Сейчас команда выступает на тех коньках, которые промаркировали на первые этапы Кубка мира. По моим прикидкам в Лейк-Плэсиде ребята должны были быть выше на два, а то и четыре места. Детальный разбор еще предстоит. На эту трассу делаются большие ставки, ведь в следующем году там пройдет чемпионат мира. Специально планируем перед следующим сезоном провести там две недели, чтобы со всем разобраться.
* * *
Ложкой дегтя, изрядно подпортившей картину этого весьма успешного уик-энда, а может, и не только ее, стало происшествие в соревнованиях четверок - экипаж Александра Зубкова, который в случае успешного выступления теоретически мог бороться с Махатой за лидерство в общем зачете, был дисквалифицирован за недостаточный вес пустого боба. Правда, успешной первую попытку назвать можно было, пожалуй, только с натяжкой - Зубков, между прочим, проиграл тому же Касьянову), - но конкурент из Германии выступил еще хуже.
Впрочем, совсем скоро все это перестало иметь значение. Дать точное объяснение произошедшему с машиной Зубкова в штабе российской сборной не смогли. Как пояснил вскоре после завершения соревнований Олег Соколов, технику россияне традиционно взвешивали за день до стартов - и весы в гараже показали 211,5 кг. Но после первой попытки официальное взвешивание дало совсем другие результаты - 209,5, что на 0,5 кг меньше нормы. Поданный россиянами протест результатов не дал.
Теоретически показатели могут незначительно меняться - например, под воздействием погодных условий. Но чтобы боб за сутки "похудел" сразу на два килограмма, такого на памяти российской команды еще не бывало.
Вариантов, балансирующих на тонкой грани теории заговора, можно привести сразу несколько, но случившегося это не исправит. "Пожалуйста, извинитесь за нас перед болельщиками. Нельзя всегда привозить первое место. В целом задачу на предновогоднюю часть сезона мы выполнили - два экипажа в первой десятке рейтингов. Третий тоже мог бы быть там, если бы Леша Горлачев не пропускал первый этап Кубка мира из-за травмы", - резюмировал итоги заключительного в этом году этапа Соколов.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
4-й этап Кубка мира. Лейк-Плэсид (США). Скелетон. Мужчины. 1. 1. ЧУДИНОВ - 1.48,51. 2. М. Дукурс (Латвия) - отставание 0,04. 3. Бромли (Великобритания) - 0,23… 13. ТРЕТЬЯКОВ - 1,15.
Женщины. 1. Тес (Германия) - 1.51,95. 2. Рудман (Великобритания) - 1.52,28. 3. Хубер (Германия) - 1.52,48... 7. ТРУНОВА - 0,97. 8. ПОТЫЛИЦИНА - 1,18.
Бобслей. Мужчины. Двойки. 1. Бертаццо/Рива (Италия) - 1.51,40 (55,61+55,79). 2. ЗУБКОВ/ТРУНЕНКОВ - 0,04 (55,63+55,81). 3. Ангерер/Манн (Германия) - 0,13 (55,53+56,00)… 10. КАСЬЯНОВ/БЕЛУГИН - 0,93 (56,17+56,16). 11. ГОРЛАЧЕВ/СЕЛИХОВ - 0,98 (56,11+56,27).
Женщины. 1. Кириасис/Шнейдер (Германия) - 1.54,08 (57,06+57,02). 2. Мартини/Шенкель (Германия) - 0,33 (57,08+57,33). 3. Аппертон/Браун (Канада) - 0,52 (57,34+57,26)… 11. ТОКОВАЯ/ИСМАИЛОВА - 2,15 (58,10+58,13). 12. СКУЛКИНА/ЛАДЕЙЩЕКОВА - 2,18 (58,12+58,14).
19 декабря. Четверки. 1. Холкомб/Олсен/Лэнгтон/Томашевич (США) - 1.48,01 (53,70+54,31). 2. Арндт/Тиферт/Редигер/Путце (Германия) - 0,58 (54,23+54,36). 3. Раш/Уилкинсон/Соренсен/Райт (Канада) - 0,62 (54,17+54,46). 4. КАСЬЯНОВ/СТЕПУШКИН/ЮРКОВ/БЕЛУГИН - 1,06 (54,40+54,67)… 9. ГОРЛАЧЕВ/МОИСЕЙЧЕНКОВ/СЕЛИХОВ/ЕЛЮТИН - 1,77 (55,00+54,78)... ЗУБКОВ/ЕГОРОВ/ТРУНЕНКОВ/ХРЕНКОВ дисквалифицированы после первой попытки за недовес техники.