На заметку российским клубам. На чем зарабатывают европейские гранды
"СЭ" изучил доходы ведущих клубов Англии, Германии, Испании, Италии и Франции.
Данные предоставила компания Deloitte, ежегодно публикующая рейтинг Football Money League (расстановка футбольных клубов по уровню поступлений средств от футбольных операций). Суммарный доход 20 клубов из списка составляет 6,2 миллиарда евро. Это на 14 процентов превышает аналогичный показатель из 2014-го. Итоговая сумма в рейтинге высчитывалась по трем критериям: выручка от матчей (продажа билетов, еды на стадионе), от прав на телетрансляцию и коммерческий доход (спонсоры, продажа атрибутики, трансферы футболистов, призовые за выступление в турнирах).
Данные deloitte.com
АНГЛИЯ ВПЕРЕДИ ЕВРОПЫ ВСЕЙ
2-е место – "Манчестер Юнайтед" (518 миллионов евро), 6-е место – "Манчестер Сити" (414,4),
7-е место – "Челси" (387,9), 8-е место – "Арсенал" (359,3), 9-е место – "Ливерпуль" (305,9),
13-е место "Тоттенхэм" (215,8), 19-е место – "Ньюкасл" (155,1), 20-е место – "Эвертон" (144,1)
В первой двадцатке рейтинга оказалось сразу восемь английских клубов. Это больше, чем у любой другой европейской страны. Доходы клубов Туманного Альбиона сбалансированы по всем трем категориям, выделяемым Deloitte. Тем не менее, ключевое слагаемое финансового успеха представителей премьер-лиги – телевидение.
Самый популярный чемпионат Старого Света зарабатывает больше других на продаже прав на телетрансляции. Это обстоятельство не делает английские клубы рекордсменами по объему средств, получаемых от бродкастинга ("Реал" и "Барселона" зарабатывают больше), но позволяет распределять получаемые доходы более или менее демократичным путем среди всех участников премьер-лиги – залог ее успешности и стабильности.
Итак, пару лет назад премьер-лига подписала контракт с местными медиа-гигантами Sky и BT на три сезона. Договор вступил в силу как раз с сезона-2013/2014. Сумма, прописанная в соглашении, рекордная – 3,018 миллиарда фунтов стерлингов. Плюс к этому зарубежные трансляторы платят английским клубам еще более 1,5 миллиарда фунтов по действующим контрактам, но и это еще не все. Компания BBC дает 178 миллионов фунтов за показ лучших моментов главного матча игрового дня. Таким образом, итоговая сумма приближается к 5 миллиардам фунтов стерлингов за три сезона!
Самая доходная команда Англии – "Манчестер Юнайтед". Манкунианцы заработали по итогам сезона-2013/14 518 миллионов евро (годом ранее было 423,8 миллиона) и поднялись в рейтинге с четвертой на позиции на вторую. Этому поспособствовали не высокие результаты на футбольном поле, а рост коммерческих поступлений на 24 процента. Ценнейший успех – соглашение с General Motors и сделка с производителем спортивной одежды Adidas, оцениваемая более чем в 1 миллиард евро.
Финансовая стабильность премьер-лиги позволяет английским клубам подниматься в рейтинге и без значимых достижений на футбольных полях. Это в равной степени относится, например, к "Ливерпулю", "Тоттенхэму", "Ньюкаслу" и "Эвертону".
ИСПАНИЯ: "РЕАЛ", "БАРСЕЛОНА" И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
1-е место – "Реал" (549,5 миллиона), 4-е место – "Барселона" (484,6), 15-е место – "Атлетико" (169,9)
Два ведущих испанских клуба, в кои-то веки уступившие "Атлетико" первенство в примере, взяли убедительный реванш в денежных показателях.
Финансовый успех "Реала" и "Барселоны" просчитывается так: у клубов 100-тысячные арены; высокая посещаемость; рекордные телевизионные пакеты; рекордное количество поклонников по всему миру; максимальное представительство в социальных сетях; минимальная конкуренция на внутренней арене, что практически гарантирует ежегодное участие в Лиге чемпионов; наконец, допуск к льготным кредитам у себя на родине.
Данные deloitte.com
Тем не менее, в экономическом споре "Реала" и "Барселоны" первенство традиционно остается за "Королевским клубом". В общей сложности поступления в бюджет мадридцев в прошлом сезоне составили 549,5 миллиона евро – первое место рейтинга Deloitte. Это на 30,6 миллиона больше, чем было зафиксировано годом ранее. "Реал" лидирует или находится среди лидеров по всем трем показателям: доходам от матчей (113,8 миллиона), по доходам от коммерческой деятельности (231,5 миллиона), а также от телетрансляций – (204,2 миллиона).
"Барселона" опустилась со второй позиции рейтинга на четвертую. За предыдущий отчетный период доходы каталонской команды составили 482,6 миллиона, а в сезоне-2013/14 – 484,6 миллиона. Из первой десятки клубов сине-гранатовые показали самый маленький прирост дохода за год – "всего" 2 миллиона и закономерно переместились со второй строчки на четвертую. Причины? Не самый успешный сезон (каталонцы остались за бортом решающих матчей Лиги чемпионов и не выиграли испанский чемпионат), а также замедление роста коммерческих доходов, которые не меняются уже на протяжении трех лет.
А вот попадание в рейтинг третьего представителя примеры, "Атлетико", целиком и полностью вызвано спортивным успехом: клуб пробился в финала Лиги чемпионов и получил 50-миллионный телевизионный бонус от УЕФА (доходы от ТВ составили 57 процентов от общих поступлений за сезон-2013/14).
МАСТЕРА ПРОДАЖ ИЗ ГЕРМАНИИ
3-е место – "Бавария" (487,5 миллиона), 11-е место – "Боруссия" Д (261,5), 14-е место – "Шальке" (213,9)
Гораздо более скромные поступления от телевизионщиков (контракт на право показа матчей бундеслиги стоит почти в 4 раза дешевле, чем пакет английской премьер-лиги) заставляют немецкие клубы активнее продвигать товары под клубным брендом. И это получается у них на твердую пятерку (кто бы сомневался?). У всех немецких клубов из рейтинга Deloitte коммерческие поступления опережают ТВ и доходы от матчей.
Ярче других эта тенденция проявляется у самого доходного клуба Германии – "Баварии" (общее 3-е место рейтинга). 60 процентов от общей суммы поступлений приходится на результаты коммерческой деятельности – 291,8 миллиона евро при росте в 54,7 миллиона по сравнению с прошлым сезоном. За отчетный период мюнхенский клуб продал 1,3 миллиона игровых футболок. Это больше, чем реализовали все остальные клубы бундеслиги вместе взятые (рекорд для "Баварии" и всей Германии). Теперь о спонсорах – мюнхенцами были подписаны новые контракты с Henkel и Samsung, вступило в силу новое соглашение с титульным партнером – Deutsche Telekom, приносящее порядка 30 миллионов за сезон.
Парадоксальная ситуация сложилась в Германии с доходами от продажи билетов и абонементов. Так, "Бавария", имеющая среднюю посещаемость более 70 тысяч человек на внутренней арене и в еврокубках, зарабатывает на матчах 88 миллионов евро. Для сравнения, "Челси", чей домашний стадион рассчитан на 41 837 человек, имеет от матчей… всего на 3 миллиона меньше. Причина кроется в стоимости входных билетов, которые в Англии в несколько раз выше.
