Ложное усиление "Краснодара". Аналитика Зинина
ТРАНСФЕРНАЯ АНАЛИТИКА С Алексеем ЗИНИНЫМ
ИТОГИ КАМПАНИИ "ЛЕТО-2015"
Во времена, когда "Спартак" безраздельно правил в российском футболе, на вопрос о том, "какие новости", там любили отвечать: "Главная для нас новость – отсутствие новостей".
"Краснодар" прошлый сезон провел блестяще. И многим именно в отсутствии новостей в межсезонье, якобы означающем сохранность всего того, что уже наработано, как раз и виделся залог дальнейших успехов.
Однако в самом клубе, думаю, прекрасно понимали: блестящие и в общем-то заслуженные результаты минувшего сезона – одновременно еще и аванс, опережающий реальные темпы роста команды. А потому требовалось усиление, причем точечное.
И если судить по великолепно осуществленным трансферам Смолова, Торбинского, С. Страндберга и Каборе, усиление последовало. Кстати, краснодарцы вырывали победу в борьбе за этих игроков у очень серьезных конкурентов. Например, во всех случаях, кроме норвежца, оставался не у дел "Спартак".
Но, на мой взгляд, это кардинальное усиление на деле оказалось ложным. Попробую аргументировать.
1. Команда впервые за последние годы осталась без настоящего источника остроты у чужих ворот. Когда-то им была фонтанирующая связка Жоаузинью - Вандерсон. Затем – бесподобный дирижер Широков, которому иногда неплохо помогал Измайлов. Теперь же Жозик продолжает лечиться, а Вандерсон чуть поблек и сейчас если и играет, то, как правило, на позиции, которая ему противопоказана. Бразильцу не на чем играть на фланге. Ресурсы этого скрытого форварда, притом что он игрок глубинный, заточены под центральные созидательно-атакующие зоны – штрафную площадь и подступы к ней.
Широков с Измайловым после окончания аренд команду покинули. И сейчас, даже когда выздоровеет наиболее яркий из оставшихся игроков Перейра, команде в ряде вязких матчей будет по-прежнему не хватать тонкого созидателя с высокой игровой конкретикой. Того самого мозга, который придаст дополнительную осмысленность действиям всех многочисленных, классных, но несколько ограниченных в качестве индивидуального созидания хавбеков и который будет бесперебойно снабжать форвардов. Если заметили, в матче с "Локомотивом" от безысходности во втором тайме роль конструктора атак пытался брать на себя Смолов. Хотя это вообще не его работа.
2. "Краснодар" не усилил свою главную уязвимую позицию – вратарскую. Думаю, 99 процентов российского футбольного мира уважает и ценит Диканя, но Андрею все тяжелее держаться на той высоте, которая от него требуется. Все чаще он начинает сбоить, чуть реже вытаскивает на себе матчи. Лично я в это трансферное окно ждал от "Краснодара", прежде всего, вратаря, который обеспечит стабильный уровень. Более того, этот вратарь вполне мог бы быть легионером даже с учетом нынешнего лимита.
3. Переходим к более тонким материям. Можно даже сказать, к трансферным изыскам. Появление достойного во всех отношениях Страндберга (напомню, что брали его как центрального защитника) – это более простой путь усиления команды, когда приход игрока помогает нейтрализовать ряд имеющихся недостатков. Полагаю, норвежец качественнее, надежнее в позиционной обороне, чем исландец Сигурдссон образца прошлого сезона.
Но "Краснодар" уже находится в той стадии созревания, когда этого мало. Идеальный трансфер для "быков" заключался бы не только в устранении недостатков, но и в приобретении дополнительных опций. Я говорю о такой опции, как выход из обороны. Команда комбинационного толка, часто вынужденная атаковать позиционно, могла бы улучшить смысловое наполнение быстрых атак и повысить остроту позиционных атак за счет более качественного (нестандартного и точного) выхода из обороны. Для этого в составе должен быть центральный защитник с высококвалифицированным первым пасом. Таковые, безусловно, на рынке были. Даже с учетом того, что "Краснодар" может брать только формально бесплатных игроков.
