16 октября 2008, 04:29

Уложится ли "Косатка" в 24 паруса?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

     Как уже сообщал "СЭ", в минувшую субботу в испанском Аликанте взяла старт очередная, 10-я по счету кругосветная гонка Volvo ocean race. Прежде мы такими гонками интересовались мало - в отличие от всего остального мира, где кругосветки VOLVO занимают третье место по популярности среди болельщиков - вслед за Олимпиадами и чемпионатами мира по футболу. Но нынешняя гонка - особый случай. Во-первых, финишировать она должна в Санкт-Петербурге. Во-вторых, на дистанцию вышла российская яхта "Косатка". А в-третьих, на ее борту со второго этапа будет красоваться логотип "СЭ".

НЕДЕЛЯ НЕСЧАСТИЙ

     Вот почему у нас в России голуби такие серые и облезлые, а в Аликанте они поголовно - белоснежные? Ведь не выводят же их такими - сами вылупляются. И вовсе не наглые они тут, как, например, в Венеции. В лицо никому не пикируют, на голову не садятся. Но если накрошишь в ладонь чего-нибудь вкусного, вытянешь руку, то самый смелый на запястье может и присесть. И то, если понравишься.

     Эти изумительные птицы и спасли мне вечер, когда я, несчастный и злой, наконец, добрался до Аликанте. Почему злой - рассказывать не буду, поскольку уже выкладывал эту историю в своем блоге. Да и не газетного она формата. Скажу лишь, что не одни дорожные неурядицы были тому виной. Слишком уж грустные и тревожные новости долетали до родной стороны из стана нашей команды все последние дни.

     Началось с трагедии. В последние дни сентября у Олега Жеребцова - владельца проекта, президента команды и единственного российского члена экипажа - в Петербурге умерла мама. Жеребцов помчался домой и вернулся в Аликанте лишь накануне внутрипортовых гонок, прошедших в предыдущие выходные.

     Дальше - больше. Перед самым стартом второй гонки "Косатка" столкнулась с голландской Delta Lloyd, за что была наказана штрафным разворотом, и заняла по итогам двух гонок последнее место. Саму же лодку пришлось срочно чинить. В те же дни было решено, что на первый этап Аликанте - Кейптаун Жеребцов не пойдет. На 40 дней нужно быть с родными, а не рассекать океан.

     Я видел Олега в эти дни, общался с ним. Внешне он держится хорошо: может и улыбнуться, и анекдот рассказать, а вечером в прошлый четверг даже ненадолго заглянул в один из баров Старого города, чтобы поздравить свою подчиненную с днем рождения. Но этими наблюдениями в отношении Жеребцова я в своем репортаже и ограничусь. Подходить к нему с вопросами о его душевном состоянии показалось мне плохой идеей, и я расспросил других.

"КОСАТКА" СДЕЛАНА ДЛЯ ОКЕАНА

     На беседу со шкипером нашей команды Андреасом Ханакампом удалось улучить четверть часа сразу после пресс-конференции всех шкиперов гонки накануне старта. На улице Ханакампа ждала жена и последний вечер вдвоем перед долгой разлукой, но Андреас с готовностью присел рядом. Моему вопросу, сколько минут у нас есть для разговора, двухметровый австриец даже удивился:

     - Спрашивайте сколько нужно! Вы же для этого сюда из Москвы летели.

     - Насколько беда, случившаяся в семье Жеребцова, стала психологическим ударом для членов экипажа?

     - На концентрации ребят она, безусловно, сказалась. Когда такое несчастье происходит с любым из нас, это и остальных заставляет чаще думать о чем-то постороннем. Мне ужасно жаль Олега. Кроме того, он так хотел, так мечтал пройти всю гонку от начала до конца, а теперь нам придется стартовать и пересекать экватор без него. Только не думайте, будто это я отцепил его от первого этапа из-за отлучки домой. Не идти с нами в Кейптаун - полностью его решение. Ему в эти дни нужно поддержать родных. Но роль Олега в команде даже под сомнение не ставится.

