Василий Мосин: "Попробовал победить везде. Почти получилось"
Обладатель бронзовой медали Олимпийских игр в Лондоне, действующий чемпион Европы и вице-чемпион мира Василий Мосин одержал под занавес сезона-2013 важную победу – выиграл финал Кубка мира по стендовой стрельбе в упражнении "дубль-трап".
Успешно пройдя перестрелку за выход в полуфинал, в решающих стадиях турнира – в полуфинале и медаль-матче за золото – Василий был безупречен и показывал 100-процентную точность и поражал все 30 мишеней из 30 возможных, что не удавалось ни одному из соперников. С такой блестящей стрельбой Мосин не заслуживал ничего кроме золота!
По окончании турнира в Абу-Даби его герой ответил на вопросы "СЭ".
– Довольно сложное у вас было начало соревнований?
– Турнир и правда получился тяжелый. Как говорится: желание было, а возможности уже заканчивались... Но в итоге я все равно смог победить. И это приятно!
– Получилось, что квалификация для вас перетекла в долгую перестрелку. Энергозатратно, да?
– Естественно, это психологически тяжело. Ты знаешь, что промахиваться нельзя. Все это на кого-то наверняка давит... Но я сумел выработать другой психологический подход. И с удовольствием эту перестрелку выиграл.
– Ну а потом стало даже как-то неинтересно – вы все время попадали!
– Как это не интересно? Наоборот, в полуфинале и финале все самое интересное и началось! В этом-то вся и прелесть – именно в матчах не оступиться ни разу, все время быть на высоте.
– В нынешнем формате финальный матч довольно короток и является как бы квинтэссенцией всего турнира. Эмоции, видимо, зашкаливают?
– Совершенно верно. Здесь и нужно держать себя в руках.
– Где бы вы расположили этот турнир – финал Кубка мира – с точки зрения значимости? Важности победы в нем?
– Это вечная тема среди стрелков. Причем вечная тема для споров. Что важнее: финал Кубка мира, чемпионат Европы, чемпионат мира... Не знаю. Я предлагаю такую парадигму, такой взгляд на вещи: сегодня у нас проходит финал Кубка мира, значит, это очень важные соревнования, и их надо выиграть, а через две недели у нас будет, например, "первенство водокачки", но раз я в нем участвую, то тоже должен победить. Вот и все.
– Тяжелая парадигма!
– Да, тяжелая, но именно в ней, на мой взгляд, и заключается профессиональный подход. А все остальное... Типа: это не важный турнир, и я съезжу на него просто так – постреляю... С таким настроем не надо никуда ехать! Чего керосин-то жечь?
– А ведь, действительно, есть такой подход, когда некоторые турниры, рангом пониже, рассматриваются как тренировочные.
– Ну, уж финал Кубка мира никак нельзя считать тренировочным или проходным. Приведу пример из другого вида спорта. В теннисе есть так называемые турниры "Большого шлема" и есть итоговый турнир года – чемпионат, где только сильнейшие. Так вот, у стрелков это розыгрыш турниров Кубка мира, которых четыре – в России они называются этапами Кубка мира, за рубежом они называются просто Кубками мира. А в конце сезона по рейтингу отбираются участники финала Кубка мира. Это в основном спортсмены, которые стояли на подиуме на Кубках мира (иногда получается, что третий призер и не попадает на финал!). Добавляются так называемые "сеяные" участники. Это победитель финала Кубка мира прошлого года – в нашем случае американец Джошуа Ричмонд – и призеры чемпионата мира. Участники финала Кубка мира – это лучшие из лучших стрелков планеты Земля! 12 человек. И эта камерность турнира, ведь все друг друга прекрасно знают, тоже очень мощное психологическое испытание.
– То есть, если вы проводите матч против известного вам спортсмена, возможны какие-то тактические варианты?
– Я всегда соревнуюсь с самим собой. Ну, то есть, физически я, конечно, стою рядом с Гленном Эллером (в медаль-матче за золото Василий Мосин встречался с американцем Уолтоном Гленном Эллером. – Прим. Л. Х), и все выглядит так, как будто с ним я и соревнуюсь, но, в принципе, на его месте может быть любой другой спортсмен. Или вообще никого!
Однако после каждых трех дуплетов берет слово комментатор – озвучивает результаты и рассказывает о соперниках. Нагнетает обстановку, ведь зрителям интересно именно это. И понятно, что все слова комментатора оказываются и в твоих ушах... С этим тоже надо уметь работать.
Так что, конечно, в матче ты противостоишь конкретному сопернику, но психологическая игра состоит в том, чтобы свести это к нулю. Если это начнет иметь значение, ты проиграешь – вот, что я хочу сказать.
– Как вы могли бы охарактеризовать для себя прошедший сезон – хороший, очень хороший...
– Я бы назвал его отличным! Даже беспрецедентным. Мне было очень интересно попробовать в этом году победить везде. Почти получилось.
– Что вы имеете в виду под "везде"?
– На Кубке мира на Кипре – золото, на чемпионате Европы в Германии – золото, на чемпионате России в Казани – золото, на финале Кубка России в Икше – золото, на чемпионате мира в Перу – серебро и в финале Кубка мира – золото.
– Серия и вправду впечатляющая! Международные старты на нынешний год завершились. Планируете отдыхать?
– Конечно! Это просто необходимо. Если вы посмотрите, как работают спортсмены-олимпийцы, то увидите, что это происходит четырехлетними циклами. В других видах спорта многие после Олимпийских игр вообще на год уходят для восстановления. А я решил себе этого не позволить и продолжил работу и после Лондона-2012. Причем продолжил ее на более высоком уровне. Теперь пришло-таки время заняться восстановлением.