Появится ли в Москве улица Борзаковского?
В Нью-Йорке вслед за улицей Сергея Довлатова появилась еще одна, названая в честь выдающегося бегуна Теда Корбитта. Чему может научить американский пример?
На днях в Нью-Йорке официально открыли улицу, переименованную в часть выдающегося марафонца Теда Корбитта, первого чернокожего олимпийца-марафонца в истории США и отца американского бега на длинные дистанции. Последнее звание он когда-то получил от основателей знаменитого Нью-Йорскского марафона.
В торжественной церемонии принял участие счастливый сын героя праздника Гэри (сам Корбитт скончался в 2007 году в возрасте 88 лет). Выдающийся бегун практически всю жизни прожил неподалеку от улицы своего имени и был заметной личностью в здешнем районе Марбл-Хилл.
Биография Корбитта – классический пример американской истории успеха, основанного на несгибаемости человеческого духа. Он начал бегать на хлопковой ферме своего отца в Южной Каролине – к почтовому ящику, в магазин, в школу.
Большинство написанных в память о Корбитте текстов тактично обходят период его юности, хотя можно представить, как непросто было пробиваться наверх чернокожему пареньку-студенту в довоенной Америке.
"Разделение по цвету кожи было даже на некоторых соревнованиях в Цинцинатти, так что я не мог там выступать. На Среднем Западе, в Иллинойсе и Индиане, также были старты на стадионе, но я не горел большим желанием ехать туда, поскольку не знал, какого рода прием получу и какие проблемы могут меня ждать с поиском места для жилья и еды", - рассказывал сам Корбитт в интервью конца 80-х.
Свой первый марафон Корбитт, отслуживший в армии во Вторую мировую, переехавший в Нью-Йорк и выучившийся на физиотерапевта, пробежал в 1951 году в Бостоне.
В 1952 году, в 33 года, стал первым афроамериканцем, выступившим на Олимпийских играх в марафоне. Правда, в Хальсинки-52 он стал только 44-м. В то время его возраст для марафонцев из элиты считался практически пенсией.
В 1958 году Корбитт стал одним из основателей Нью-йоркский бегового клуба, многое сделал для стандартизации марафонских трасс в США и возвращения популярности своему виду спорта.
В возрасте 55 он был вынужден завершить карьеру марафонца на высшем уровне из-за бронхиальной астмы, но продолжил выступать в ультрамарафонах, пионером которых его называют до сих пор. В возрасте слегка за 80, страдая рядом серьезных заболеваний, он, тем не менее, продолжал преодолевать расстояния в 200-300 миль по ходу шестидневных забегов и работал на полную ставку.
Корбитт пробегал по 200 и больше миль в неделю, никогда не курил и, по собственным словам, попробовал алкоголь один раз в жизни – стакан пива в армейские годы.
Несмотря на несомненный вклад Корбитта в историю американского спорта и пропаганды здорового образа жизни, на церемонии торжественного открытия заветной табличке на доме Гэри Корбитт, активно работающий с наследием своего отца, и другие официальные лица говорили не о большом и государственном. А о том, насколько важно увековечить имя его отца для местного сообщества, для которого он был всем: звездой, пионером, человеком, выбившемся в люди и примером для подражания.
Практика называть улицы в честь известных спортсменов распространена во многих странах. Далеко не всем, как Теду Корбитту, приходится ждать 95-летнего юбилея.
В мире есть улицы Майкла Фелпса, Роджера Федерера, Евгения Малкина и других действующих спортсменов или же тех, кто относительно недавно завершил карьеру.
Россия не то чтобы остается в стороне, но в последние годы этот процесс как-то застопорился. Только в 2013 году в Москве, наконец, вынесли положительное решение о появлении улицы Льва Яшина.
Хотя потенциальных кандидатов хватает, и не только из числа великих ветеранов футбола.
В 2014 году завершил выдающуюся карьеру другой выдающийся бегун - Юрий Борзаковский. Автор самой красивой победы Афинской Олимпиады и почетный гражданин города Жуковский. Чем не повод просмотреть реестр улиц на предмет поиска подходящей?