Спортивная индустрия: вопросы и ответы
В субботу в Москве прошел круглый стол "Спорт как индустрия. Развитие спорта в России до 2020 года".
Виталий АЙРАПЕТОВ,
Дмитрий АФОНИН
из отеля "Ритц-Карлтон"
Жак РОГГЕ: "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПОЗВОЛЯТ СПОРТУ РАЗВИВАТЬСЯ ПЛОДОТВОРНЕЕ"
- Связь коммерческого мира и мира спорта предполагает независимость от государственных субсидий, - сказал президент Международного олимпийского комитета. - Конечно, мы не отказываемся от государственных источников финансирования, но они могут быть больше или меньше в зависимости от ситуации. Дополнительные источники финансирования позволят спорту развиваться плодотворнее. Большую роль в финансировании спортивных движений играет реклама. Ведь, рекламируя свои товары во время спортивных трансляций, компании имеют возможность заявить о себе на весь мир, охватить огромное количество людей, разные социальные слои. МОК не сотрудничает с маркетинговыми агентствами, а работает сам, так как эти компании просят приличные суммы за свои услуги.
Светлана ЖУРОВА: "НЕОБХОДИМО В КРАТЧАЙШИЕ
СРОКИ ПРОВЕСТИ МОНИТОРИНГ СПОРТИНДУСТРИИ В РЕГИОНАХ"
- Когда проигрывает сборная России, не важно, в каком виде спорта, в первую очередь болельщики говорят: "Где детский спорт?", - сказала олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, вице-президент общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Российская ассоциация спортивных сооружений", заместитель председателя Государственной думы РФ V созыва. - Это, действительно, серьезная проблема. У нас спорт ушел на муниципальный уровень, где нет денег. Не появится там и серьезных спонсоров, если не будут созданы серьезные налоговые преференции для бизнеса. Сейчас никто не хочет финансировать детские спортивные школы в регионах. Поэтому большая роль в развитии детского спорта принадлежит государству, центральной власти. Хочу подчеркнуть: детский спорт начинается со двора. Задача муниципалитетов создавать спортивные площадки, чтобы дети приходили в секции уже подготовленными.
Сейчас Минспорта необходимо в кратчайшие сроки провести мониторинг спортиндустрии в регионах: что уже есть, а что необходимо построить. В стране наблюдается улучшение демографической ситуации. Сейчас не хватает мест в детских садах, а через какое-то время их уже не будет в спортивных секциях, так как нам не хватает кадров в регионах. Нам нужно понять, сколько денег необходимо заложить в федеральный бюджет, какие средства нужны для развития спорта в регионах и муниципалитетах. Надо понимать, какое обеспечение имеется на местах, сколько тренеров нужно подготовить. Поймите, у нас мало времени. Если не подготовим кадры, спортивные объекты просто-напросто будут пустовать.
Антон СИХАРУЛИДЗЕ: "БИЗНЕСУ, КОТОРЫЙ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В СПОРТ,
НУЖНО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ"
- Нам нужно думать о том, как привлечь бизнес в спорт, - сказал олимпийский чемпион по фигурному катанию, глава комитета Государственной думы РФ V созыва по физической культуре и спорту. - В России, на мой взгляд, сейчас есть все предпосылки для развития спорта. Во-первых, это пристальное внимание к спорту со стороны государства. Во-вторых, достаточный интерес граждан к развитию спорта. В-третьих, небывалое количество крупнейших соревнований, которые пройдут в нашей стране в ближайшие годы. Прежде всего, необходимо развивать инфраструктуру, и уже есть определенное понимание, накопился опыт, как это делать. Правда, это развитие сейчас идет только за счет федерального или регионального бюджетов.
Существуют различные федерально-целевые программы, благодаря которым много объектов уже построено в различных регионах. А вот бизнес в данном процессе практически не участвует, что не может не настораживать. Почему так происходит? Бизнес не видит в таком сотрудничестве со спортивным сообществом никакой выгоды, для него нет никакой, что называется, отдачи. Поэтому необходимо создавать определенные налоговые льготы для бизнеса, который вкладывается в спорт - в строительство инфраструктуры, обслуживание спортивных объектов, комплексов.
Подавляющее большинство детей занимается в регионах, у себя дома. Во-первых, это удобно, во-вторых, так и должно быть. Однако в регионах бизнес также не хочет помогать детским спортивным школам - градообразующие предприятия не имеют от такого сотрудничества никаких преференций. Взаимоотношения с государством в вопросах развития спорта, как правило, выстраиваются в одностороннем порядке: бизнес-структуры вкладывают средства, но практически не получают никакой отдачи. Одним словом, нельзя все взваливать на плечи государства. Необходимо привлекать к развитию спортиндустрии частный капитал, создавать ему необходимые условия.