     - Но пока Team Russia отправляется в Кейптаун без единого россиянина на борту…

     - (Усмехается). Ваша правда. Зато в нашей команде есть представители 17 стран. Олегу, кстати, это очень нравится, поскольку хорошо отражает ситуацию в самой России. Я знаю, что в вашей стране живут люди более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках и диалектах. Знаете, когда я общаюсь с Олегом или, например, с вами, мне кажется, что я ощущаю настоящий дух России, и это тот дух, который мы всегда поддерживаем в команде. Лично я буду представлять Россию с гордостью, и то же самое, уверен, может сказать вам любой член экипажа.

     - Почему, на ваш взгляд, так неудачно сложились внутрипортовые гонки?

     - Скоростью лодки мы в целом очень довольны. Другое дело, что поскольку мы не ходили на ней в коротких гонках при слабом ветре, нам не хватало понимания, как много времени мы теряем при поворотах. Тогда как Telefonica, напротив, понимала это очень хорошо. Участвуя в гонке двумя лодками, испанцы на тренировках наверняка соревновались друг против друга, в том числе и при слабых ветрах. Только так и можно оптимизировать тактику подобных гонок.

     Мы же, при том лимитированном времени, которое у нас было, предпочли сосредоточиться на океанских соревнованиях. В первую очередь с прицелом на них разработали паруса, и уверены, что вдали от берега будем выглядеть намного лучше, чем на внутрипортовых гонках.

НАДО ПОНЯТЬ ЛОДКУ

     - Возможно ли все-таки улучшить результаты на коротких дистанциях? Ведь почти треть всех баллов нынешнего Volvo Ocean Race будет разыграна именно на них.

     - В портовых гонках результат приходит главным образом через тренировки и опыт. Мы должны понять собственную лодку, почувствовать паруса. Когда доберемся до Кейптауна, где до старта следующего этапа у нас будет почти две недели, обязательно потренируемся в этой дисциплине. Ближайшая внутрипортовая гонка состоится только в январе в Сингапуре, а к тому времени у нас будут специальные паруса для коротких гонок при слабом ветре.

     - Как вообще могло получиться, что перед самым стартовым выстрелом второй гонки вы столкнулись с голландцами из Delta Lloyd?

     - Перед началом первой гонки нам удалось занять хорошую стартовую позицию, и то же самое хотелось сделать перед второй. Но вышло так, что лодка Ericsson 3 начала поворачивать прямо перед нашим носом, и нам, чтобы избежать столкновения с ними, пришлось самим резко менять направление. Считаю, что руливший в тот момент Стиг Вестергард сделал все возможное. Наши лодки, как вы понимаете, сконструированы не для того, чтобы маневрировать на маленьком пространстве, а для того, чтобы развивать максимальную скорость, двигаясь по прямой.

     - Насколько сильным получился удар?

     - Если ты сталкиваешься с большим объектом под углом в 90 градусов, это, конечно же, очень опасно. Если бы мы вломились в них на скорости, скажем, в 25 узлов - это примерно то же самое, что влететь на машине в бетонную стену. В нашем случае, к счастью, столкновение случилось под совсем небольшим углом и с низкой скоростью - поэтому мы сами его почти не почувствовали.

     - Но судно тем не менее повредили.

     - Да, но лишь потому, что корпус сделан из очень тонкого материала. Наши лодки делаются максимально прочными для океанских условий, но никак не для столкновений. Повреждения, впрочем, были минимальными. На починку ушло три дня, да и то потому, что сперва нужно было все как следует высушить и лишь потом залатать и перекрасить.

     - Всего пол-очка и последнее место по итогам внутрипортовых гонок в Аликанте сильно подрывают ваши шансы на достойное место в итоге?