ИТАЛИЯ В КРИЗИСЕ
10-е место – "Ювентус" (279,4 миллиона), 12-е место – "Милан" (249,7),
16-е место – "Наполи" (164,8), 17-е место – "Интер" (164)
В 2001 году серия А претендовала на звание самой успешной лиги Европы сразу по нескольким показателям: количеству побед в еврокубках; посещаемости матчей чемпионата; количеству ярких звезд в составах команд; суммам спонсорских контрактов, бюджетов; наконец, в десятке самых доходных клубов мира располагалось сразу пять представителей чемпионата Италии ("Ювентус" – 2-е место, "Милан" – 4-е место, "Лацио" – 7-е место, "Рома" – 8-е место, "Интер" – 10-е место). Сейчас можно наблюдать обратную картину практически по всем обозначенным пунктам и самый доходный клуб Италии, "Ювентус", занимает в списке лишь десятое место. Его годовой доход, 279,4 миллиона евро, примерно половина от заработка лидера, мадридского "Реала".
Чего не хватает итальянскому футболу? При сопоставимых доходах от продажи прав на телетрансляции (в случае с "Ювентусом" – это 153,4 миллиона евро, для сравнения, "Реал" – 204,2 миллиона, "Манчестер Юнайтед" – 162,3 миллиона, "Бавария" – 107,7 миллиона, "Милан" – 122,7), представители Апеннин безнадежно проигрывают по части получаемых средств от матчей и коммерческим доходам (цифры "Ювентуса": 41 и 85 миллиона евро соответственно)
В первом виноваты старые муниципальные стадионы, требующие перестройки либо капитального ремонта. Ни для никого не секрет, что большинство клубов серии А не являются хозяевами на аренах, на которых проводят свои домашние матчи. Они платят арендную плату и не имеют возможности предоставить максимальный комфорт болельщикам. В отсутствии крупных футбольных турниров, которые обходят Италию стороной с 1990 года, местным клубам приходится решать вопрос самостоятельно. Дальше других в его решении продвинулся все тот же "Ювентус", в 2011 году открывший новый стадион, и "Рома", чей проект должен быть реализован к 2017 году.
Для роста коммерческих доходов итальянскому футболу нужен выход на новые рынки. "Реал", "Манчестер Юнайтед", "Барселона", "ПСЖ" и другие лидеры списка Deloitte за последние несколько лет заключили сразу несколько крупных сделок со спонсорами из США, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Старается не отставать от них и "Ювентус" – список его партнеров пополнился компаниями Bosch и Samsung, продлены контракты с Goodyear и Fiat Group, на очереди смена технического спонсора – переход от Nike к Adidas.
ФРАНЦИЯ, ИЛИ СОМНИТЕЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ ПО-КАТАРСКИ
5-е место "ПСЖ" (474,2)
Своим высоким местом в рейтинге единственный представитель Франции, чемпион страны "ПСЖ", обязан исключительно коммерческим доходам. 327,7 миллиона евро (или 69 процентов от общего числа доходов!) – это абсолютный рекорд среди всех клубов Старого Света (рост за год составил 73 миллиона или 29 процентов). На фоне невысокого уровня доходов французских клубов от телетрансляций и билетов, а также невысокой популярности бренда парижского клуба в мире, спонсорская сделка с Qatar Tourism Authority (из Катара и владелец "ПСЖ" – совпадение?) на 200 миллионов евро в год ежегодно выглядит искусственно. Поэтому закономерно, что "ПСЖ" в минувшем году ждал огромный штраф за нарушение финансового fair play.
РОССИИ НЕТ И НЕ БУДЕТ?
Еще год назад представители Deloitte делали оптимистичный прогноз – велика вероятность попадания в двадцатку одного из бразильских или российских клубов: "Одним из факторов, говорящих в пользу Бразилии и России, является прочное финансирование новых стадионов, строящихся к чемпионатам мира. Перед чемпионатом мира построена новая арена "Коринтианс". Имеют возможность роста и несколько российских клубов, если используют потенциал, который даст им строительство инфраструктуры к чемпионату мира-2018".
Пока, тем не менее, российских клубов нет ни в первой двадцатке, ни в тридцатке.