Михаил ТЕРЕНТЬЕВ: "ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
ФИНАНСИРУЕТСЯ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВОМ"
- Несмотря на последние спортивные достижения, паралимпийское движение в России не так сильно, как это может показаться на первый взгляд, - сказал глава Паралимпийского комитета России. - Мы получили признание в 2006 году, когда достижения паралимпийцев приравняли к успехам олимпийцев. После этого во многом благодаря поддержке со стороны оргкомитета "Сочи-2014" мы завоевали право на проведение Паралимпийских игр. Государство стало гораздо активнее нас финансировать. Хочу заметить, что во время экономического кризиса никакого сокращения финансирования не произошло, мы сейчас находимся на подъеме. В Лондоне мы сможем принять участие в 16 видах спорта из 20.
Бизнес, к сожалению, не заинтересован во вкладывании средств в наше движение, не видит в этом преференций. Хотя уже раскуплено 50 процентов билетов на Игры в Лондоне, паралимпийский спорт набирает популярность. Начиная с Сиднея к нам растет интерес. В России же, к сожалению, очень мало показывается соревнований среди паралимпийцев. С одной стороны, нашему комитету не хватает средств для освещения соревнований, с другой - невысокий телевизионный рейтинг не способствует популяризации нашего движения. В итоге попадаем в такой замкнутый круг. Хотя постепенно уже появляются интернет-ресурсы, которые освещают паралимпийские соревнования. Есть и достижения в плане привлечения спонсоров. В частности, в Лондоне нашу команду по хоккею будет поддерживать такая крупная компания, как "Мегафон". И все же пока очень мало компаний готовы нам помогать, хотя требуются не такие уж значительные средства, как для олимпийского движения. Частный капитал не видит маркетинговой ценности для себя при финансировании нашего движения.
Ирина ВИНЕР: "НЕ НУЖНО РАЗГРАНИЧИВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА"
- Удается нам, конечно, не все, - сказала главный тренер сборной России по художественной гимнастике. - Чтобы чего-то добиться, мы должны проходить через препятствия и преграды - в пустые ворота легче забить гол, нежели в те, где стоит вратарь. Однако мы не разграничиваем детский спорт и профессиональный. Взрослые получаются из детей, и мы об этом почему-то забываем. Конечно, нужно строить площадки, залы. Непонятно, почему у нас даже в Москве сдаются дома без маленьких спортивных комплексов для детей. Потому что это стоит дополнительных денег, а никто их тратить не хочет, а такие планы без этих комплексов утверждаются. А потом мы этих детей вытаскиваем с улиц и из наркологических центров. Недавно в Кемерове был построен спортивный комплекс, в котором 11 залов в том числе для художественной гимнастики, борьбы, бокса - все на уровне мировых стандартов. Это удачный пример того, как бизнес совместно с местными госструктурами создает хороший спорткомплекс.
Один из наших самых больных вопросов касается регионов. Нам сейчас дали возможность построить нашу базу на Байкале, чего мы не могли добиться шесть лет. Около Байкала жили Евгения Канаева, Дарья Дмитриева, и залов там не было. Но там есть дети, которых мы берем с восьми-девяти лет и привозим в центры подготовки. Если бы Канаева в свое время не приехала в Центр олимпийской подготовки в Москву, то у нас не было бы олимпийской чемпионки и абсолютной чемпионки мира. Мы много лет говорим, чтобы дать стране параллельный зачет - возможность спортсменам представлять два региона. Нужно поддерживать людей, которые подняли ребенка до какого-то уровня, а затем передают его в федеральный центр, чтобы он мог прогрессировать дальше. Дуб должен расти среди дубов. Мы все должны быть едины, и не нужно сталкивать людей друг с другом.
Ольга СМОРОДСКАЯ: "ТРЕБУЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЯТЬ
ЗАКОН "О БОЛЕЛЬЩИКАХ"
- На самом деле привлекать спонсоров в дорогой вид спорта можно, если у нас налажена обратная связь, - сказала президент ФК "Локомотив". - Мы не получаем больших денег за трансляции, к сожалению, не прирастает и аудитория, которая смотрит футбол, - не только по телевизору, но и на стадионе. Но количество болельщиков не увеличивается в течение последних пяти лет, а у некоторых команд их число даже снижается. Думаю, нужно идти по разным направлениям, чтобы привлечь спонсоров к финансированию футбола. Структура доходов любого футбольного клуба в Европе очевидна и прозрачна. Там от 30 до 40 процентов доходов клубов идет от продажи прав на трансляции, у нас же она составляет 7 процентов.