     - Нет, конечно. Давайте смотреть на ситуацию с позиции фактов: гонки у берегов Аликанте составили всего 2,5% от общего числа очков. Кроме того, у Volvo Ocean Race есть правило, по которому за все девять месяцев гонки каждая команда может использовать всего 24 паруса. Это очень-очень мало, и если их быстро спалить - будешь заканчивать гонку со скоростью черепахи. Именно поэтому мы будем стараться везде, где только возможно, пользоваться не специализированными парусами, а универсальными. На тот день у нас был прогноз на более сильный ветер, и мы решили воспользоваться обычным океанским спинакером.

НОВОЗЕЛАНДСКИЕ СНЫ УКРАИНЦА

     Самым близким к россиянам и России из тех, кто на борту нашей "Косатки" уплывал в субботу из Аликанте - был рулевой Родион Лука. Веселый украинец, подвижный и разбитной парень - серебряный призер Олимпиады в Афинах-2004. Выступал Лука за свою страну и в Китае, но в Циндао его команда провалилась так, что теперь он и вспоминать об этом не хочет. Финишировала Украина 15-й из 19 участников. Родион, и без того невеликих габаритов, приехал на Олимпиаду в весе узника Бухенвальда, и лишь к старту Volvo Ocean Race набрал около семи кило.

     Увиделись мы с ним в одном из ресторанчиков на набережной накануне старта, куда ваш спецкор заглянул перекусить, а Лука - посидеть на дорожку с женой, двумя детьми и друзьями, приехавшими из Киева. О том, что говорит Лука толково и живо, я помнил еще по июньской встрече в Портсмуте, и потому сразу, без зазрения совести, на несколько минут оторвал украинца от семьи и пригласил за свой столик. Вот что вспомнил Родион о столкновении с Delta Lloyd:

     - Сам я во время столкновения находился на "кофемолке" (возле лебедки управления гротом. - Прим. П.С.) и за минуту сорок до старта видел, что мы попадаем в не очень хорошую стартовую позицию относительно соперников. Было понятно, что если оттуда не уйдем, без столкновения не обойдется. Практика коротких гонок у меня за спиной большая, - наверное поэтому именно у меня рефлекс сработал первым. Вот только, к сожалению, говорить я в тот момент не имел права ни слова - моя роль этого не предписывала.

     - То есть, к столкновению привел не несчастный случай, а человеческая ошибка?

     - Конечно. Хоть мне и кажется, что Стиг в той ситуации сделал все, что мог. Ему казалось, что ребята на стакселе и шкотах успеют их потравить, но яхта не остановилась так, как он надеялся. В итоге въехали в голландцев по касательной и ничего страшного, слава богу, не случилось. Пробоин не получили, поцарапали себе борт, а их яхта практически не пострадала. Такое бывает часто. Мы же без претензий выполнили штрафной разворот и закончили гонку. Хотя, если бы не штраф, то наверняка финишировали бы намного выше седьмого места.

     - Теперь, после того, как вы увидели в деле остальные семь яхт, можете сказать, какой итоговый результат для вашей команды реалистичен?

     - Я думаю, что за третье-четвертое места мы бороться обязаны. Это реально. Если у нас все сложится, шансы на эти места будут.

     - А с кем бороться нереально? С яхтами Ericsson?

     - С ними тоже можно конкурировать, но если они не наделают грубых ошибок, то обогнать их нам будет тяжело. Значит, нужно ждать, когда они совершат ошибку, и тогда их обходить. Но, говоря объективно, невозможно ожидать победы над командой, которая работает вместе три года, в то время как мы провели в тренировках всего три недели. Пусть даже по ходу гонки эта разница в командном классе будет все менее и менее ощутима.

     - Лично у вас не будет дискомфорта из-за того, что на яхте Team Russia всю дорогу до Кейптауна будет не с кем на родном языке словом обмолвиться?

     - Дискомфорт будет. Мы с Олегом часто на ночных вахтах могли и анекдотом переброситься, и просто поболтать. Сейчас всего этого не будет, и для меня, скажу честно, это намного тяжелее. У тех ребят и юмор не тот, и вообще рядом с русским человеком, конечно, приятнее. В том числе и в экстремальных условиях.

     - Бывали ли у вас в жизни отрезки, когда за 23 дня не сказали по-русски ни слова?

