Олег Лапкин: "Стрелковой державе срочно требуются тиры"
Олимпийские игры в Пекине для российских стрелков-пулевиков оказались неудачными - всего три медали. И этот факт до сих пор не укладывается в голове: ведь наша страна уже многие годы признается стрелковой державой. Последние 15 лет российских стрелков готовил к соревнованиям Олег Лапкин, однако после Олимпиады в Пекине Лапкин объявил о том, что собирается покинуть пост главного тренера.
- Действительно, покидаю, - подтвердил Лапкин. - Ну и что тут такого? Время пришло. Я в большом спорте уже 46 лет. С 1962 по 1973 год был спортсменом, с 1974-го по 1992-й - тренером мужской винтовочной группы СССР, а в 1993 году был назначен главным тренером сборной России.
-Уже думали, в какой должности могли бы продолжить работу в стрелковом союзе?
- Пока мне трудно представить себя в другой должности. Но в роли консультата я мог бы работать: есть опыт, который я хочу передать другим. В свое время я закончил факультет электронной техники МЭИ. Мог бы применить свои знания и в этом направлении.
-Как именно?
- В стрелковом спорте уже много лет применяются всемирно известные тренажеры SCAT, а я эту аппаратуру знаю очень хорошо. Этот стрелковый тренажер был темой моего дипломного проекта. Конечно, тогда он был немного другим - насколько позволяли технические возможности и общее развитие в мире электроники. Моя дипломная работа выиграла конкурс в московском энергетическом институте. Я получил авторское свидетельство на этот проект. Но через десяток лет в мире появился аналогичный финский тренажер. И у меня есть собственные представления, как лучше использовать SCAT.
-Повлияло ли неудачное выступление ваших подопечных в Пекине на решение уйти в отставку в конце года?
- Сжигать мосты я начал заблаговременно, еще до Олимпиады. Многим открыто говорил об этом. Мне уже сложно переносить крупные соревнования: всегда сильно переживаю. К тому же мы теперь живем в другом государстве, поэтому нужны другие внутриорганизационные подходы. Главный тренер должен быть не только специалистом в области стрельбы, но и профессионалом в менеджменте. Я же, как человек советской закалки, могу только консультировать.
-Вы можете кого-то рекомендовать на ваше место?
- Я не хочу сейчас говорить об этом. Но если мое мнение будет интересно, я могу порекомендовать одну кандидатуру.
-То есть полномочия главного тренера сборной вы с себя снимите на отчетно-перевыборной конференции в конце года?
- Я работник Центра спортивной подготовки Росспорта. Поэтому вопрос о моей должности может решиться даже позже, так как у меня контракт до 31 декабря.
-Что, на ваш взгляд, стало причиной слабого выступления наших стрелков в Пекине?
- Развитие любого вида спорта не может идти все время по возрастающей. Волнообразное развитие более логично. Не исключено, что мы попали на волну. Или были слишком уверены в своих силах и расслабились. Однако решающую роль сыграло отсутствие необходимых условий. Например - тира для стрельбы из малокалиберного оружия в Новогорске. Поэтому тренироваться мы ездили в ССК "Лисья нора". На дорогу тратили от 2 до 4 часов. Это не позволило увеличить объемы тренировок и их интенсивность. К сожалению, сейчас у стрелков, кроме Новогорска, нет ни одной комплексной базы для подготовки. Собственно, стрельбища, где мы могли бы провести международные соревнования ранга чемпионата Европы или Кубка мира, - также нет. А ведь это имеет большое значение для роста спортивного мастерства. Стрелки, которые не смогли выехать за рубеж, оказываются в проигрышной ситуации: им же тоже надо видеть, что и как делают другие. Как ведут себя противники на линии огня, из чего стреляют, в какой экипировке выступают. Последние серьезные соревнования - чемпионат мира - мы провели аж в 1990 году. Чемпионат Европы-2006 не в счет, так как это был турнир по стрельбе из пневматического оружия, который проходил в спортивном зале ЦСКА.
-Как же так могло получиться, что в виде спорта, возглавляемом одним из самых богатых людей мира Владимиром Лисиным, оказалось элементарно негде тренироваться?
- Это очень глобальный и сложный для решения вопрос. Например, стрельбище в "Лисьей норе", которое построил Владимир Сергеевич, действительно, лучшее в России. Но это не комплексная база. В "Лисьей норе" можно засесть на все лето, но зимой там тренироваться нельзя. Разговор надо начинать не с того, почему Лисин не построил базу, а с того, почему Росспорт до сих пор не построил тир или стрельбище, вместо хоккейных коробок? А ведь давно уже обещают! Если в ближайшие два года в Новогорске не построят тиры на 25 и 50 метров для стрельбы из малокалиберного оружия, то Олимпиаду в Лондоне мы рискуем проиграть.
-Одной из причин своего провала в Пекине олимпийский чемпион-2004 Михаил Неструев назвал отсутствие тренерской поддержки. У вас есть своя версия его поражения?
- Я не могу с ним согласиться. Михаил был так самоуверен, что даже и говорить не хотел о какой-либо поддержке. Он отошел от коллектива и тренировался в одиночку. Когда же оказался один на линии огня, то вспомнил о помощи, но было поздно.
-Что стало причиной его отстранения от коллектива?
- Его личные заботы. Михаилу необходимо было как-то распределять свое время: на учебу, семейные дела, рождение сына.
-У Неструева есть шанс подготовиться к Олимпиаде в Лондоне?
- Все зависит от него. Если начнет тренироваться, то результат будет. То же самое касается и Артема Хаджибекова. Никто же не говорит про Любовь Галкину, которая смогла совместить семью и тренировки!
-А Сергей Алифиренко сможет вернуться?
- Без комментариев.
-В стрелковом Союзе ожидаете перемен?
- Будут сделаны попытки что-либо изменить. Повысится требовательность ко всем функционерам и людям, отвечающим за развитие стрелкового спорта. Главное, чтобы обошлось без крена. Мы уже проходили через искусственное омоложение команды. Это ничего не дало, только потеряли три года. В сборной должны быть те, кто стреляет вне зависимости от возраста.
-Что, на ваш взгляд, нужно изменить в первую очередь?
- Во времена СССР было много тиров. Теперь их в тысячу раз меньше. Раньше у нас были миллионы занимающихся, а сейчас их количество исчисляется уже тысячами. Раньше сильнейшие выявлялись путем многоступенчатого отбора... Но к этому уже не вернуться, поэтому надо сосредоточиться на более узком круге занимающихся, на методике подготовки и условиях.
-У вас есть специальные скауты, которые путешествуют по регионам и собирают талантливую молодежь?
- В других видах спорта в раннем возрасте можно определить предрасположенность. В стрельбе сделать это невозможно. О способных ребятах мы узнаем по их результатам.
-Что надо сделать, чтобы избежать провала на следующих Играх?
- Строить тиры в Новогорске. И создать в каждом федеральном округе стрелковые комплексы, соответствующие международным требованиям.
-Так получилось, что последние Олимпийские игры, где вы были в качестве главного тренера, оказались безуспешными. Сожалеете об этом?
- Конечно, есть немного огорчения. Я же человек, который посвятил спорту почти 50 лет. Итоги Олимпиады называю просто неудачными.
-А в целом свою тренерскую карьеру считаете успешной?
- Да. Девять золотых олимпийских медалей имеют серьезный вес. А золото чемпионатов мира и Европы даже сосчитать не могу.
-Чего вам больше всего недоставало на посту тренера?
- Немного жесткости. Иногда стоило быть решительнее. На плохое память короткая. Всегда считал, что обидеть можно любого, но доводить до такого взаимодействия не надо.
-А стендовая стрельба вас случайно не привлекает?
- Нет. Однажды как-то махнулся со стендовиками ружьями: плечо ударил, и по зубам попало. С тех пор ни-ни.