У нас очень комфортабельный стадион, но мы его не заполняем. То есть комфортные условия - это не ключевой пункт в проблеме привлечения зрителей. Считаю, что государству нужно обязательно принять закон "О болельщиках". Сейчас мы не можем запретить посещать стадион даже тем, кто бросает дымовые шашки и файеры. Контроль на нашей арене очень хороший - обыскиваем, как можем. Для того чтобы на стадион пришел болельщик, который вытеснит фаната, бросающего на поле посторонние предметы, поджигающего пиротехнику, ругающегося матом, нужна комфортная и безопасная обстановка вокруг арены. У нас очень успешно проходит программа "Семейный сектор" - он полностью заполнен.
За этот сезон на нашем стадионе ни разу никто ни с кем не дрался. Наши фанаты стали значительно меньше кричать различных расистских лозунгов, реже ругаются матом. Я согласна с тем, что получение дополнительных прибылей от прав на трансляции - это не панацея. Но мне порой смешно, когда считают рейтинги. В прайм-тайм по всем государственным каналам идет сериал "Менты" в самых разных интерпретациях. Спортивные трансляции смотрят, но нужно менять подход к ним. Думаю, раз не получается показывать спорт по государственным каналам, то нужно больше задействовать кабельные каналы, которые есть в крупных городах. Но этого не может сделать ни один клуб в одиночку. Для этого нужна законодательная база.
Василий КИКНАДЗЕ: "ВОСПИТАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ В ДУХЕ НЕНАВИСТИ
К ПОКЛОННИКАМ ДРУГИХ КОМАНД - ОШИБОЧНАЯ И ОПАСНАЯ ПРАКТИКА"
- Центральную роль в популяризации спорта играет привлечение зрителей на стадионы, - сказал генеральный директор АНО "Спортивное вещание". - Нужно, чтобы болельщики пошли на арену. Континентальная хоккейная лига в этом плане использует наиболее передовые технологии. Понятно, что у лиги есть большой финансовый и административный ресурс, но, тем не менее, за исключением Москвы, практически во всей стране хоккейные арены забиты зрителями. Если сейчас сравнивать рейтинги КХЛ нынешнего сезона с тем, что было два года назад, они растут. На мой взгляд, основная проблема футбола в России - отсутствие зрителей. Одной из основных причин этого является, в том числе, использовавшаяся в советское время практика привлечения на стадионы школьников, солдат и т.д., чтобы для галочки забить трибуны и не заниматься серьезными программами по увеличению числа зрителей на аренах.
В свое время я был на Матче звезд НХЛ и спросил организаторов, как на них повлиял финансовый кризис. Они ответили, что практически никак не повлиял, потери составили 2-3 процента. Даже когда у НХЛ возникали большие проблемы с телевидением, то значительных убытков не было, потому что посещаемость не упала. 70 процентов доходов лига получила за счет болельщиков, которые пришли на стадион, купили места на трибуне, заплатили за парковку, приобрели атрибутику в магазине, поучаствовали в специальных программах, организованных клубами. Поэтому, мне кажется, основная задача - сделать так, чтобы зрителю было удобно и комфортно на стадионе.
Обвиняя телевидение в том, что оно не хочет показывать спорт, мы не решим проблему. А с какими-либо административными и политическими указаниями сверху далеко не уйдешь. Это работает какое-то время, а затем все возвращается на круги своя. Недавно я разговаривал с хозяином одного из стадионов, которые строятся в Москве. Арена будет вмещать 30 тысяч зрителей, а парковочных мест будет 4 тысячи. А это автоматически означает, что придет 8 тысяч человек, которые будут готовы заплатить по 200 долларов за вход, а другие 22 тысячи будут требовать стоимость билетов в размере 50 рублей. Так что мы сами порой ограничиваем свои возможности. К тому же мало кто хочет, чтобы его близкие подвергались унизительной процедуре досмотра при входе на стадион. Еще одна порочная, ошибочная и опасная практика - воспитание своих болельщиков в духе ненависти к поклонникам других команд. Это приводит к мордобою до, во время и после матчей. Радикальные фанаты не пускают на стадионы гораздо более широкие слои зрителей - это еще один момент, влияющий на низкую посещаемость. Это решаемая проблема, но для этого нужно использовать видеонаблюдение, лишать прав посещения стадионов агрессивных болельщиков.