     - Бывали. Когда жил и тренировался в Новой Зеландии. Под конец уже и сны на английском сниться начали. Из знакомых - одни американцы. По-русски - только по телефону с женой общался, которая в тот момент еще и женой мне не была.

     - Сегодня на пресс-конференции шкиперов все как один сказали, что ключевой момент первого этапа - Гибралтарский пролив. Объясните дилетанту, почему это так?

     - Объясняю. Яхта, которая первой выберется из пролива в океан, будет иметь большое преимущество. Сейчас в Аликанте дует сильный ветер, но через шесть часов после старта мы войдем в зону слабых ветров. Всего нам до Атлантики идти 300 миль. Допустим, за шесть часов мы успеем пройти сотню с небольшим миль, и порядка двухсот останется преодолеть по слабому ветру. Но как только ты попадаешь из Гибралтара в Атлантику, тебя подхватывает нормальный океанский ветер, и если ты - лидер, твой отрыв от преследователей увеличится раз в десять.

     Если, допустим, ты на час раньше других подошел к Гибралтару, можешь считать, что у тебя в кармане десять часов отрыва в океане. И попробуй потом эти десять часов сократить! Если в среднем мы будем двигаться со скоростью 20 узлов, то есть 30 км/ч, то десять часов - это 300 километров отрыва! А при более высокой средней скорости - и того больше.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДЫРЯВЫЙ КИЛЬ

     Аликанте в роли хозяина старта был бесподобен. Старинный испанский город с населением чуть больше 300 тысяч человек, 732 ресторанами, белыми голубями, изумительными по красоте пальмами, среднегодовой температурой в 18,5 градусов, 300 днями солнечной погоды в году и богатыми яхтенными традициями подготовился к приему Volvo Ocean Race даже лучше, чем от него ждали.

     Вся городская гавань и прилегающая к ней территория были фактически трансформированы в гоночную деревню. Опоясывая гавань с трех сторон, деревня приняла форму буквы "П" и оказалась продуманной до мелочей. Дальняя грань этой "П" была отдана под техническую зону, куда команды свезли свои контейнеры с запчастями, парусами, инструментами, и где члены "сухих" команд с утра до ночи что-то мастерили, ремонтировали и согласовывали. Теперь некоторые из этих двухсот 13-метровых контейнеров отправятся морем в Кейптаун, а остальные - сразу в индийский Кочи, куда гонка переместится из Южной Африки.

     Грань "П", противоположную от технической зоны, оккупировали кафе и пресс-центр. Наконец, связующую грань сделали самой нарядной: здесь, помимо широкого променада, располагались павильоны Volvo, команд-участниц и концертная сцена. С нее в канун внутрипортовых гонок публику развлекал легендарный Брайан Адамс, а накануне ухода яхт в океан должны были выступить UB40. Этот концерт, увы, пришлось отменить из-за того, что сильнейший ветер позволял стоять неподвижно разве что на широко расставленных ногах, а сцена вообще ходила ходуном. Впрочем, несостоявшийся концерт организаторы компенсировали сумасшедшим шоу перед стартом. Что вытворяли в небе над заливом семь истребителей испанских ВВС!

     Уже ясно, что нынешняя, 10-я по счету Volvo Ocean Race, станет самой высокотехнологичной в истории. На официальном сайте гонки в интернете с помощью специального графического приложения за перемещениями яхт по карте можно следить в режиме live. Кроме того, поскольку с нынешней гонки в состав каждой команды включен специальный человек, единственная функция которого - снимать происходящее на яхте на камеру и передавать эти кадры в штаб-квартиру по спутниковой связи, ясно, что видео-раздел портала будет одним из самых востребованных. По случаю дебюта российской яхты создана и русскоязычная версия сайта: www.volvooceanrace.ru

     О самих яхтах и говорить нечего. Их для Volvo Ocean Race, как и болиды в "Формуле-1", конструируют с нуля для каждой гонки, подгоняя под жесткие требования регламента и стараясь за счет дизайна получить преимущество там, где правила допускают хоть какой-то полет фантазии. Не обходится и без скандалов. В Аликанте, например, таковой случился, когда выяснилось, что в киле яхты Ericsson 3 высверлены несколько отверстий.

     В правилах по поводу киля, не считая его габаритов и веса, оговаривается лишь то, что он обязан был цельным. Можно ли считать цельным то, в чем есть дырки? По этому вопросу провели целое судебное разбирательство. Его итоги изобретательных шведов искренне возмутили: оргкомитет постановил, что их команда будет оштрафована на балл за каждую контрольную точку соревнований, в котором яхта участвует с дырявым килем. Соответственно, два балла с Ericsson 3 сняли за внутрипортовые гонки в Аликанте и, поскольку заменить киль до выхода в океан те уже не успевали, еще два балла снимут за прохождение первого этапа в Кейптауне. Только там команде заменят киль на новый, без дырок, который уже начали делать по спецзаказу в Италии.

ГОЛЛАНДСКАЯ КОЛЫМАГА И РОССИЙСКИЕ ПОНТЫ

     Вообще-то яхт-участниц изначально планировалось семь, но буквально за две недели до старта на гонку заявилась и восьмая - Delta Lloyd. Уникальность голландской лодки заключается в том, что она единственная из всех не была построена специально для нынешней Volvo Ocean Race и уже принимала участие в другой кругосветке - ABN Amro One. Более того, не просто выиграла эту гонку, а опозорила всех остальных, обеспечив итоговую победу за два этапа до финиша.

     Кое-что, конечно, переделали, но лодка осталась прежняя, и парням из команды, бюджет которой вчетверо меньше чем у остальных, страшно хочется доказать, что не инженерами да конструкторами едиными выигрываются кругосветные регаты. Доказывает ли что-либо первый день гонки - сказать тяжело, но через 24 часа после ухода из Аликанте Delta Lloyd шла последней с огромным отставанием от предпоследнего места. Шведы из Ericsson 3 и Ericsson 4 вообще улетели от голландцев почти на 100 морских миль. За сутки! Если эти ребята хоть на одном из 10 этапов ухитрятся на своей колымаге финишировать в тройке, то будут вправе считать себя былинными героями и на радостях упиться в хлам.

     Самая же красивая яхта - без сомнения, Puma. Целиком в красно-черных тонах, ее корпус раскрашен так, что напоминает кроссовку новейшей модели компании, под выпуск которых Puma, собственно, и решила заявить в Volvo Ocean Race целую команду. А уж как делать бизнес - американцев учить не надо. Видели бы вы, какой павильон отгрохали они в Аликанте и какие толпы народу вываливались из их фирменного магазина с пакетами! Уверен, что этапу этак к пятому о своих немалых расходах на гонку "пумовцы" смогут забыть, поскольку отобьют их на объеме продаж.

     ...А в субботу днем все уплыли. Яхты, описав для зрелищности замысловатую загогулину по заливу, умчались через Средиземное море в Гибралтарский пролив, через который затем вышли в Атлантику. Пресс-центр по случаю убытия флота разразился в ту же субботу вечером грандиозной вечеринкой, но мысли у оставшихся на берегу все равно витали где-то далеко. Как они там - в темноте и тесноте, при шквальном ветре и с едой из одних тюбиков да пакетиков?

     До Кейптауна три недели пути. Хорошо бы "Косатке" не задерживаться с прибытием. В последних пяти гонках команда, которая первой достигала берегов Южной Африки, всякий раз выигрывала и главный трофей.

     P.S. К середине вчерашнего дня все яхты достигли Канарских островов. Пять экипажей из восьми, в числе которых была и Team Russia, предпочли обогнуть их с востока и, по-видимому, сделали правильный выбор, поймав у берегов Западной Африки хороший ветер. Российское судно, отставая от лидирующей Puma на 81 милю, шло седьмым.

     Павел СТРИЖЕВСКИЙ

     Аликанте - Москва

 

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости