6 октября 2014, 16:14

Гатлин снова делит мир напополам

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Джастин Гатлин, ставший лучшим спринтером летнего сезона-2014, может поднять новый виток дискуссии о том, как относиться к успехам спортсменов, однажды попадавшихся на допинге.

На минувшей неделе 23-летний американец Джастин Гатлин попал в список номинантов на звание лучшего спортсмена года по версии ИААФ. С точки зрения сухой статистики включение спринтера в престижнейший шорт-лист ИААФ более чем оправданно.

5 сентября на этапе "Бриллиантовой лиги" Джастин Гатлин пробежал 100-метровку за 9,77, зафиксировав лучший результат сезона в мире, показанный при допустимой скорости попутного ветра. Это на 2 сотые лучше предыдущего личного рекорда американца, установленного на Олимпиаде-2012 в Лондоне. Плюс это первый за 10 лет случай, когда обладателем лучшего результата сезона в мире на 100-метровке становится не представитель Ямайки.

Показанные в Брюсселе секунды примечательны не только этим. Так быстро за всю задокументированную историю мирового спринта помимо Гатлина бегало всего четверо: Усэйн Болт, Йохан Блейк, Асафа Пауэлл и Тайсон Гэй. Болт и Блейк в нынешнем сезоне, считайте, отдыхают. А Пауэлл и Гэй только-только вернулись после своих дисквалификаций – все за тот же допинг.

Неудивительно, что соперников на 100-метровке у Гатлина фактически не нашлось: в верхней части топ-листа короткого спринта бесконечное перечисление его фамилии разбавляет только 29-летний представитель Тринидада и Тобаго Ричард Томпсон.

Лучшее время Гатлина на 200-меровке в исторической перспективе выглядит несколько скромнее – 19,68. Но обогнать американца в мировом рейтинге этой дисциплины также не смог никто.

По иронии судьбы, нынешние 9,77 на 100-метровке – это не просто новый личный рекорд 32-летнего спринтера, но и точное повторение его же мирового рекорда, аннулированного в 2006 году из-за нашумевшей допинговой дисквалификации. Такая вот ложка дегтя в бочке меда для спортсмена, переживающего вторую молодость.

Гатлина, олимпийского чемпиона Афин, бывшего в ту пору абсолютной суперзвездой легкой атлетики, дисквалифицировали на четыре года – предположительно, за применение тестостерона или его аналогов. На публике спортсмен поначалу занял традиционную позицию "я не знаю, как так вышло". А тренер спринтера Тревор Грэхем и вовсе попытался переложить ответственность на массажиста, который по его версии, не предупреждая Гатлина, втирал в его тело содержащий тестостерон крем. История получилась громкой.

По слухам, спринтеру и вовсе грозило пожизненное отлучение от спорта, но пронесло. Судя по всему, Гатлин, как и попавшийся не так давно на допинге его соотечественник Тайсон Гэй, активно сотрудничал с антидопинговыми службами. Но в глазах многих болельщиков и журналистов это не равносильно публичному покаянию.

Собственно, по этой причине номинация Гатлина и вызвала скандал. Также включенный в список претендентов на звание спортсмена года метатель диска Роберт Хартинг попросил ИААФ убрать его имя оттуда в знак протеста. По мнению немца, номинировать на престижную награду запятнавшего себя употреблением допинга спортсмена нельзя.

Хартинг далеко не единственный, который придерживается столь жесткой позиции. Например, лучший биатлонист мира последних лет Мартен Фуркад как-то заявил в интервью, что отрекся бы и от собственного брата, попадись тот на допинге.

На самом деле Гатлин и его результаты еще по ходу нынешнего сезона далеко не все принимали с восторгом. Особенно когда на дорожку он выходил в компании других "исправившихся плохишей" Пауэлла и Гэя. При всех успехах Гатлина, организаторы нескольких этапов "Бриллиантовой лиги" в нынешнем сезоне отказались приглашать его к себе.

А после забега в Брюсселе многие журналисты, отмечая значимость результата американца, подчеркивали: все равно говорить о его секундах будут меньше, чем вспоминать историю с допингом.

Так что история с номинацией и выступлением Хартинга стала только катализатором скандала.

Сам Гатлин к происходящему относится философски. Однажды он назвал себя "Бэтменом от легкой атлетики": дескать, можно его не любить меня, но он все равно нужен.

Строго говоря, в списке номинантов ИААФ нынешнего года не только Гатлин имеет подмоченную репутацию. Еще один претендент на звание лучшего спортсмена года американец Лашон Мэррит в свое время отсидел чуть меньше двух лет, попавшись все на тех же стероидах. По версии, спортсмена, его подвело средство для повышения потенции и увеличения мужского достоинства.

Поступок Хартинга в очередной раз поднял вопрос о том, должны ли отсидевшие дисквалификацию спортсмены получать от публики полное прощение? И – с другой стороны – правильно ли ценить их последующие достижения ниже, чем у тех, кто никогда не попадался?

ИААФ, номинировав Гатлина и Меррита, несмотря на наличии серьезной оппозиции в лице общественного мнения, свой ответ дала. Как и международный спортивный арбитраж, постановивший несколько лет назад, что нельзя применять к атлетам двойное наказание за одно и то же преступление.

Но многие болельщики сейчас оставляют в социальных сетях сообщения Роберту Хартингу: спасибо, что отстаиваешь идеалы, в которые мы верим.

Так что закрыть этот вопрос раз и навсегда все равно вряд ли получится.

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости