Говорящие с ветром по-русски
Как уже сообщал "СЭ", в Ницце прошел первый этап новой серии гонок для лодок класса Кубка "Америки" - Louis Vuitton Trophy, в котором принимала участие российская команда "Синергия".
КУБОК
Для того чтобы объяснить, кто, зачем и почему собрались на две недели в Ницце для розыгрыша Louis Vuitton Trophy надо начать издалека. То есть не с истории самого трофея, а с истории Кубка. Кубка "Америки".
Гонки на Кубок "Америки" - главное и самое престижное соревнование в парусном мире. Кроме того, трофей этот - самый старый в мире спорта вообще. Он даже на 45 лет старше современных Олимпийских игр!
Обладание таким сокровищем не может не привлекать лучших яхтсменов мира. Когда Кубок "Америки" приезжает в порт, где должны проводиться гонки, ему устраивают торжественную встречу и тысячи поклонников парусного спорта спешат хоть одним глазком посмотреть на этот легендарный трофей.
Начало всему процессу было положено в 1851 году, когда американская шхуна "Америка" выиграла "Кубок 100 гиней". Прогрессивные американцы тогда бросили вызов властителям морей консервативным британцам. 22 августа 1851 года "Америка" вышла на гонку против флота из 14 британских судов и выиграла, финишировав в 8 (!) минутах впереди. Королева Виктория (да-да, та самая королева Виктория из викторианской эпохи!), наблюдавшая за финишем, как говорят, задала риторический вопрос, а кто же идет вторым, и получила ответ: "Ваше Величество, а второго нет". Эта фраза, означавшая тогда лишь огромное отставание британцев от американцев, навсегда стала девизом будущего Кубка "Америки". Изменилась лишь ее трактовка - сейчас уже, похоже, никого не интересует не только время отставания второго от первого, но и вообще имя второго.
С 1857 года сам Кубок стал храниться в нью-йоркском яхт-клубе. Выигравший Кубок "Америки" синдикат, а именно так называются в этом соревновании команды, отдал его ньюйоркцам, сопроводив так называемой "дарственной", в которой сказано, что любой яхт-клуб любой страны может потребовать провести гонку на данный приз. Каждый претендент и даже сам обладатель Кубка должен соблюдать все пункты "дарственной" - главного и единственного свода правил по проведению регаты на Кубок.
Лишь в 1983 году - американцы были обладателями трофея все эти 132 года - он впервые в истории уехал за океан, в Австралию. Кстати, эта победная серия американцев - еще один рекорд Кубка, поскольку ни один другой трофей в мире не выигрывался с таким постоянством одной страной, одной командой. Отвоевавший "Америку" у американцев австралиец Джон Бертран заметил даже, что победа эта вернула яхтенные гонки на карту мира, намекая, что до того все было сосредоточено лишь в Нью-Йорке.
Начиная с 1970 года количество претендентов, желающих встретиться с обладателем и защитником Кубка стало многочисленно. Это и привело к созданию и проведению своего рода отборочной регаты Кубка "Америки", которая с 1983 года носит название Louis Vuitton Cup - Кубок Луи Виттона.
Сам трофей сделан из чистого серебра и по форме представляет собой кувшин. Что интересно - без дна. Королева Виктория не желала, чтобы среди яхтсменов нашелся до такой степени неотесанный, что вздумал бы из драгоценного кувшина пить... Изготовлен кувшин был в 1848 году компанией Garrard &Co, куплен Генри Уильямом Педжетом, первым маркизом Энглси, и подарен им британской королевской эскадре в качестве приза за победу в ежегодной регате вокруг острова Уайт. Стоил кувшин 100 фунтов стерлингов или соверенов, но позже на него была нанесена ошибочная гравировка "Кубок сто гиней". Не важно, сколько этот серебряный кувшин стоил в 1848-м, сейчас он не имеет цены, ибо для того, чтобы его получить на хранение в свой яхт-клуб нужно молиться на команду, взывать к фортуне, а для начала потратить миллионы на лодку.
ЛОДКИ
Вот мы и дошли до лодок… Их заметишь сразу - по характерным мачтам, летящим формам. Перед отъездом на регату от одной мысли о том, что я собственными глазами увижу эти яхты в боевых условиях, перехватывало дух. И не зря - действо, развернувшееся в заливе Ниццы, было именно таким - захватывающим. Наутро уже после окончания регаты я пришла в порт в последний раз и фотографировала, фотографировала, фотографировала, пока все-таки не объявился охранник и не погнал меня: "Мадам, хватит уж, вы перешли границы". Да, перешла, да, крутила руль. Зато на память останутся чудесные картинки.
… Изначально Кубок "Америки" разыгрывался как гонка флота, но в итоге перерос в матчевую гонку между претендентом и защитником. Собственно, матчевые гонки и были созданы для Кубка, ведь в нем должна была участвовать всего пара лодок, представляющих свою страну, свой яхт-клуб. Менялись правила, менялись лодки, и в итоге в 1988-м был создан международный класс - Кубок "Америки". Впервые эти яхты вышли на старт в 1992 году.
В принципе все эти лодки разные, главное, что спроектированы они в соответствии с одной формулой. Последняя версия правил постройки подобных яхт относится к 15 декабря 2003 года. Построенные по ней лодки гонялись в Кубке Луи Виттона и Кубке "Америки" 2007 года. Типичные параметры таковы: длина - 25 метров, вес - 24 тонны, высота мачты - 35 метров, вес бульбы - 19 тонн, площадь парусов при движении против ветра - 325 м2, по ветру - 750 м2.
Лодок таких немного, и каждая имеет свой номер и бережется как зеница ока. Иногда для выступлений может сдаваться внаем - так было, когда в феврале 2009-го проводилась Louis Vuitton Pacific Series, так было и в Ницце, когда свои суда предоставили синдикаты Mascalzone Latino, Team Origin и All4One.
Рассматривая список всех лодок этого класса, а такой имеется, ибо всего их 100, причем часть никогда не гонялась, а часть использовалась исключительно как тренировочные яхты, я обнаружила и яхту под номером RUS-62. Это, я так понимаю, российская "Красная звезда" от 1992 года, которая так и не приняла участия в гонках. Где сейчас находится судно, не известно. Поскольку оно было построено из алюминия, есть надежда, что не разрушено ржавчиной. С другой стороны, может быть, сдано в пункт приема цветных металлов...
Но это у нашей лодки такая история, другим повезло гораздо больше - о них известно все. Как, например, про USA-61, которая проиграла в финале Louis Vuitton Cup-2000 итальянцам, принадлежит сейчас BMW Oracle и выставлена в аэропорту Мюнхена. И точно выставлена - я сама видела и даже на борт поднималась. Это была моя первая встреча с этими яхтами. Скажу только - на воде они смотрятся еще лучше.
Но самая потрясающая судьба у AUS-21, которая после выступлений в Louis Vuitton Cup-1992 стала прогулочной яхтой в порту Сиднея. 25 октября 2004 года лодка была сильно повреждена после того, как налетела на подводные скалы килем. Дело произошло неподалеку от знаменитого здания сиднейской оперы. Пассажиры выпали за борт. Яхта разлетелась на части: киль и бульба оторвались, мачта упала на пирс, сама лодка затонула. Казалось, ну что тут поделаешь. Но не тут-то было… Она, восстановленная, под новым названием снова бороздит воды сиднейского залива. Они золотые - эти лодки, их нельзя просто так взять и выбросить!
ТРОФЕЙ
А теперь представьте себе: есть в мире мощнейшие синдикаты, то бишь команды, есть и поразительно красивые спортивные лодки, нет только возможности гоняться. Почему? Да потому, что так случилось, что после розыгрыша Кубка "Америки" 2007 года пошла драка между обладателем Кубка швейцарской Alinghi и американцами из BMW Oracle. Драка не в матчевых гонках, а в судебных. В итоге Кубок претендентов - Кубок Луи Виттона - перед грядущим 33-м Кубком "Америки" не состоится, а на матч выйдут, как в давние времена, только защитник и претендент. Все остальные, значит, не при делах и должны теперь ждать, так сказать, у моря погоды.
Идея создать соревнование, удовлетворившее бы синдикаты Кубка "Америки", как говорится, носилась в воздухе. С 31 января по 11 февраля 2009 года в заливе Хаураки в Окленде прошла регата Louis Vuitton Pacific Series, которая имела грандиозный успех. У себя дома Emirates Team New Zealand в финале выиграла у нынешней обладательницы Кубка "Америки" Alinghi, что только прибавило ажиотажа и подогрело интерес к такого рода соревнованию. И эффект от этого события не заставил себя долго ждать - была создана мировая серия Louis Vuitton Trophy, первый этап которой и прошел в ноябре в заливе Ангелов Ниццы.
Во Франции были почти все сильнейшие яхтсмены мира - знаменитые шкиперы США, Новой Зеландии, Италии, Германии, Великобритании. Не хватало только пары-тройки звезд, наверное, у них на эти сроки были другие планы. У руля Emirates Team New Zealand был Дин Баркер, шведской Artemis Пол Кайярд, британской Team Origin Бен Эйнсли, итальянской Azzurra Франческо Бруни, американской BMW Oracle Racing Гэвин Брэйди, французско-немецкой All4One Йохен Шуманн, французской Team French Spirit Бертран Пасе, российской "Синергии" Кароль Яблонский. Этих сильнейших, элитных специалистов совсем немного, и все они знакомы друг с другом. Кого-то связывают весьма дружеские отношения, кто-то кого-то недолюбливает. Но все друг друга уважают и ведут себя честно и достойно. Ведь мир Кубка "Америки" так мал, что через пару-тройку лет ты можешь оказаться с любым из бывших соперников на одной лодке.
НАША КОМАНДА
На первый взгляд наша команда "Синергия" не такая уж и наша. Скажу честно, иностранцев в ней больше, чем русских. И это счастье. Капитан "Синергии" Валентин Завадников, стремящийся своим проектом продвинуть на новый уровень именно российских яхтсменов, в данном случае не стал производить ненужного эксперимента и брать на борт полностью "свой" экипаж. Нет у нас в стране пока, подчеркиваю, пока, спортсменов, умеющих обращаться с лодками такого класса. А откуда им взяться-то, если и лодок таких у нас нет? А приехать на турнир сильнейших, на всеобщее обозрение зрителей, как на тренировку, и по ходу дела с азов учиться, нельзя. Как-то это неприлично: не в куличики ведь играем - профессионалы все-таки вокруг. Да и невозможно за две недели чему-то научиться. Вы спросите, а зачем ехать, если нет у нас нужных кадров? В качестве ответа на этот вопрос я и напечатала две первые главки этой заметки. Ну, надо же уже, товарищи, прорываться в высшие круги не только отлично знакомых нам олимпийских видов спорта, но и осваивать другие сферы. В парусном же спорте ничего выше Кубка "Америки" нет.
И еще. Знаете, как говорят во Франции: вино "делает" не тот, кто занимается с лозой, а тот, кто владеет виноградником. В парусном спорте уровня Кубка "Америки" и Кубка Луи Виттона все точно так же - все смотрят на национальную принадлежность команды, а не ее моряков.
Короче, экипаж "Синергии" оказался самым интернациональным - француз, британец, датчанин, швед, итальянцы, американцы, новозеландцы и русские.
Взаимопонимание рождалось в муках. Позже ребята вспоминали все со смехом. С другой стороны, русский - абракадабрский для всех наших соперников язык - помогал. Для примера. Мачтовый на "Синергии" - русский Валерий Зацаринский, а рулевой - Кароль Яблонский - поляк. Переговорных устройств, какими пользуются супермонстры из Team New Zealand, у нас не было, а значит, приходилось громко кричать. А громко кричать нехорошо - соперник может быть рядом и будет заранее оповещен обо всех твоих маневрах. "Кричать мне приходится громко и иногда по нескольку раз, - смеялся Кароль. - Но именно для нашей команды это не было проблемой, ведь русский все равно никто из посторонних не понимает!"
Итак, ключевыми фигурами, теми, кому по итогам регаты следовало бы вручать российские ордена или хотя бы медали, на борту "Синергии" были. Тактик, новозеландец Род Доусон, - возможно, самый-самый главный. Тактик фактически управляет всем - он смотрит за своей командой, смотрит за соперником. Короче, когда он дает знак, все начинают движение. Тактика слушает и рулевой. Доусон - человек очень авторитетный. По слухам, именно его рассчитывала на регату в Ницце ангажировать BMW Oracle Racing, но "Синергия" перехватила.
Рулевой, поляк Кароль Яблонский, - фигура в парусном спорте более чем заметная. К прочим регалиям можно отнести его великолепное выступление в Кубке Луи Виттона-2007, когда ведомая им испанская лодка Desafio Espanol вышла в полуфинал и уступила 2:5 лишь будущим победителям Emirates Team New Zealand.
С навигатором - итальянцем Франческо Монджелли "Синергия" работает третий год. Он профессионал, что признают все лучшие люди парусного спорта. Еще один старый знакомый по Audi MedCup, новозеландец Крис Мэйн, отвечающий за грот. Грот - это основной парус, без которого лодка и двигаться-то не может. Без всех остальных - стакселя, генуи, спинакера - может, а без грота нет. Так что должность у Мэйна ответственная.
Француз Бернар Лабро всегда на переднем фланге. Он первый баковый, тот самый член экипажа, который стоит на самом-самом кончике носа яхты. Справляется он со своими обязанностями отлично. Помню, смотрела гонку с катера и кто-то из наших рядом вскрикнул: "Бернар упал!" Я было подумала, что за борт, но меня успокоили - этот человек за борт упасть не может. В зоне ответственности француза начало маневра: команда поступает от тактика с рулевым и через еще одного члена команды - питмена, передается Лабро, который и начинает действовать.
Питмен же "Синергии" человек легендарный - американец Джош Бельски. В Кубке "Америки" он гонялся еще на знаменитых американских America3, Stars&Stripes и AmericaOne и выигрывал Кубок "Америки". Как и два последних Кубка, но уже со швейцарской Alinghi. Побеждал Бельски и на знаменитой кругосветке Whitbread, которая теперь называется Volvo Ocean Race. Один из россиян, бывших на борту "Синергии", Павел Мельников сравнивал команду с оркестром, в котором питмену отводится роль дирижера. Бельски в Ницце дирижировал отлично.
Ну а теперь о россиянах. Капитан лодки Валентин Завадников, Валерий Ушков, Тарас Трофименко, Александр Екимов, Николай Корнев, Егор Ларионов, Мельников занимались на борту "Синергии" другими важными делами - парусами и мачтой. Валерий Зацаринский был тревелером или по-русски мачтовым - тем самым членом команды, который работает на высоте. Работа эта, надо сказать, очень сложная - там надо не только смотреть по сторонам в поисках ветра, но во время поворотов уворачиваться от парусов и одновременно следить, чтобы паруса не зацепились, не порвались. Вот так потихоньку, для начала по пять-шесть человек в экипаже, россияне смогут расти и набираться опыта в матчах на лодках класса Кубка "Америки".
РЕГАТА
Когда все началось с поражений "Синергии", никто этому даже не удивился. Так и должно быть - вновь созданная команда, свежеподобранная компания яхтсменов, по определению не может преуспеть в жестком мире профессиональных матчевых гонок. Дважды у российской яхты были пенальти на старте, один раз технические проблемы со снастями. Во встрече с фаворитами Louis Vuitton Trophy командой Новой Зеландии финишировать первыми "Синергии" не дал внезапно затихший до нуля ветер.
А потом 11 ноября, надо бы эту дату запомнить, к российской лодке пришла победа. Историческая победа, между прочим. Именно так расценили ее все специалисты. Поверим им, ибо не один десяток лет живут они в мире Кубка и цену победам знают. В этот день "Синергию", а заодно и всех русских, приехавших вместе с командой, поздравляли все - здравствуй, Россия, добро пожаловать в члены "клуба"!
Кто тогда мог подумать, что все последующие дни, вплоть до финального, именно российская лодка будет главным ньюсмейкером регаты? Тем не менее случилось именно так. Матчи с участием "Синергии" регулярно признавались самыми захватывающими - на превосходные эпитеты не скупился никто. В итоге по ходу Louis Vuitton Trophy команда, выступавшая под российским флагом, стала единственной, выигравшей у всех остальных участников! У итоговых ее победителей Azzurra "Синергия" вырвана победу, обеспечившую проход в фазу полуфиналов, а это было уже не намеком на сенсацию, а самой настоящей сенсацией. Ну а что уж говорить о драматичном полуфинале с Emirates Team New Zealand? Поверьте, он, а вовсе не гонки финала, стал самым ярким событием Louis Vuitton Trophy.
Все члены нашей команды очень быстро стали героями телерепортажей и газетных статей, и по возвращении лодки в порт их всегда ждали жадные до вопросов журналисты. Главный удар приняли на себя Завадников, Яблонский, Доусон, Бельски. Да что там говорить, я сама чувствовала себя как на трибуне. Заходишь, бывало, в пресс-центр после очередной победы "Синергии" и понимаешь, что все смотрят только на тебя. Но мне это даже понравилось! От поездки у меня осталось чувство радости и гордости. И я до сих пор не хочу снимать с руки тонкий силиконовый браслет - пропуск в порт, на котором написано Louis Vuitton World Series - Nice.
Ницца - Москва