Безопасный спорт
СВОЯ КОЛОНКА
Олег ШАМОНАЕВ
В начале июля Госдума готовится окончательно принять так называемый "Закон о болельщиках" – комплекс поправок в различные законодательные акты, призванный улучшить ситуацию с безопасностью на наших стадионах. Вокруг этого документа сломано много копий, и, возможно, он еще аукнется в будущем году, когда болельщиков начнут пускать на трибуны только по паспортам, а особо беспокойные фанаты отправятся рыть траншеи на принудительных общественных работах.
Не буду вдаваться в дебри этого противоречивого закона. Возможно, когда-нибудь все его странности сами собой улягутся, и на наших аренах воцарится мир и благодать. Лично я буду только рад возможности спокойно ходить на футбол с сыном-дошкольником, не рискуя получить по голове дубинкой омоновца или оказаться с ребенком на руках в толпе обкуренных националистов. Понятно, что пока на футбольных и хоккейных трибунах сохраняются проблемы с безопасностью, нашему спорту сложно выйти хоть на какой-то уровень в плане маркетинга. И ультрас со стадионов надо было убирать еще позавчера.
Все это так. Но лично мне кампания по принятию болельщицкого "кондуита" сильно напоминает историю с установкой рамок-металлоискателей в наших общественных заведениях. Массивные П-образные конструкции теперь противно свистят в самых неожиданных местах и в самые неподходящие моменты, не особо напрягая стоящих рядом секьюрити, и тем более – "звенящих" граждан. Деньги на оборудование потрачены, заветы начальства выполнены, безопасность, положа руку на сердце, осталась на прежнем уровне. Кое-где металлоискатели вообще стоят вместо мебели.
На неприятную аналогию меня наталкивает упорное упоминание в новом законопроекте словосочетания "официальные спортивные соревнования". Проще говоря, речь идет о закручивании гаек не только на футболе и хоккее и даже не на тех спортмероприятиях, на которые продаются билеты, а абсолютно на всех событиях в российском спорте. Конечно, комплексный подход – это плюс. Но мне очень интересно знать, отдают ли себе отчет депутаты в том, что помимо "взрывоопасных" матчей (которых едва ли наберется больше десятка в месяц) и в нашей стране проходит сотни априори мирных стартов? И что на некоторые из них даже приходится завозить зрительскую массовку, чтобы не нервировать спортсменов пустыми трибунами.
В юридическом смысле "официальные спортивные соревнования" – это события, попавшие в Единый календарный план Минспорта. Например, в 2013-м в этом замечательном списке можно найти Всероссийские соревнования по судомодельному спорту, которые пройдут с 23 по 27 августа в пруду города Можга Удмуртской Республики. Верю, что организаторам этих стартов не составит большого труда закупить "системы видеонаблюдения, позволяющие осуществлять идентификацию физических лиц" на трибунах. А органы внутренних дел легко заблокируют доступ на это мероприятие "лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения".
Болельщики, нарушившие в городе Можга правила поведения зрителей (например, в неудачный момент бросившие камешек в воду), рискуют получить "административный штраф в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей" или отправиться на "обязательные работы на срок до 160 часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения соревнований на срок от шести месяцев до трех лет, либо без такового".
Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Госдума собирается принять закон, который изначально нереально выполнить. И не только на берегах пруда в городе Можга, но и на тысячах других, более серьезных спортобъектах по всей стране. И главное – непонятно, почему для того, чтобы хорошо делать свою работу, нашим силовикам постоянно нужны какие-то новые законы и новые полномочия. Я вот уверен, что лазейки для ультрас найдутся и в новом законе, каким бы продуманным он ни был. И, по-прежнему единственным футболом, который безопасно сможет смотреть мой сын, останется чемпионат между таджиками-дворниками в нашем дворе.
Кстати, вы не знаете, может быть, и эти соревнования имеют статус официальных, и нам с ребенком за плохое поведение на трибунах здесь тоже грозит от шести месяцев до трех лет?