Стрельба по-семейному
Не надо щелкать меня по носу
…Детство Алексея прошло на стрельбище. Его отец – лучший советский стрелок-стендовик 70-х Александр Алипов – трехкратный чемпион Европы, чемпион мира, участник трех Олимпиад. Его способность стрелять без промаха, даже не поднимая ружье на плечо, поражала всех очевидцев без исключений. Стоит ли удивляться тому, что первая фотография Алипова-младшего была сделана именно на стрельбище, или тому, что даже сейчас, десятилетия спустя, Алексей называет счастьем: "Стендовая стрельба стала и работой, и хобби. А когда то, чем ты занимаешься, приносит и удовольствие, и деньги – это большое счастье. Я этим очень дорожу". Впрочем, красивые слова о стрельбе не в полной мере раскрывают образ Алипова.
– О вас говорят, что вы очень капризный человек и не подчиняетесь общему режиму. Это правда?
– Ну что я могу на это сказать? Пусть говорят дальше. Может быть, такое обо мне говорят из уважения или зависти. Так это ж даже хорошо!
– А сами считаете себя дисциплинированным?
– Однозначно да. Продумываю и выстраиваю каждый момент своей жизни.
– А какое отступление от общекомандных правил вы можете себе позволить?
– Опоздать. Я частенько в аэропорт приезжаю впритык, специально подгоняю время так, чтобы лишние минуты не толкаться – не люблю я это! Слишком много за спортивную карьеру было вылетов, прилетов, регистраций... Здорово было бы просто щелкнуть пальцами и оказаться в нужном месте. Конечно, были случаи, когда опаздывал на утреннее построение во время учебно-тренировочных сборов. Но это случалось всего несколько раз в жизни, да и опаздывал на несколько минут. Но это не значит, что я игнорирую общую дисциплину и положение дел в команде. Просто считаю, что у человека могут быть позитивные сбои, но только если они не становятся правилом.
– Кстати, помните, 12 лет назад мы с вами беседовали после соревнований в Мытищах. Тогда вы на меня произвели впечатление человека, способного отшутиться от любого интервью. Сейчас вы кажетесь совсем другим: в вашем голосе звучат основательность, сдержанность и серьезность состоявшегося мужчины. Не могу понять, где вы настоящий?
– Я бываю разным. Это зависит от момента. Конечно, могу немного и помажорить... Все хорошо в меру. И, мне кажется, правильнее быть серьезным.
– Вы как спортсмен лучше реагируете на положительное или на отрицательное отношение со стороны тренера?
– Гм… Наверное, на положительное. Но любая похвала должна быть дозированной, только при этом условии она будет стимулировать человека перейти на другой уровень реализации своих возможностей. Правда, когда меня "прикладывают", я завожусь не на шутку.
– Значит, все же "щелкнуть по носу" будет эффективнее?
– Да не надо щелкать по носу! Нужно создавать комфортные условия. Просто некоторые люди ошибочно полагают, что если спортсменам высшего эшелона дать слишком много, то они опустят руки и ничего делать не будут. Мне кажется, что людей, выигравших чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры, мотивируют совсем другими вещами. Таким атлетам просто нравится работать над собой и достигать высоких результатов для страны.
– Долгие годы ваш отец является и вашим личным тренером. Кто, кроме него, помогает вам в подготовке?
– Олег Кулаков, талантливейший тренер, возглавлявший сборную несколько олимпийских циклов. Под его руководством чемпионом Сеула-88 стал Дмитрий Монаков. С Олегом Николаевичем нас связывают очень теплые дружественные отношения, именно при нем я стал олимпийским чемпионом. Он умеет создать комфортные условия для спортсмена.
У дичи должен быть шанс
Биографические данные Алипова не идут в резонанс со словами о том, что стрельба – это счастье. Кем может быть жена потомственного стендовика? Ну уж никак не домохозяйкой! Юлия Алипова вполне может составить конкуренцию мужу по количеству медалей, завоеванных, правда, в пулевой стрельбе. Вот и на последнем чемпионате мира в Мюнхене Алексей довольствовался только серебряной медалью, а его половина стала чемпионкой в командном первенстве. "Юля – очень сильный человек, – говорит Алипов. – Большой спорт для нее – это возможность самореализации. Я стараюсь помогать ей советами, ведь опыт уже накопился приличный, да и психологические переживания зачастую общие. Конечно, в бытовом плане нам приходится нелегко. Постоянные переезды, сборы, жизнь в отрыве от детей. К счастью, у нас есть поддержка в лице наших родителей, которые остаются с внуками".
Хобби Алексея тоже из разряда "стрелковых".
– Охота у меня в крови. Она доставляет мне огромное удовольствие. И я стараюсь не пропускать сезоны. Этой осенью собираюсь поехать на Алтай. А вообще, мечтаю съездить на сафари, поохотиться на львов...
– А обычно на кого ходите?
– Лоси, кабаны, олени.
– Так кабанов же нужно прикармливать!
– Не обязательно. Можно из леса выгнать.
– Каким трофеем можете похвастаться?
– Однажды взял кабана-секача на 230 килограммов! Точный выстрел в область передней лопатки: зверь обездвижен, а товарищи рады.
– А на глухаря когда-нибудь охотились?
– Да. Один раз это надо попробовать. Мне говорили, что к птице очень сложно подойти. Но у меня это легко получилось: подошел, и когда она была на току, выстрелил. Сделал чучело, и на этом все закончилось. Я не считаю это охотой: по-моему, обыкновенное убийство. У дичи должен быть шанс уйти.
– Из какого оружия стреляете?
– На соревнованиях стреляю из оружия итальянской фирмы Perazzi, как и все в российской сборной. Патроны импортные, специально привожу из-за границы. К сожалению, не все наши спортсмены могут себе подобное позволить. А для хобби – обычное охотничье ружье.
Мы имеем дело с оружием
Широкой публике Алексей Алипов известен прежде всего как обладатель первой золотой российской медали на Олимпиаде-2004 в Афинах. Его судьба тогда казалась вполне обыкновенной для российского олимпийца. Спортсмен, сын спортсмена, который в 29 лет сумел добиться своего золота. Но стрельба тем и хороша, что возрастные рамки для участников гораздо шире, чем в большинстве других видов спорта.
– О чем вы сейчас мечтаете?
– Чтобы была нормальная семья, здоровые дети. Чтобы было все хорошо. И еще: выиграть вторую олимпийскую медаль. Честно говоря, я с удовольствием бы на время оставил все побочные виды деятельности, бизнес в том числе, чтобы полностью сконцентрироваться на подготовке к Лондону. С большой благодарностью вспоминаю 2004-й год, когда надо мной взял шефство Московский нефтеперерабатывающий завод в лице Сергея Георгиевича Лебедева, и я полностью оградился от бытовых проблем. В Афины отправлялся с полной убежденностью в том, что вернусь с медалью.
– Вам никогда не приходило в голову создать свой личный стрелковый клуб?
– В нашей стране мало спортивных школ. Но создать стрелковый клуб весьма непросто. Мы имеем дело с оружием и боеприпасами. Школе такого направления без поддержки государства не обойтись. Прежде чем начинать такое дело, надо понять, интересен ли этот вид спорта для современного поколения? Сейчас сложная ситуация в стране: мотивировать детей для занятий спортом стало сложно. Улица, компьютер, бизнес... Интерес к спорту, в частности стрелковому, несколько утрачен. Ощутима нехватка судей и опытных специалистов. Поймите, это реальное положение дел на данный момент времени, а не укор федерации. Надо людей привлекать, заинтересовывать и устраивать преемственность. А специалистам давать понять, что они занимаются своим делом во благо, а не зря. Например, питерский чемпион мира-2010 34-летний Алексей Климов с 19 лет тренируется в Москве и, соответственно, вынужден жить в общежитиях. Это, на мой взгляд, как-то неправильно! Подобные вопросы надо уметь решать. Надо людей поддерживать, ну а потом уже спрашивать...
Елена РЕНЖИНА