4. Интересный парадокс: хотя у Торбинского, Страндберга и Каборе изначально разные позиции на поле, на данном этапе получилось, что все трое оказались игроками как раз одной позиции. Они фактически продублировали друг друга! Да еще и в той зоне, где раньше был очень полезен Газинский, который никуда не делся и претензий не заслуживал.
Да, понятно, что каждый из новичков играет опорника по-своему. Страндберг "исполняет Вернблума", цементируя всю полузащиту, но ограничивая быстроту и качество контроля мяча. Торбинский больше подходит для игры в двух горизонтальных опорных. Поменявший свою игровую манеру Каборе теперь похож на Газинского, но в своей последней модификации не имеет ощутимых конкурентных преимуществ перед Юрой. Понятно, что игрока сборной России в такой ситуации можно использовать иначе, но тогда он заблокирует место в основе Ахмедову, Перейре или Мамаеву. Что тоже вряд ли станет шагом вперед.
Получается, трансферы Каборе, Страндберга и универсала Торбинского – все же не усиление, а укрепление состава. С учетом участия в еврокубках это, безусловно, важно, но вот для сохранения прошлогодних позиций в чемпионате – недостаточно. И не забывайте о том, что для Кононова ситуация усложняется чем-то вроде "синдрома второго полноценного сезона".
5. "Краснодар" – команда, нацеленная на ведение атакующей игры. Но в эту трансферную кампанию у "быков" так и не появилось ни одного профильного флангового защитника современного типа и соответствующего уровня. И если переквалифицированный опорник Петров вжился в роль левого защитника нужной формации так, что сильнее него игрока пригласить трудно, то к правому защитнику имеются вопросы.
Калешин – профильный бровочник, но, на мой взгляд, его уровень, особенно в позиционной атаке, даже несмотря на ряд запоминающихся подвигов в прошлом сезоне, не соответствует тому уровню, который будет в нынешнем сезоне в медальной гонке. У изначально центрального защитника Енджейчика, который дублирует эту позицию, недочетов еще больше. В общем, здесь шага вперед тоже не получилось.
Не удивлюсь, если главный тренер для усиления игры в атаке придет к тому, что на место правого защитника переведет Петрова, а на левый фланг обороны поставит Торбинского. Но опять-таки, вряд ли это можно будет назвать заранее спланированным шагом трансферной политики. Кстати, именно в переделывании Торбинского в бровочника (с этой ролью он здорово справился в "Рубине" у Бердыева) и заключался потенциал для высвобождения места под гипотетического вратаря-легионера.
В продолжение разговора об изысках можно было бы еще говорить о приглашении профильного флангового хава, в равной степени адаптированного для разных моделей игры. А то и Лаборде, и Быстров больше уместны для контратакующего футбола. А более сбалансированные Перейра и Мамаев, чаще других отряжаемые на края, не имеют навыков чистой фланговой игры. Точно так же, как уже упомянутый Вандерсон.
7. И наконец, еще один важный момент того, почему трансферная кампания "Краснодара" получилось такой неоднозначной. Смолов в прошлом сезоне стал лучшим российским форвардом. Уточню – ЦЕНТРфорвардом. Он наконец-то вышел на ожидаемый уровень в том числе за счет того, что его стали использовать на острие атаки. И приглашение Федора, традиционно здорово играющего против больших команд, – несомненная удача.
Однако в "Краснодаре" Смолова ставят на фланг, ограничивая его потенциал ради сохранения в составе Ари – на данном этапе слабейшего центрфорварда из первой восьмерки. Ари в прошлые сезоны так ярко выглядел против "Спартака", что за счет впечатлений от той игры до сих пор держится в основе, лишая команду остроты в штрафной площади.
Не совсем правильно говорить про спортсмена: "он может то и это". Важно понимать: как часто может? В какой момент? На каком уровне? В нынешнем сезоне бразилец не приносит команде вообще никаких дивидендов.
Если резюмировать все вышеназванные пункты, то, по большому счету, ни один из них не является критичным, но в совокупности они дают дополнительный ответ на вопрос, почему интересная и в целом добротно укомплектованная команда сейчас пробуксовывает.
Мой прогноз: в зимнюю трансферную кампанию "Краснодар", если не отвалится от решения поставленных задач, активно будет исправлять то, чего недополучил летом.